Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №21/2002

ТЕТ-А-ТЕТ

Государственная символика

Герб

Для 6-го класса

Урок 1-й

Оборудование: слайды, плакаты по геральдике, бумага для рисования, простые карандаши, ластики, фломастеры.

Учитель. Сегодня мы с вами начнем изучать государственную символику. Кто из вас знает, что входит в понятие «государственная символика»?

Ученики. Герб, флаг, гимн.

Учитель. Тема нашего урока – герб. Мы будем говорить о том, когда появились первые гербы и для чего они нужны. Герб – немецкое слово. В переводе на русский оно означает «наследство». Герб – это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, а в старину – рода или отдельного лица, отражающее исторические традиции владельца. Как вы думаете, когда появились первые гербы?

Герб

Ученик. Я думаю, что в романский период Средневековья, когда строились рыцарские замки и устраивались турниры.

Учитель. Это предположение не беспочвенно, хотя происхождение гербов можно отнести к значительно более раннему периоду истории человечества. Еще во времена первобытного общества на скалах или больших камнях наши предки примитивными орудиями выбивали или рисовали различных животных (демонстрирует слайд). Этим животным поклонялись тогдашние роды и племена, считая их прародителями – тотемами. В этих изображениях исследователи видят прообразы гербов.

Непосредственными же предшественниками гербов были родовые и семейные знаки собственности. Такие простейшие знаки в виде палочек, зарубок, элементарных рисунков сохранились на территории нашей страны вплоть до XIX века: ремесленники помечали ими свои изделия, крестьяне – инвентарь и скот (демонстрирует слайд).

Первыми гербами были эмблемы на печатях, монетах, медалях древних государств. В III тысячелетии
до н.э. в Шумере это был орел с львиной головой, в Египте – змей, в Армении – лев, в Византийской империи – двуглавый орел. В то время гербы имели не только государства, но и города. Гербом Афин была сова, Коринфа – крылатый конь.

Являясь отличительной эмблемой государства или города, гербы символически передавали их характерные особенности, местные отличия, исторические события, в них произошедшие.

Как мы уже говорили, эмблемами пользовались не только страны и города, но и отдельные лица. Сведения о геральдических знаках древнерусских князей, употреблявшихся для обозначения собственности, относятся к середине Х века.

На этом плакате представлены геральдические знаки древнерусских князей (демонстрируется плакат).

Особую разновидность эмблем представляют гербы, появившиеся в Западной Европе в XI–XII веках, в эпоху крестовых походов и рыцарских турниров. Вначале изображения на рыцарских доспехах были случайными, позднее они стали более осмысленными, их целью было увековечить ратные подвиги владельца, ими стали дорожить и передавать по наследству. Тогда и появилось слово герб, что, как я уже говорила, по-немецки означает «наследство», «наследник».

Со временем герольды (в переводе с немецкого – глашатай), которые были распорядителями на рыцарских турнирах, стали описывать и составлять гербы. Так возникло искусство составления гербов – геральдика.

Образовалась своего рода геральдическая азбука. Основой всякого герба считается щит – как поле для изображения эмблемы.

Известно пять форм западноевропейских щитов (демонстрирует плакат).

При составлении гербов использовали финифть, золото, серебро и меха. Цвет в гербе имеет символическое значение. Подумайте, что могут означать цвета золотой, серебряный, красный, зеленый, черный?

Ученики. Красный – цвет крови, храбрость. Черный – траур. Зеленый – спокойствие. Золотой – богатство. Серебряный – благополучие, чистота.

Учитель. В большинстве случаев вы правильно определили значение цветов. Золотой – богатство, сила, верность, постоянство. Серебряный – невинность, чистота, девственность. Голубой – величие, красота,
ясность. Красный – храбрость, мужество. Зеленый – надежда, изобилие, свобода. Черный – скромность, ученость, печаль.

Поле щита может быть однотонное, простое или разделенное, сложное. Щит бывает разделенным по вертикали – рассеченный, по горизонтали – пересеченный, по диагонали – скошенный.

На поле щита есть изображения: животные, мифологические существа, оружие и т.п. Каждое изображение несет в себе определенный смысл. Лев – сила, мужество, великодушие. Леопард – храбрость, отвага. Орел – власть, господство и вместе с тем великодушие и прозорливость. Конь – храбрость льва, зоркость орла, сила и быстрота. Собака – верность, преданность, повиновение. Кошка – независимость. Овца – кротость. Единорог – чистота, непорочность. Кабан, вепрь – мужество, неустрашимость. Ворон – долголетие. Феникс – бессмертие. Змея – вечность. Дуб – крепость, сила. Солнце – свет, богатство, изобилие. Звезда – ночь, вечность. Посох – духовная власть.

Герб может иметь девиз – краткое изречение, отражающее суть и главную идею герба.

Вспомните известный вам или придумайте свой девиз для герба.

Ученики. «Со щитом или на щите», «Храбрость и справедливость».

Учитель. Сегодня мы узнали много нового об истории гербов и законах их составления. Но есть еще один момент, на котором мне хотелось бы заострить ваше внимание. Мы уже упоминали о том, что в гербах использовались ценные и очень дорогие металлы, эмали, меха. Впоследствии они были заменены условными изображениями – гравировкой. Так, красный цвет можно символически показать вертикальной штриховкой, голубой – горизонтальной, зеленый – диагональной справа, пурпурный – диагональной слева, черный – взаимно пересекающейся, золото – точки на белом фоне, серебро – чистое белое поле.

Эти сведения вы сможете использовать сейчас при выполнении самостоятельной работы. Сделайте зарисовки понравившихся вам элементов различных гербов.

Ученики выполняют задание. Затем обсуждают выполненные работы. Объясняют, почему был выбран тот или иной элемент герба.

Домашнее задание. Подобрать информационный материал по истории российского герба, герба Москвы и герба нашего района.