Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №12/2003

ТЕТ-А-ТЕТ

Елена Рачеева

Петра державное творенье

Бесспорно, празднование 300-летия со дня основания Санкт-Петербурга – самое крупное культурное событие нынешнего года. Торжеств по этому поводу задумано немало и с размахом. В их числе великолепный проект двух крупнейших музеев России – выставка «Я Петербург люблю…». В основе ее идеи сопоставление культур: «Москва–Петербург» и «Россия–Запад».

Русский музей привез в Москву, на Волхонку, в Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина лучшие свои сокровища. Несколько залов отдано живописи, графике, скульптуре, фарфору самых именитых мастеров XVIII столетия, Золотого и Серебряного веков. Зрелище дивное, впечатляющее. Название выставки – «Я Петербург люблю…» – подразумевает показ большого количества пейзажей северной столицы. И кажется, это удалось. Они обволакивают зрителя особой атмосферой ее духа, стиля – романтического, сурового и элегантно-роскошного города. Таким он был. Таким его видели художники. Величественный, одетый в гранит и мрамор град запечатлен кистью Федора Алексеева в знаменитой картине «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от первого Кадетского корпуса». Подтверждение тому и шедевр Максима Воробьева «Набережная Невы у Академии художеств».

Любопытны впечатления иностранных художников, увидевших когда-то русскую императорскую столицу во всей ее красе. Таковы полотна немецкого живописца Иоганна Георга Майера.

И конечно, среди петербургских видов на выставке Михайловский дворец – нынешнее главное здание Русского музея, гениальное творение итальянца Карла Росси. Представлено одно из самых удачных изображений дворца – полотно талантливейшего пейзажиста Карла Беггрова «Михайловский дворец», написанное в 1832 г., через шесть лет после его постройки.

Петербуржцы не только показали великолепие и размах своего города, возводившегося лучшими зодчими Европы, но и сделали роскошный подарок публике Пушкинского музея. Впервые здесь экспонируется знаменитый «Медный змий» (1841)– огромное полотно (площадь его поверхности 48 кв. м) художника российского классицизма Федора Бруни. Задуманная в 1827 г., картина стала своего рода отчетом автора перед Академией художеств о традиционной пенсионерской поездке в Италию. Не случайно рядом размещены великолепные подготовительные рисунки и эскизы. В 2000–2002 гг. была произведена уникальная техническая реставрация картины Бруни: дублирование холста, его фиксация на временный облегченный подрамник, а затем реставрация живописного слоя, открывшая первоначальный облик картины, вызвавший когда-то неописуемый восторг современников.

Галерея портретного искусства развернута в своих классических творениях. Так, например, Москва впервые увидит и хозяйку Михайловского дворца – великую княгиню Елену Павловну, жену великого князя Михаила Павловича. Он строился именно для этой фамилии. Блестящий аристократический «Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией» написан в 1830 г. Карлом Брюлловым. Княгиня была личностью примечательной, в ее салоне собирался цвет Петербурга, здесь зародилось когда-то Русское музыкальное общество, музицировали Михаил Глинка, Ференц Лист, Гектор Берлиоз.

Однако на выставке представлен и другой Петербург – город ремесленников, торговцев и простого люда. О новой эпохе и ее персонажах повествует полотно «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади» (1869) некогда популярнейшего художника Константина Маковского. А фарфоровые фигурки из серии «Торговцы и ремесленники» из «Гурьевского сервиза» (первого парадного сервиза, созданного на Императорском фарфоровом заводе) забавно и шутливо изображают новых героев.

И наконец, одна из самых захватывающих страниц русской культуры: конец ХIХ – начало ХХ в. Валентин Серов, Александр Бенуа, Константин Сомов, Лев Бакст, Михаил Врубель – художники, избравшие «чистое и свободное искусство», далекое от социальных обличений. Так, «Шестикрылый Серафим», созданный в1904 г. Врубелем, во многом созвучен тому, что тревожило многих художников других стран, что объединяло русское искусство рубежа веков с европейским модерном. И не только в поисках нового художественного языка, но и в обретении нового смысла творчества. Тема судьбы и пророческой миссии художника в мире – то главное, что несет создание Врубеля.

Мощный аккорд огромной выставки – знаменитая коллекция авангарда, работы периода исторического перелома ХХ века… Пожалуй, не один музей мира не обладает столь качественным и обширным собранием русского авангарда, которое могло бы соперничать с уникальными шедеврами петербургского музея. Здесь и супрематические создания Казимира Малевича, и его «крестьянский цикл». Среди мастеров этого времени на выставке представлен глава абстракционистов, первым осуществивший «прорыв в неведомое», – Василий Кандинский. Еще в 1911 г. он провозгласил беспредметность в искусстве своим основным принципом.

Завершает обзор всего этого великолепия гордость Русского музея – художник-философ Павел Филонов. Музей обладает самым полным собранием его произведений.