Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №20/2003

ТЕТ-А-ТЕТ

Новости культуры

Светлана Соложенкина

 

 

Семь страниц текста

 

 

Театр начинается с вешалки? Может быть, это и так. Но театр для юного зрителя должен начинаться со сказки. Со сказки все и началось, когда режиссер московского ТЮЗа А спектакль «Алинур» именно целост ный спектакль, и в этом сила его воздействия на зрителей.Аркадий Левин однажды летом в деревне, не думая ни о каких постановках, а просто наслаждаясь отдыхом, прочитал своим детям, семилетней Маше и пятилетнему Феде, сказку Оскара Уайльда «Мальчик-звезда». Сказка эта в несколько страничек вместила в себя очень много. В ней весь Оскар Уайльд. Она волшебно написана, расцвечена тонким и причудливым воображением поэта! Оскар Уайльд был эстетом, в петлице у него всегда красовалась свежая орхидея, и сказки его были не менее изысканны, чем орхидеи, с той разницей, что орхидеи в петлице увядали, а созданные им сказки остались жить в искусстве навечно…

Маленьким Маше и Феде очень понравилась сказка, и они стали играть в «Мальчика-звезду», стараясь воспроизвести прочитанное им в лицах и с живыми подробностями. Это и навело Аркадия Левина на мысль о постановке спектакля по сказке Оскара Уайльда.

А дальше уже началась серьезная подготовка к постановке спектакля. В архивах театральной библиотеки Левин обнаружил журнал «Игра» за 1918 год, в котором был напечатан проект Всеволода Мейерхольда постановки спектакля «Алинур» по сказке Оскара Уайльда «Мальчик-звезда». Спектакль должен был ставиться в народном театре, который создавался тогда при содействии Наркомпроса.

В мейерхольдовском варианте сказки было всего семь страниц текста и более двадцати страниц составляли ремарки – бесценные вехи на пути раскрытия замысла. Графическое оформление предложил художник Юрий Бонди. Проект был задуман интересно и, как всегда у Мейерхольда, смело, с привлечением новейших технических достижений. Но это были достижения того времени – теперь уже восьмидесятипятилетней давности. И Левин поставил перед собой задачу – сое-динить сегодняшние технические возможности со смелой эстетикой Мейерхольда.

Задача непростая, но у режиссера были помощники. Прежде всего Михаил Бархин – сын известного театрального художника Сергея Бархина и сам уже тоже театральный художник и при этом еще талантливый архитектор. Из шаров, кубов, призм он построил сказочный Белый город. Объемный экран, шесть проекторов за сценой (компьютерная анимация и видеомонтаж Александра Малышева при участии Валерия Самойлова) создают совершенно особый, поистине сказочный эффект. Способствовали этому и хореография Тараса Бурнашева, и музыкальные материалы, предоставленные Назимом Надировым. Кстати, песня Рубабы – жены Дровосека – написана на стихи известного поэта А.Ремизова, которые до сих пор нигде не печатались. Думается, что и художественным, и музыкальным оформлением «Алинура», оригинальным и выразительным, был бы доволен и сам Вс. Мейерхольд.

Сказка Уайльда многогранна, многомерна – это и сказка, и притча. Она, как говорится, на все времена. Разве не остросовременно звучит сейчас предостережение старика-священника злому проказнику: «Мотылек – твой брат, не причиняй ему вреда. Птицы, что летают по лесу, – свободные создания. Не расставляй им силков для своей забавы… Кто ты такой, что осмеливаешься приносить страдания в сотворенный Богом мир?»

Этот гуманистический, общечеловеческий пафос и постарался высветить в игре «волшебного фонаря» режиссер спектакля Аркадий Левин. На это же были направлены усилия талантливых актеров, занятых в «Алинуре». Каждый актер в этом спектакле играет не одну роль, а несколько. Все, кроме самого Алинура. Так, дровосек Ахмет еще и Баран Синие Рога, он же – Лошадь, Ворона, Разбойник, Стражник. Рубаба, его жена – также и Горлинка, Лошадь, Старушка. В этом нет ничего удивительного – такова специфика сказки! Тут возможны самые неожиданные превращения. К тому же подобная множественность ролей прямо-таки обрекает артиста на особое внимание к нюансам, и это, конечно, привлекательно как для артистов, так и для зрителей.

Алинура играет Андрей Финягин. Ему немногим больше двадцати, и эта роль – его дебют в ТЮЗе. Дебют, надо сказать, удачный: игра Финягина заставляет забыть, что это игра, настолько он естественен, искренен в своей роли – и тогда, когда Мальчик-звезда восхищает своей красотой, и тогда, когда отталкивает своим безобразием, и тогда, когда приходит через страдание к добру и милосердию.

Дмитрий Супонин (дровосек Ахмет) и Марина Зубанова (жена Ахмета Рубаба) играют скупо, рельефно и в полной мере раскрывают скромное величие бедняков, их доброту и достоинство. Роль Бельгайс, их дочери, исполняет Оксана Лагутина. Бельгайс грациозна и легка и при этом способна на сильное чувство. Актриса точными и тонкими штрихами создает этот образ, исполненный чистоты и душевного благородства. Екатерина Александрушкина с подлинным драматизмом играет роль Нищенки, матери Алинура. Пожалуй, есть в ее игре даже что-то от фатума античных трагедий. Кажется, для артистов, занятых в этом спектакле, нет главных и второстепенных ролей. Михаил Парыгин, пришедший в ТЮЗ после института, одинаково хорош и в роли дровосека Шаркана, и в роли Прокаженного, и в роли Собаки. Запоминаются и такие, совсем уж «мимолетные» роли, как Жеребенок (Алена Стебунова), Ворона (Павел Пайманов) и Белка (Михаил Петухов). И действительно: нет второстепенных ролей – даже самый беглый, но выразительный штрих важен для раскрытия целого.

А спектакль «Алинур» именно целост ный спектакль, и в этом сила его воздействия на зрителей. И дети, и взрослые не торопились после окончания спектакля в гардероб, к той самой вешалке, с которой – кто спорит? – начинается театр. Выходили не спеша, с задумчивыми лицами…

Как это отрадно, что в нашем ТЮЗе (главный режиссер Генриетта Яновская) царит дух смелого экспериментаторства и что из семи страниц мейерхольдовского текста, обнаруженного Аркадием Левиным, общими усилиями – режиссера спектакля, артистов, художника, хореографа, музыканта и волшебников компьютерной анимации – из этого драгоценного зернышка-сказки сумели вырастить такой прекрасный цветок – спектакль «Алинур». Видно, семь и впрямь счастливое число!

 

 

Фото Елены Лапиной