Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №9/2003

ТЕТ-А-ТЕТ

Владимир Невельский

Поэт живописной архитектуры

Главная (Иорданская) лестница Зимнего дворца. 1756-1761Когда Карло Растрелли в 1716 г. прибыл в Петербург из Парижа со своим шестнадцатилетним сыном, никто не мог предполагать, что Растрелли-младший войдет в историю культуры XVIII в. как выдающийся представитель русского зодчества, станет первым великим мастером, чье имя узнает вся Россия, чье искусство шагнет далеко за пределы столичных дворцов и вельможных палат.
Сам отец, получивший прекрасное художественное образование, изучил архитектурное проектирование и Воскресенский собор Смольного монастыря. 1748-1762строительную технику, был неплохим ювелиром, знал в совершенстве все тонкости художественного литья, занимался декоративной живописью, но более всего тяготел к скульптуре. Именно скульптурными работами он прославился сначала во Франции при дворе Людовика XVI, а затем и в Петербурге.
Начинать в российской столице ему пришлось совсем с другого занятия - с чертежей планировки парков царской резиденции в Стрельне, на берегу Финского залива. Младший Растрелли помогал отцу и уже через несколько лет ему представился случай применить на практике все то, чему научил отец.
Начинающим архитектором заинтересовался молдавский господарь, князь Дмитрий Константинович Кантемир. Он предложил построить для него каменный дворец на Миллионной улице рядом со старым деревянным домом.
Второй заказ поступил от Петра I, но старший Растрелли не обольщался успехами сына и отправил Бартоломео на несколько лет за границу поработать под началом первоклассных наставников.
Отец не торопил с возвраще-нием. Лишь после восшествия на престол Анны Иоанновны он немедленно вызвал сына и пустил в ход все свои связи, чтобы обеспечить ему работу при дворе. Вот тогда-то, в 30-е гг., и взошла звезда блистательного мастера нового стиля в русской архитектуре - барокко. А подлинный Галерея Растрелли в Зимнем дворце. 1754-1762. Фрагментрасцвет его таланта пришелся на время царствования Елизаветы Петровны. Положение главного придворного архитектора, которое он занимал свыше двадцати лет, дало Растрелли возможность осуществить практически все его замыслы.
Большой (Екатерининский) дворецОгромно творческое наследие зодчего. Подробный список работ, составленный им самим в конце жизни, насчитывает десятки дворцов, столичных домов вельмож, многочисленные парковые постройки, церкви, театры, величественный монастырский ансамбль, загородные усадьбы. Баловень царского двора и любимец знати, он пользуется необыкновенной популярностью.
Многие стараются обзавестись настоящим растреллиевским домом, дачей или церковью в своем имении. Зачастую Варфоломей Варфоломеевич был вынужден перепоручать проектирование очередных проектов своим бесчисленным ученикам и помощникам... Так в его чертежной мастерской выросли и возмужали многие русские архитекторы, которые позже разъехались по всей стране, продолжая застраивать города и веси "расстрелиевскими" храмами и усадебными особняками.
О каких творениях Растрелли нельзя не упомянуть особо? Конечно, о Большом Петергофском дворце - этой архитектурно-художественной симфонии зодчего. Павел Соколов. Девушка с кувшином. Фонтан в Царском Селе. Нач. XIX в. Разумеется, и о Екатерининском дворе в Царском Селе, который по своим масштабам, цельности пространственного построения, единству решения фасадов и Евгений Лансере. Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе. 1905отделки интерьера, по необычной насыщенности пластикой и цветом представляет собой уникальное явление. Этот роскошнейший из дворцов XVIII в. был задуман как резиденция могучего монарха. Именно таким он и получился у Растрелли.
Но наиболее совершенным произведением мастера считается ансамбль Смольного монастыря, в котором воплотилась вся мощь таланта архитектора. Блестяще найденный масштаб сооружений и совершенство их пропорций, живописный силуэт Смольного собора, мастерски подобранные цвета - все это создает впечатление грандиозности и одновременно изящества растреллиевского шедевра, стоящего сегодня в одном ряду с творениями величайших зодчих всех времен.
Последней работой Растрелли, его лебединой песней стал Зимний дворец. Увы, безраздельное господство той школы, главой которой был "певец барокко, поэт живописной архитектуры", подошло к концу. При новой императрице, Екатерине II, чьи вкусы оказались совсем иными, его положение тотчас пошатнулось. И год спустя, отстраненный от всех дел "в рассуждении старости и слабого здоровья", Растрелли навсегда покинул столицу.
На смену ему уже пришли представители нового художественного направления. Наступала новая эпоха - эпоха классицизма.