Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №4/2004

ТЕТ-А-ТЕТ

музеи мира

 

 

Елена Тютрина

 

Музей Академии художеств

Неизвестный художник фламандской школы 17 века. Урок

 

Николай Лаверецкий. Купальщица. 1869Думаю, далеко не все любители искусства знают, что в стенах этого величественного здания на Университетской набережной Невы сосредоточено одно из старейших художественных собраний страны, что находящийся здесь первый российский художественный музей открыл свои двери для широкой публики почти 250 лет назад.

Возникший практически одновременно с Академией художеств в середине XVIII в., он первоначально задумывался как методический центр, выражаясь современным языком, чтобы представить воспитанникам академии образцы высокого искусства, которые можно было бы изучать и копировать. Но очень скоро музей превратился в уникальное по объему и многообразию материала собрание, не имеющее себе равных в России.

Его основу заложил первый президент Академии художеств, граф Иван Иванович Шувалов, передавший новому учебному заведению в 1758 г. «для нужд воспитанников» большую часть своей замечательной коллекции картин, рисунков и гравюр. С этого времени в академии стали собирать произведения всех видов и жанров искусства, как русских, так и западноевропейских мастеров.

Музейные коллекции непрерывно пополнялись из самых разных источников. Это были поступления из Зимнего дворца и пригородных царских резиденций, из Императорского Эрмитажа, дары царствующих особ и меценатов, а также работы воспитанников и профессоров академии. Достаточно привести лишь некоторые примеры. Так, в середине XIX в. по завещанию графа Н.А. Кушелева-Безбородко в музей поступило 466 первоклассных картин и 29 скульптур, составивших самостоятельную экспозицию. Приблизительно в это же время от императорской семьи музей получил в дар 32 пробковые модели античных храмов, исполненные итальянским архитектором Антонио Кики и приобретенные Екатериной II для своего внука, будущего императора Александра I. Сегодня эти модели «античных руин» составляют часть экспозиции отдела слепков. А вот Кушелевская коллекция в начале прошлого века была почти полностью передана в Картинную галерею Эрмитажа по распоряжению ее тогдашнего руководителя Александра Бенуа, нарушившего тем самым волю владельца.

Многие экспонаты оказались в музее благодаря усилиям почетных членов Академии художеств. В частности, Н.А. Демидов прислал в 1776 г. из Италии слепок с бронзовых дверей флорентийского баптистерия работы итальянского скульптора XV в. Лоренцо Гиберти, посвятившего их созданию 27 лет своей жизни. Ныне двери Гиберти украшают один из парадных залов Академии художеств – Рафаэлевский, а по формам, снятым с демидовского слепка, были отлиты в бронзе рельефы, помещенные на дверях северного фасада Казанского собора. Они представляют собой десять многофигурных композиций на сюжеты из Библии.

Александр Киселев. Умирающий на руках Апполона Гиацинт. 1884Но конечно же определяющая роль в процессе формирования коллекций принадлежала самой академии, педагогическая система которой была ориентирована на познание и творческое переосмысление эстетических норм классического искусства. Вечные законы красоты и гармонии должны были постигаться ее учениками на примере произведений мастеров античности и итальянского Возрождения. Стремясь воспитать «новую породу людей, свободных от недостатков общества», академия сознательно накапливала в своих стенах «совершенные образцы искусства», которые должны были окружать воспитанников повсеместно. В результате в музее появилась уникальная по объему и художественной ценности коллекция слепков с античной скульптуры – «антиков», рисование с которых было неотъемлемой частью учебного процесса. Копии с произведений Рафаэля, Тициана, Гвидо Рени и других итальянских мастеров выполнялись по заказу академии ее пенсионерами – воспитанниками, окончившими курс с золотой медалью и получившими право за счет академии продолжить обучение во Франции или Италии. Там они должны были изучать и копировать памятники классического искусства, тем самым совершенствуя свое мастерство.

Сегодня стены парадных залов академии украшают копии с ватиканских фресок Рафаэля и работ Тициана, выполненные крупнейшими русскими художниками первой трети XIX в. – К.Брюлловым, П.Басиным, А.Марковым и Ф.Бруни, ставшими впоследствии ведущими профессорами Академии художеств.

Одна из лучших фресок Рафаэля – «Афинская школа» – представлена в музее копией Карла Брюллова, автора знаменитой картины «Последний день Помпеи». Художник утверждал впоследствии, что именно во время работы над копией у него родился замысел будущей картины. А.С. Пушкин напишет потом: «…усыпляя нарочито свою творческую силу, он с пламенем и благородным подобострастием списывал «Афинскую школу»… А между тем в голове его уже шаталась поколебленная Помпея, кумиры падали, народ бежал по тесной улице, чудесно освещенной Вулканом».

К концу XIX в. в музее сформировалась коллекция, позволяющая проследить все этапы развития русской художественной школы. Она включала в себя лучшие учебные рисунки, этюды, эскизы Алексдр Варнек. Портрет професора ИАХ, скульптора И.П. Мартосаживописных и скульптурных композиций, выпускные программы на серебряные и золотые медали, пенсионерские копии с оригиналов западноевропейских мастеров, а также творческие работы крупнейших художников академического круга: А.Лосенко, С.Щедрина, Г.Угрюмова, Ф.Шубина, П.Соколова, И.Мартоса, К.Брюллова, И.Репина, В.Сурикова и других. Значительным было и собрание западноевропейского искусства. Часть произведений передавалась академией в провинциальные художественные училища, находившиеся под ее патронажем.

В 1897 г. свыше ста скульптур, картин и рисунков самых прославленных мастеров академической школы было передано в образованный при непосредственном участии Академии художеств Русский музей императора Александра III. Среди них – работы И.Айвазовского, К.Брюллова, Ф.Бруни, И.Репина и многих других. А в начале ХХ столетия более 400 произведений русских и западноевропейских авторов из академического собрания поступило в Эрмитаж и в провинциальные музеи России.

В настоящее время научно-исследовательский музей Российской академии художеств занимает значительную часть центральных помещений старинного академического здания. Его коллекции насчитывают около ста тысяч единиц хранения. Постоянные экспозиции развернуты на трех этажах так называемого циркуля – в залах, расположенных вокруг внутреннего круглого двора.

Первый этаж занят отделом слепков, многие из которых отформованы непосредственно с оригиналов еще в XVIII – начале XX в. и с абсолютной точностью воспроизводят всемирно известные шедевры пластики. Среди них – «Дискобол» Мирона, «Афина» Фидия, «Дорифор» Поликлета, «Гермес» и «Афродита Книдская» Праксителя, Ника Самофракийская, Афродита Милосская, Аполлон Бельведерский… Эта коллекция уникальна и не имеет себе равных ни по полноте, ни по художественной ценности представленных экспонатов.

Иван Иванов. Вид лестницы Академии художеств 1830-1840-х гг.Отдел слепков музея и поныне сохраняет практическое значение, ибо рисование с гипсов до сих пор является важным этапом в обучении рисунку. Кроме того, коллекция позволяет знакомить посетителей с историей искусства ваяния – от Древнего Египта до западноевропейского Возрождения и барокко.

Вторая после отдела слепков большая постоянная экспозиция музея расположена в пятнадцати залах круглой галереи второго этажа. Исключительное по своей ценности собрание материалов знакомит с историей русской художественной школы. Основная его часть – работы учеников и педагогов академии, выполненные на разных стадиях обучения и в последующей творческой деятельности. Только здесь, знакомясь с экспозицией, можно увидеть, с чего начинается будущий художник, какие ступени ведут его к вершинам мастерства.

На третьем этаже «циркуля» располагается отдел архитектуры, где разместилась уникальная коллекция искусно выполненных проектных моделей XVIII–XIX вв., среди которых можно видеть модели зданий Смольного монастыря Ф.Б. Растрелли, Академии художеств А.Ф. Кокоринова и Ж.-Б. Валлен-Деламота, Биржи Тома де Томона на Стрелке Васильевского острова, Исаакиевского собора О.Монферрана и других знаменитых архитектурных памятников северной столицы.

Традиция изготовления моделей при создании особенно сложных и значительных сооружений возникла в Европе еще в средние века. После окончания строительства модель обычно хранилась в том здании, для которого была изготовлена. В России проектные модели передавались в Академию художеств для обучения будущих зодчих. Так сложилась эта коллекция. К сожалению, не все ее экспонаты дошли до наших дней, но те, что сохранились, поражают воображение. Модели изготовляли из дерева и затем раскрашивали. Они могли раздвигаться, что давало возможность зрителям ознакомиться не только с внешним обликом здания, но и с предполагаемым внутренним убранством интерьеров, устройством перекрытий и прочими особенностями. Несмотря на сравнительно небольшое количество экспонатов, нынешняя коллекция моделей является жемчужиной музейного собрания.

Вдоль невского фасада здания Академии художеств расположилась анфилада парадных залов – Рафаэлевского, Конференц-зала, Тициановского и Екатерининского. Главным украшением центрального Конференц-зала является роспись плафона диаметром более 17 метров, выполненная в 1830-х гг. профессором исторической живописи В.Шебуевым. Она представляет собой многофигурную композицию «Торжество на Олимпе по случаю водворения изящных искусств в России». Эта роспись заслуженно считается одним из лучших образцов отечественной монументально-декоративной живописи XIX века.

Конференц-зал предназначался для проведения различных торжеств. В настоящее время здесь проходят защиты дипломных работ выпускников Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина.

По обе стороны от Конференц-зала расположены две двусветные галереи – Рафаэлевский и Тициановский залы,ИсаакАскназий. Моисей, задумывающий предприятие свое об избавлении израильтян от египтян. 1885 получившие свое название благодаря копиям с работ Рафаэля и Тициана, украшающим их стены. Все копии выполнены масляными красками на холсте и точно соответствуют размерам оригиналов. Интересно отметить, что подлинник Тициана «Мученическая смерть Петра Доминиканца», скопированный художником И.Бориспольцем в середине XIX в., впоследствии погиб во время пожара вместе с церковью, для которой он был в свое время исполнен. Таким образом, петербургская копия обрела особую ценность, являясь точным воспроизведением утраченного шедевра.

Теперь в парадных залах Академии художеств проводятся временные выставки, особое место среди которых занимают ежегодные выставки дипломов выпускников и работ летней практики студентов четырех факультетов Института им. И.Е. Репина, а также весенние выставки педагогов.

Все последнее десятилетие музей Академии художеств довольно широко знакомит зрителей со своими фондами, где хранятся подлинные сокровища. Так, в конце прошлого года в парадных академических залах была открыта выставка «Немцы и Академия художеств», которая стала заметным событием в художественной жизни Санкт-Петербурга. Музей и в дальнейшем планирует проводить подобные выставки.

В 2007 г. Российской академии художеств исполнится 250 лет. С уверенностью можно сказать, что в дни празднования юбилея посетителям музея предстоит открыть для себя немало новых интереснейших страниц истории отечественного искусства.