Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №14/2004

ТЕТ-А-ТЕТ

н о в о с т и  к у л ь т у р ы

 

Марина Пожарова

 

Франко Дзеффирелли: Я мог творить на гигантском холсте, которым был экран кинематографа...

 

Эскиз декорации к опере Дж. Пуччини «Мадам Баттерфляй». 2004.  Театр «Арена ди Верона»

 

Открытая в отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С.Пушкина выставка «Франко Дзеффирелли. Искусство спектакля» не случайно вызвала широкий интерес у посетителей музея. Экспозиция занимает целый этаж, включая в себя произведения разных жанров. Для многих стало открытием, что этот любимый русским зрителем интерпретатор Шекспира оказался не только режиссером, но также автором декораций, костюмов для своих и чужих фильмов и спектаклей, создателем многочисленных графических работ, хотя Дзеффирелли не считает себя художником. Кинематографист признался, что он просто не смог устоять перед искушением оказаться в окружении великих мастеров в крупном московском музее.

Дзеффирелли, как и подобает итальянскому маэстро, родился во Флоренции. Здесь, в Академии изящных искусств, он получил образование, собираясь стать архитектором. Дзеффирелли была уготована иная, не менее славная стезя. Однако обретенное им во Флоренции глубокое знание художественных форм ушедших эпох, тонкое чувство ансамбля, понимание смысла каждой детали, будь то фундаментальная опора или декоративный наличник, присущее грамотным зодчим, предопределило гармоничность и «конструктивность» его творений в кинематографе. В работах мастера восхищает подлинная историческая достоверность жизненных реалий, которая далека от поверхностного бытовизма. Фильмы Дзеффирелли, являясь экранизацией великих творений, остаются живыми и волнующими. Режиссеру не надо в отличие от многих его коллег переодевать шекспировских героев в джинсы и помещать их в кварталы с небоскребами, чтобы сделать их «понятными» современному зрителю. Персонажи фильмов Дзеффирелли и без вульгарных трансформаций близки людям XXI века. Они сохраняют все достоинство первообразов.

Кроме прекрасного образования, в формировании Дзеффирелли-режиссера немалую роль сыграло сотрудничество с великим Лукино Висконти, в фильмах и спектаклях которого он участвовал в качестве художника. Первой режиссерской работой Дзеффирелли стал фильм «Кемпинг» (1957). Однако подлинный успех в кино ждал художника спустя десятилетие. 1960–1970-е годы были для него чрезвычайно плодотворны – один за другим появляются ленты, принесшие создателю мировую славу: «Укрощение строптивой», «Ромео и Джульетта», «Брат – Солнце, сестра – Луна», «Иисус из Назарета». Он ставит спектакли на сценах знаменитых театров мира – Ла Скала, Метрополитен-опера, Ковент-Гарден, Гранд-опера, Венская опера. В его трактовке перед зрителями предстают «Золушка», «Паяцы», «Отелло», «Аида», «Норма», «Кармен», «Борис Годунов»...

Как известно, искусство, рожденное в театре, умирает с падением занавеса. Остаются впечатления, воспоминания и иногда рабочий материал – эскизы декораций, костюмы, макеты. Именно они и составляют содержание выставки наряду с аналогичными творениями для кино. Первое, что удивляет в длинной веренице залов, это обилие листов с автографами маэстро, исполненных в самых разных графических техниках. Художник владеет тушью, его перо действует легко и уверенно, он создает композиции темперой и акварелью, встречаются даже цветные литографии.

Эскиз костюма Тонио к опере Р. Леонкавалло "Паяцы" в Метрополитен-опере. 1970         Участники хора  

Человеку, хотя бы отчасти знакомому с творчеством Дзеффирелли, каждая работа позволяет вообразить магическое зрелище, которое являл собой спектакль. Эскиз к «Трамваю “Желание”», созданный в голубовато-серой гамме, дышит атмосферой несбывшейся мечты. Дом, где обитают персонажи, огромный, затиснутый между кривыми узкими улочками, представлен в таком ракурсе, что сам кажется неровным, способным двинуться с места в погоне за лучшей долей. Всполохи резкого света, обрисовывающего женский силуэт в амбразуре двери, привносят элегический мотив. Совершенно иными настроениями проникнуты по-лубочному пестрые литографии с костюмами и эскизами декораций к спектаклю «Дочь полка» (Гаэтано Доницетти).

Не могут не привлечь внимания листы, посвященные спектаклю «Три сестры», осуществленному в Риме в
1952 году, в начале творческой карьеры художника. Верно схвачена гамма русской осени с доминирующими серо-коричневыми тонами, обстановка небогатого дворянского дома с круглым столом, лампой под абажуром, отблески которой скользят по колоннам, разграничивающим пространство зала.

Турриду Сантуцца Лола

Композиции, посвященные «Дон Жуану», заключены в изящные картуши, являясь своеобразной стилизацией графики XVIII века, а эскизы к «Кармен» порой вызывают ассоциации с творениями Де Кирико. Такова сцена встречи Кармен и Хозе после выхода тореадора. Амфитеатр, яркое голубое небо, яркий желтый песок и ощущение давящей пустоты. Недавние (1997) работы к спектаклю «Аида», предназначенные для токийского Национального театра, поражают роскошью убранства, нарядной гаммой, сочетающей бирюзовые и золотые тона, создающие чарующее настроение волшебной восточной сказки.

Особые эмоции у посетителей вызывают костюмы: великолепные наряды, в которых танцевали на балу у Капулетти юные Оливия Хасси и Леонард Уайтинг, изысканный наряд Фанни Ардан, сыгравшей Марию Каллас в фильме Дзеффирелли «Каллас навсегда» – последнем известном нам, но, надеемся, далеко не последнем в творчестве великого художника театральной и кинематографической сцены.