Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №19/2003

ТЕТ-А-ТЕТ

Кубометры классики или «Треснувшие зеркала кубизма»

Дмитрий Барабанов

Жан Метценже. Натюрморт. 1915

С тех пор как французским журналистом Луи Вокселем в употребление был введен термин «кубизм», прошло уже 95 лет. В наши дни многочисленные и разнообразные произведения художников-кубистов украшают лучшие музеи мира. Открывшаяся в стенах Третьяковской галереи выставка «Cubisme – Кубизм – Kubismus. Художественный прорыв в Европе. 1906–1926» знакомит столичную публику с классическими образцами этого направления.

Развернутая и эффектная экспозиция, организованная Третьяковской галереей в содружестве с ганноверским Шпренгель-музеем, демонстрирует все грани стиля на примере трех школ: французской, русской и немецкой. Произведения из своих коллекций предоставили парижские Центр Жоржа Помпиду и Национальный музей Пикассо, а также музеи Гааги, Базеля, Бонна, Саарбрюккена, Нойса, Эссена, Кана и Санкт-Галлена.

Кураторы не стали жестко разделять работы по странам и школам, а постарались представить их в контексте единого культурного европейского пространства. Это попытка отразить весь путь развития кубизма от самых ранних этюдов и эскизов Пабло Пикассо 1907-1908 годов до причудливых натюрмортов Ивана Клюна времен воцарившегося социалистического реализма.

Дерзкие эксперименты Пабло Пикассо не просто бросили очередной вызов традиционным изобразительным ценностям. Его «Авиньонские девицы» изменили весь ход развития искусства. Кубизм Пикассо и его ближайшего сподвижника Жоржа Брака выделялся непривычным взглядом на ординарные вещи, использованием гротескных живописных приемов и бунтом против распространенных стереотипов в изображении натуры. Возникнув в Париже, художественной Мекке того времени, кубизм собрал под своими знаменами таких ярких индивидуальностей, как Фернан Леже, Хуан Грис, Жан Метценже, Робер Делоне. Благодаря поездкам в Париж и открытому для ознакомления прекрасному московскому собранию коллекционера С. И. Щукина, русские художники неизменно находились в курсе возникновения и развития всех новейших направлений в искусстве того времени. Однако стоит отметить, что каждый художник сумел увидеть сквозь призму кубизма что-то свое, поэтому так непохожи работы Надежды Удальцовой и Франца Марка, Василия Рождественского и Курта Швиттерса, Натальи Гончаровой и Анри Лорана. Тем интереснее зрителю будет обнаружить и сопоставить те общие тенденции, что объединяют «Изобилие» Анри Ле Фоконье и «Купание» Аристарха Лентулова, «Королеву Изабо» Пикассо и «Женщину в красном платье» Роберта Фалька.

Обнаженное женское тело на полотнах кубистов дробится мозаичными гранями, позволяя художникам не только решительно обобщать детали, но и фантастическим образом преодолевать анатомические ограничения. Изломанная пластика персонажей, столь эмоционально запечатленная Пабло Пикассо в его ранних работах, нашла своеобразное продолжение в «Обнаженной негритянке» Наталии Гончаровой, в «Композиции с фигурами» Любови Поповой и «Натурщице» Владимира Татлина. Калейдоскоп перспективных сокращений, совмещение нескольких точек зрения и пересекающихся под разными углами плоскостей включил в себя немыслимые прежде сочетания изобразительных средств. Так, в натюрмортах Ольги Розановой живописные пятна контрастируют со смело включенными в ткань холста фрагментами вполне осязаемого кружева и этикеток. Условные геометрические фигуры в работах Александры Экстер, Хуана Гриса, Александра Шевченко и Луи Маркусси рискованно комбинируются с цифрами и литерами, а светящиеся поверхности оборачиваются лаконичными силуэтами знакомых бытовых предметов и музыкальных инструментов. Пространство же в пейзажных кубистических композициях приобретает магические свойства – далекое и близкое смешиваются, а традиционное разделение картины на планы и вовсе становится несущественным. Трактовка природных форм достигает схематичной жесткости, превращая деревья и холмы в специфические и необычные каркасные конструкции. В этом контексте станковые произведения вполне естественно соседствуют с целым рядом оригинальных скульптур. Объекты Раймона Дюшан-Вийона, Александра Архипенко, Жака Липшица и Анри Лорана наглядно демонстрируют принципы кубизма в трехмерном изображении.

Устроители выставки тематизировали подбор произведений, стремясь представить панорамный взгляд на это течение. Таким образом, у публики появилась возможность увидеть, как именно в работах кубистов постепенно подвергался трансформации образ человека, как деформировались городские пейзажи, модернизировались натюрморты и происходило возвращение к фигуративности.

Многие произведения, представленные на выставке, демонстрируются в России впервые. Так, геометрические формы знаменитого Пита Мондриана дополнены яркими декоративными работами Аугуста Макке, а динамика движения Робера Делоне – изысканными композициями Пауля Клее. Помимо этого, Третьяковская галерея включила в экспозицию хрестоматийные работы отечественных мэтров художественного авангарда, собрав вместе произведения Казимира Малевича, Владимира Татлина, Александры Экстер, Ольги Розановой, Ивана Клюна, Наталии Гончаровой, Надежды Удальцовой... Именно кубистические опыты стимулировали фантазию русских художников, вплотную приблизив их к беспредметному искусству.