Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №12/2004

ТЕТ-А-ТЕТ

новости культуры

 

Рубрику ведет Владимир НЕВЕЛЬСКИЙ

Хроники Русского музея

  • На временной выставке в корпусе Бенуа впервые широко представлено творчество всемирно известного испанского художника Хуана Миро.
  • В течение нескольких июньских дней в Государственном Русском музее проходила конференция, посвященная итогам научно-исследовательской работы за 2003 год.
  • В Михайловском (Инженерном) замке экспонируются работы принцессы Шлезвиг-Голштинской.
  • В Мраморном дворце состоялось открытие выставки Эдуарда Штейнберга.
  • Готовится выставка произведений группы художников «Бубновый валет», которая откроется в июле.

Евгения Николаевна ПЕТРОВА,
заместитель директора Русского музея по научной части:

Хуан Миро. проект памятника для Барселоны. 1967– Долгожданная выставка Хуана Миро подготовлена Жаном Луи Пратом, директором фонда «Майэт», в котором хранятся бесценные творения художника. Участие руководителя фонда в подготовке этой акции имело для нас особое значение, поскольку за плечами Жана Луи Прата очень богатый экспозиционный опыт. Господин Прат не раз устраивал великолепные экспозиции в помещениях самого фонда. Поэтому то, как он делал нынешнюю выставку, вызывало у нас профессиональный интерес. Думаю, что сделанное им не менее интересно и для публики, которая увидела совершенно другой подход к организации экспозиции.

На вернисаже присутствовали основатели и владельцы фонда – господин Майэт и госпожа Бланк. Посетила вернисаж и госпожа Габриелла Белли, директор галереи современного искусства итальянского города Роверетто, куда выставка отправится после Санкт-Петербурга.

К открытию выставки был выпущен подробный альбом-каталог – первая серьезная книга о Миро в России.

С 7 по 9 июня в Русском музее проходила конференция, посвященная итогам научно-исследовательской работы за предыдущий год. Такие конференции проводятся у нас ежегодно. Тематика заседаний разнообразна – от икон до современного искусства. Сотрудники музея представляют на суд своих коллег результаты научных изысканий, проведенных за год. Это могут быть как материалы, связанные с определением новых имен художников, уточнением дат, названий произведений, так и концептуального характера по достаточно широкому спектру проблем истории русской культуры. После подробного обсуждения в профессиональной среде труды наших сотрудников публикуются в научном сборнике. И только затем новые сведения становятся фактами истории искусства и биографий художников.

Этот процесс очень важен для музея, который является прежде всего хранителем, экспонентом, исследователем и популяризатором произведений искусства. Сейчас за глобальными планами это иногда забывается. Ежегодные конференции напоминают и нам самим, и общественности, что музей в первую очередь представляет собой научное учреждение.

На июньской конференции было прочитано свыше тридцати докладов. Доклад о творчестве Гавриила Скородумова, чья выставка только что закрылась в корпусе Бенуа, касался истории создания гравюры «Смерть князя Потемкина-Таврического» (недавно в архивах были найдены ранее не публиковавшиеся сведения, относящиеся к этому произведению). Немалый интерес вызвали материалы о скульпторе Каменском, авторе большой скульптурной композиции «Мать и дитя», которая экспонируется в залах Русского музея. Новые факты для исследований на эту тему были обнаружены нашими сотрудниками в американских архивах. Несколько докладов было связано с историей и современностью дворцов, ныне принадлежащих музею. В частности, представлен неизвестный автограф архитектора Антонио Ринальди, по проекту которого возведен Мраморный дворец, обнародованы новые материалы об истории храма архангела Михаила в Михайловском замке.

В середине июня в Михайловском замке состоялось открытие выставки работ принцессы Шлезвиг-Голштинской. Принцесса впервые приехала в Россию. Это очень интересная художница, она работает в абстрактных формах, очень любит сочетания красного, синего, желтого. Из этих цветовых сочетаний художница создает образный мир своих полотен. Принцесса имеет прямое отношение к императорской фамилии – она праправнучка императора Александра II. Ее родословное древо, связанное с Россией, тоже представлено на выставке.

Творчество Ингеборг Шлезвиг-Голштинской абсолютно неизвестно российским любителям искусства, и нам особенно приятно в Год Германии в России познакомить с ним петербуржцев и гостей северной столицы.

В начале июля в залах Мраморного дворца развернется обширная экспозиция работ Эдуарда Штейнберга, известного художника 60–80-х гг. прошлого века. Свою творческую карьеру он начинал в России, сейчас живет в Париже. Штейнберг – художник абстрактного направления; условно выражаясь, он – последователь Малевича. Мне кажется, что точнее всего будет назвать его творчество супрематической абстракцией. Это означает, что художник предпочитает работать на плоскости геометрическими формами, которые в определенном сочетании передают и содержание произведения, и мировосприятие автора.

Хуан Миро. Женщина с птицейДвадцатый век – время освоения космоса. Еще в самом его начале, когда появилась авиация, когда были опубликованы первые труды русских ученых о ракетах и космических полетах, началось увлечение небесными материями. С тех пор многие художники пытались выстраивать в своих произведениях взаимоотношения космического пространства и планеты Земля, Вселенной и человека. Наше мировосприятие далеко не всегда связано с изображением чего-то конкретного, есть нечто, что выходит за пределы обыденных представлений об окружающем мире. Мысли, мечтания, чувства и, наконец, представления о мироздании – все эти понятия могут быть выражены беспредметными формами. Первопроходцем в таком направлении был Малевич. И естественно, что эта идея никогда не уходила из визуальных искусств. Интерес к космосу не ослабеет, пока не будут раскрыты все тайны мироздания, поэтому космическая тема еще долгие годы будет привлекать художников, работающих в абстрактных формах.

Штейнберг – один из них. Его произведения хранятся во многих музеях мира, а недавно выставлялись на аукционе Сотби. Имя Штейнберга можно смело включить в первый ряд художников российского андеграунда второй половины ХХ столетия. Выставка в Мраморном дворце – его первая персональная выставка в Санкт-Петербурге. Она приобретает сегодня особое значение не только потому, что наша аудитория пока еще мало знакома с творчеством этого автора. Теперь, когда мы смогли подробно изучить классический авангард и собрали достаточно знаний о мировом искусстве, интересно сопоставить все накопленное с произведениями 60–80-х гг., находившимися под запретом, – тем более что художники той эпохи получили в наши дни поистине всемирное признание...

В Русском музее идет бурная подготовка к открытию большой выставки «“Бубновый валет” в русском авангарде». Экспонаты для нее представит из своего собрания не только наш музей, но и Третьяковская галерея, около пятнадцати провинциальных музеев и владельцы частных коллекций. После Петербурга экспозиция отправится в Москву. Петербуржцы и москвичи получат уникальную возможность увидеть многие замечательные картины.

Собрать такую выставку непросто, да и дорого. Впервые столь представительная акция проводится на средства частного лица – Владимира Анатольевича Семенихина, создателя фонда «Екатерина». Влюбленный в русское искусство, он является страстным его собирателем. В экспозиции, включающей 160 произведений, будет немало работ из его коллекции…

Сейчас мы ведем переговоры с российскими музеями о комплектовании экспозиции, затем надо договориться с транспортными кампаниями, чтобы привезти в Петербург картины со всей России. И здесь я хочу сказать доброе слово о московской организации «РосИЗО», которая очень помогает нам.

Мы думаем построить будущую экспозицию в стилистике колоды карт. Эта идея родилась, конечно же, от названия сообщества художников.

К предстоящей выставке планируется выпустить солидный альбом-каталог, в котором будет подробно представлено творчество всех мастеров «Бубнового валета».