Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №8/2004

ТЕТ-А-ТЕТ

эхо марафона

 

 

Елена ДУХОВСКАЯ,

драматург, преподаватель русского языка и литературы

школы № 57

В свете «Волшебной лампы»

Ирина Молеева и Леонид Дианов в спектакле "Принцесса на горошине"

Уютное крылечко в Костянском переулке на Сретенском бульваре. Тихая улочка в центре Москвы. Высокие старые липы на фоне уцелевших старинных зданий. Нет лучше места для небольшого детского театра.

Марина ГрибановаЗдесь и проживает Московский театр детской книги «Волшебная лампа», который пятнадцать лет назад основали два отважных человека – режиссер Владимир Штейн и художник Марина Грибанова.

Выбор названия отнюдь не случаен. Если нынешние дети не идут в библиотеки, не читают книг дома, не знают имен писателей, не подозревают, что и сейчас есть люди, для которых сказочник – не знак давно прошедших времен, а профессия, то должен им кто-то поведать об этом. Должно быть в нашем книжном городе место, где свет настольной лампы – а в данном случае театральной рампы – волшебным образом озарит вдруг страницы знакомых или совершенно неизвестных сказок, высветит никогда не слышанное имя автора, сделает понятными и близкими истины, которых прежде дети не замечали, поможет им обратить внимание на самих себя и понять, что друзей в мире множество и надо научиться этим дорожить.

Все это происходит ежедневно в Московском театре детской книги «Волшебная лампа» – вот почему у театра такое название. В маленьком, но настоящем театральном зале случается чудо приобщения юных зрителей к искусству театра и искусству внимательного чтения книги.

В нынешнем репертуаре театра спектакли по сказкам А.С.Пушкина, Х.К.Андерсена, А.А.Милна, С.Я.Маршака, Дж.Р.Киплинга, Г.Остера, Доктора Сьюза. Каждый спектакль – это яркий, музыкальный, искрящийся остроумием и радостью праздник встречи с книгой.

С книгой дети проживают параллельно своей еще одну жизнь, если чтение Коробочкаосмысленно, вдумчиво и эмоционально. Их душевный и житейский опыт непременно обогащается при таком чтении. Кому-то книга расширяет горизонты, помогая заглянуть за рамки своего существования. Классический пример тому – Алеша Пешков, находивший в книгах противовес своему реальному быту «в людях». Для кого-то чтение – способ обретения друга, кому можно посочувствовать, с кем можно быть заодно, за кого можно «болеть» всеми силами души. Книга открывает возможность выхода из одиночества, которое в детстве переживается особенно сильно и трагично. Наконец, в чтении маленький человек обретает моральную поддержку, и веру в любовь, и надежду, если, конечно, читает «правильные книги». По большому счету чтение в детские годы – это воспитание чувств, и ничто пока в этом деле не может заменить универсальность книги.

Александр Сергеевич ПушкинНо как быть, когда из семейного обихода почти ушли вечерние чтения, в школе сошли на нет уроки внеклассного чтения, а в городе перестала быть событием года Неделя детской книги, где традиционно встречались читатели и писатели.

Эти старые, милые и очень благотворные традиции в полной мере возродил театр «Волшебная лампа», в котором с первых дней его существования постоянно выступали перед детской аудиторией известные писатели, поэты, барды, композиторы, музыканты, литературоведы, музейщики, коллекционеры книг. Среди гостей театра были Генрих Сапгир, Роман Сеф, Валентин Берестов, Сергей Михалков, Григорий Остер, Валентин Непомнящий и многие другие.

Предлагая зрителю оригинальную интерпретацию сказочного текста, авторы спектаклей искусно вовлекают читателя в обсуждение каждой «прочитанной» совместно книги, постепенно или неожиданно обнаруживая тайны подтекста. Может быть, поэтому многие дети, побывав однажды на спектакле, стремятся снова посмотреть его, чтобы разглядеть еще что-то важное для себя.

За пятнадцать лет деятельности театр приобрел свою публику. Это разновозрастные дети, которые из года в год приходят в «Волшебную лампу». Это классы, постоянно посещающие театр вместе с учителями; это дети из детских домов и интернатов и дети-инвалиды, для которых театр устраивает благотворительные праздники.

Наталья Николаевна ГончароваТакая широкая и мощная просветительская деятельность маленького детского театра была отмечена высокой оценкой города и российского правительства: в 2000 г. В.Штейн и М.Грибанова были удостоены Премии Москвы за цикл спектаклей «Пушкинский театральный урок», а в 2003 г. Марина Грибанова и другие работники театра стали лауреатами Государственной премии.

В текущем театральном сезоне в «Волшебной лампе» была принята и опробована новая программа – цикл спектаклей для младших школьников «Театральные уроки литературы». Тема уроков – «Сказки и сказочники». Активное участие в этой новой работе театра приняли учителя и учащиеся начальных классов московской школы № 57. В течение года раз в месяц приезжали они в театр, ставший для них привычным и любимым домом, слушали рассказ об авторе сказки, узнавали кое-что о работе режиссера, театрального художника, осветителя, актера, бутафора, сценариста, композитора, смотрели спектакль, сравнивая сегодняшние театральные находки с открытиями в предыдущем спектакле. И дети, и учителя, и родители на этих уроках становились активными участниками обсуждений. Закончился цикл сказочных спектаклей «Большой литературной игрой» с вручением всем зрителям книжных подарков.

То, что сделал на своих уроках театр, невозможно сделать на школьном уроке. И значит, есть смысл и в следующих театральных сезонах устраивать «Театральные уроки литературы», темами которых могут быть: «Законы волшебной сказки», «Сказочник и его творение», «Добро и зло в сказках» и т.п.

Горит огонек «Волшебной лампы», приглашая детей, родителей и учителей вступить в ее ярко освещенный круг, присоединиться к любителям и ценителям интересной книги и праздничного театрального действа.

Кошкин дом