Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №5/2002

ТЕТ-А-ТЕТ

Учебник для семейного чтения

Книга-урок, книга-собеседник, книга – путеводитель по искусству, жизни, творчеству недавно выпущена издательством “Первое сентября” в серии “Я иду на урок”. Эта книга написана Майей Карапетян для тех учителей, которые так же, как она, преподают историю искусств самым младшим школьникам и сначала даже еще не школьникам, а “приготовишкам”. Многие главы из этой книги были опубликованы газетой “Искусство” под названием “История искусств для малышей”. Вроде бы учебное пособие, но... то, что я сейчас держу в руках и с огромным интересом читаю, совсем не похоже на многочисленные пособия с их рекомендациями-стереотипами, с их, увы, столь частой самоуверенной надменностью. Говорю так не понаслышке, а как практикующий учитель в школе.

Эта книга, сложившаяся из живых уроков, напрямую говорит с невыдуманными собеседниками – с нашими детьми, и ее автор постоянно ощущает дыхание класса (как актер – дыхание зала), реакцию слушателя и участника урока. Когда-то Константин Сергеевич Станиславский просил своих студентов: “Сотрите привычку, смотрите незамутненным детским взглядом на мир, тогда вы научитесь “смотреть” и “видеть”, и возникнет святое очищение искусством”. Именно такое очищение искусством я и ощутила, когда главу за главой читала эту книгу. Я бы определила ее жанр как путешествие в историю искусств. Это не просто учебник, это книга для семейного чтения. Хочется верить, что выпущенную большим тиражом (а пока всего 5000 экз.) эту книжку будут держать в руках мамы, папы, бабушки и дедушки и каждый вечер находить полчаса, чтобы сесть рядком и почитать ладком эти уроки-рассказы о путешествиях к первобытным людям с их наскальными рисунками, к таинственным египетским пирамидам, к Олимпу, где властвуют Зевс и Посейдон, в царство мрачного Аида, куда отправляется Орфей за любимой Эвридикой. А потом – к афинскому Акрополю и в древнегреческий театр, где выступают актеры на котурнах, можно и самим попытаться разыграть небольшую сценку.

Время и пространство обретают реальные очертания в книге М.Карапетян. Особенно это ощутимо в главах, посвященных Библии (третий год обучения). А как важно приблизить к детям то время, поместить их в то пространство, заинтересовать их тем, что кажется таким далеким, а на самом деле очень и очень близко, – я знаю по личному, увы, отрицательному опыту. Совсем недавно моя внучка понуро сидела над тетрадкой с надписью “МХК” и с остановившимся взглядом зубрила по Библии: “Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, Иаков родил...” Дальше ребенок вздохнул, взглянул на тетрадку и Библию и сказал: “Ненавижу МХК!”

А как было бы хорошо, если бы и у нас дома, и в моей (престижной, к слову сказать) школе была книжка Майи Карапетян! Хорошо потому, что в главах, посвященных Библии, автор просто, увлекательно и ясно (ничего не нужно зубрить – все запоминается, потому что интересно!), с пониманием психологии тех, кто его слушает, говорит: “Настоящую Библию вам читать еще рано. Библия – мудрая книга. Ее называют книгой всех книг... Ведь в Библии написано очень много: и о разных странах, и о разных народах – их истории, и о человеке, о его мужестве и трусости, о его злости, жестокости и о его доброте и такой любви, когда даже жизни своей не жалко ради тех, кого любишь. Человек способен и на огромное зло и на великое добро. И обо всем этом рассказано в Библии”. И дальше с учетом возраста воспринимающих проводит путешествие по поучительным “историям из Библии”. И некоторые главы сопровождаются поэтическими строками. Так, в главе о Рождестве Христовом звучат строки Б.Пастернака. Оказывается, даже к такой сложной поэзии можно приобщить маленьких детей, если делать это доходчиво и увлекательно.

Майя Карапетян делает все, чтобы встреча с прекрасным, дорога в Искусство стала интересна каждому ученику, чтобы каждый чувствовал себя первооткрывателем! Именно поэтому главы книги заканчиваются блиц-опросом: “Вспомним, что узнали, и проверим, как запомнили”. Вопросы звучат совсем не страшно – ведь все зависит от интонации, а интонация книги-путешествия доверительная, добрая, подбадривающая маленького ученика и помогающая учителю именно так – доверительно – говорить с классом.

Истории, рассказанные таким учителем, как Майя Карапетян, безусловно, интересны детям, путешествия в неведомые миры увлекают, но самое трудное – расположить события во времени, дать ощущение временной протяженности, непрерывности, связи времен. И вот в главе “Искусство Возрождения” в самом начале автор-учитель просит учеников: “Нарисуйте в тетради длинную горизонтальную линию, как это я делаю на доске. Разделите ее на две части: левая – короткая, правая – длиннее. Это линия времени. Место, где мы поделили ее, – это смена эр. Начало нашей эры. Пишем: “1 век нашей эры”. И по этой линии идет движение вплоть до искусства французского классицизма – через Микеланджело, Леонардо, итальянскую комедию масок и Шекспира. Не поспешно, не бегом, а в точных временных и пространственных координатах – “на прочной нити времени”, как сказал поэт Валерий Брюсов, строки которого и приводит Майя Карапетян:

Столетия – фонарики!
      о, сколько вас во тьме,
На прочной нити времени,
      протянутой в уме!

Итак, на прочной нити времени, протянутой на уроках, за четыре года занятий дети смогут научиться главному: чувствовать, видеть, думать. Они полюбят учиться, а остальное, как говорится, приложится, тем более что в “приложении” учителя и учащиеся найдут кроссворды, составленные по самым интересным темам уроков, а также словари имен и понятий, список рекомендуемой литературы, список использованных в книге иллюстраций – настоящий научный аппарат.

Галина Карнаухова,
преподаватель 631-й гимназии,
руководитель клуба “Репортер”
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ