Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №22/2002

ТЕТ-А-ТЕТ

Александра Никитина

Педагогическая элегия:
Снус-Мумрик и директор школы

Сергей Казарновский со своими актерами

На сцене необыкновенно красивый утренний туман. Утренний, потому что прохладные лучи постепенно набирают силу и расцветают голубой зарей. Солнце светит, однако дождь не кончается. Он так и будет лить, капать, накрапывать на протяжении всего спектакля. И шестнадцатилетние актеры, мокрые до нитки, пятьдесят минут будут танцевать причудливое «Муми-танго» в маленьких и больших озерах, образовавшихся на клеенчатом покрытии сцены.

Грустным и светлым дождем, умывающим от зари до зари лес, где живет множество всякой мелюзги, где бродит со своей флейтой Снус-Мумрик, где воздух наполнен воспоминаниями о детстве в Муми-доме, режиссер Сергей Казарновский, кажется, оплакивает завершенный отрезок жизни и встречает неизвестное будущее.

Десять лет назад Казарновский открыл общеобразовательную школу. Она была крошечная – всего один класс начальной. Театральная студия «Класс-Центр», существовала к тому времени уже десять лет. Старшие воспитанники играли шекспировскую трагедию «Ромео и Джульетта», пародийную рок-оперу «Эники-Беники», поэтический спектакль «Странное дело», пели джаз, танцевали степ и ездили на зарубежные гастроли. Старших было много – три группы от двенадцати до двадцати лет – всего человек шестьдесят. А малышей – один класс. Но старшие приходили в «Класс-Центр» только вечером, а малыши проводили здесь всю свою жизнь: утром – обычные уроки, потом творческие классы (театральные игры, пластика и танец, словотворчество и сценическая речь, изобразительное искусство, музыка), а после – репетиции и спектакли. Кроме того, старшие оперялись и вылетали и гнезда, а малыши росли и постепенно заняли в жизни «Класс-Центра» главное место.

На Большой Академической улице строили для общеобразовательной школы-комплекса № 686 «Класс-Центр» новое здание. Тогда, в самом начале истории Сергей Казарновский – инженер по первому образованию, режиссер по второму и педагог волею судьбы – задумал спектакль по сказкам шведской писательницы Туве Янссон о Муми-троллях. Он обещал эту работу второклашкам. Ему виделся вечерний праздник в Муми-долине из повести «Шляпа Волшебника». И заканчиваться история должна была словами: «Ах, как сладко все съесть, все выпить, обо всем поговорить и до того наплясаться, что усталые ноги еле несут тебя домой в тихий предрассветный час спать, спать!»

Может быть, тогда ему казалось, что главное дело своей жизни он уже вот-вот завершит: построит небывалую школу, которая будет для детей таким же желанным пристанищем, как Муми-дом в сказочной Муми-долине. Наверное, он видел в своих маленьких воспитанниках мечтательного Муми-тролля, а себя представлял Муми-папой. Но жизнь всегда преподносит неожиданные сюрпризы. Об этом написано и в сказках Туве Янссон. В жизни начинающего директора строительство новой школы (общеобразовательной и при этом театральной) обернулось множеством стихийных бедствий, которые всегда осложнялись непредсказуемыми детскими выходками.

Класс рос. Дети перешли в среднюю школу, а потом и в старшую. А спектакль о Муми-троллях так и оставался обещанием, мечтой. Иногда Казарновский начинал его репетировать, потом бросал. В какой-то момент он стал притчей, потом анекдотом, историей, в которую никто уже не верил.

Сидя за столиком в уютном учительском кафе, Казарновский оправдывался перед собой и старыми друзьями: «Я превратился в прораба. Быть директором, строить школу и ставить спектакли одновременно невозможно!» И за десять лет, с 1992 до 2002 года Сергей Казарновский, который был когда-то безусловным лидером детского театрального движения, не поставил ни одного нового спектакля. С классом, который был когда-то первым, а также и со всеми новыми классами, набранными в 686-ю школу, спектакли ставили другие люди.

Он попал в ловушку. И не он один, а большинство детских театральных режиссеров и педагогов, начинавших в 80-е годы. На их долю выпало такое время, то самое «время перемен» из восточной поговорки. А на детском театре оно сказалось особенным образом. Как и в переломные 20-е годы выяснилось, что именно театральная студия – тот спасительный плот, на который могут вскарабкаться дети, начинающие захлебываться в водоворотах и пене слишком бурной и нестабильной жизни.

Но плотики, построенные по образцу школьных театральных студий в последние доперестроечные годы, оказались малы для новых задач и условий. А начиная строить огромные корабли: театры, где играют дети, театральные школы, крупные студии, – лидеры движения потеряли привычные формы работы и общения: камерные, доверительные, почти семейные. И было страшно, что, взявшись за штурвалы огромных кораблей, они потеряют себя. Долгие годы режиссерского, творческого безмолвия оказались уделом многих коллег и ровесников Казарновского. Но размах дела, задуманного им, был глобальнее, чем у остальных, молчание длительнее и страх перед возвращением в профессию, вероятно, глубже.

С первым школьным классом была прожита целая жизнь – от первого урока до последнего звонка. И все было в этой жизни: первые обольщения, узнавание, разочарования и раздражение, привыкание и любовь, ссоры и примирения. Эта новая огромная жизнь проживалась детьми и директором так полно и искренно, что не могла стать предметом анализа и осмысления, не успевала претворяться в творчество. И вот выросшие малыши ушли строить свою, отдельную от школы и директора жизнь, а Казарновский и новый одиннадцатый класс выпустили спектакль «Муми-танго». И получилась история о том, как Снус-Мумрик потерял и снова обрел свою мелодию, а вовсе не о том, как закончился праздник.

Художник Константин Розанов организовал беспрестанный дождь, ставший основным камертоном спектакля. Высоко над сценой, как верхушки деревьев и кустарника умытого леса, раскачиваются прозрачные умывальники, в которые вставлены букеты сухих ветвей. Эти странные экибаны открыты любому свету и цвету. Они принимают, отражают, трансформируют его, дробят на мелкие капли и собирают в потоки. В глубине воды рождаются синие сумерки и алый свет заката, зеленое утро и полдень цвета речных кувшинок. Дождь похож на завесу памяти. Дождь размывает слишком резкие очертания, смывает случайный сор, а чистые краски делает еще чище и прозрачнее.

И в этом чистом дожде появляется хор – шестнадцатилетние девчонки и мальчишки, они же лесная мелюзга, живущая в траве и под кустами, они же стихии: ручей, огонь, мелодия. Хор произносит разные фразы из сказки «Весенняя песенка» и танцует странное, медленное и дробное, как капли дождя, танго. И среди хора – Снус-Мумрик (замкнутый и застенчивый Никита Спиридонов). Он идет за дождем, идет за ручьем, идет от шумной Муми-долины в лес одиночества, чтобы услышать свою мелодию. А лес не хочет оставить его с флейтой наедине. Кругом – приставучая мелюзга. Но хуже всех самая мелкая – в дурацком кричаще-зеленом платьице, с нелепыми косичками и противным доставучим голосом капризная звездочка (Марьяна Ибрагимова). Это мелкое чучело, у которого, как выясняется, и имени-то своего нету, почему-то уверено, что Снус-Мумрик существует специально для ее личного удовольствия. И костер он развел, чтобы она погрелась, и похлебку сварил, чтобы она попробовала, и флейту достал, чтобы она потрогала и послушала. Снус-Мумрику и самому тошно от нее, а тут еще все начинают ревновать: и ручей убегает, и костер прячется, а главное – уходит мелодия. Они все такие разные: ручей, а скорее речушка – медлительная полноводная красавица, Огонь – острая, тонкая, яркая завоевательница, а Мелодия тиха, скромна, загадочна и чуть-чуть холодновата. Но коротышка с косичками распугивает всех. Она топает ногами, капризничает, требует, ластится и глупо, неумело кокетничает.

Волей-неволей приходится ею заниматься. Снус-Мумрик, видите ли, должен придумать ей имя. Но ведь для этого приходится вглядываться, узнавать, возможно, полюбить. Снус-Мумрик ищет имя для малышки, а его посещают неясные образы – не то фантазии, не то преображенные временем воспоминания. Пролетает нелепая птица в черно-оранжевом оперении. Покинутый друг Муми-тролль, облачившись в старомодный костюм, танцует нечто невообразимо авангардное. Все это для Снус-Мумрика свое, глубоко личное, никого не касающееся. Но нахальная малышка стоит рядом и смотрит. И кажется, все видит насквозь, все понимает и толкует как-то по-своему...

И когда Снус-Мумрик станет мудрее на целую жизнь, он узнает, как не совпадают ритмы взрослой и детской жизни, как разнится угол зрения у того, кто смотрит сверху, и того, кто глядит снизу. И еще он знает теперь, что любишь не того, кто подарил что-то тебе, а того, кого одарил ты сам. Так рождается новая, выстраданная мелодия, омытая струями прохладного дождя.

О чем поется в этой весенней песенке, звучащей на закате? О том, что нельзя пропускать ни одной встречи и ни одного расставания, потому что из них слагается сокровищница нашей жизни. О том, что за каждой весной неизбежно приходит осень, но и за каждым закатом все равно расцветает рассвет.

Создавая «Муми-танго», Сергей Казарновский был удивительно искренен. Так сложилась жизнь, так совпало время, что он не мог не создать школу, не мог не заниматься потолками и плинтусами, политесом и дипломатией, не мог не войти в роль настоящего директора. Но все это имело и имеет смысл только при условии, если Муми-папа остается в глубине души
самим собой, если Снус-Мумрик способен найти потерянную мелодию, если живое чувство способно проливаться весенним дождем.