Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №15/2004

ТЕТ-А-ТЕТ

н о в о с т и  к у л ь т у р ы

 

 

Ирина Добровольская

Искусство в жизни семьи

 

Выставка в Российской академии художеств объединяет трех мастеров, работающих в области, если можно так выразиться, триединства сегодняшней архитектуры, монументальной живописи и декоративных композиций. Точнее было бы сказать: трех участников выставки – Владилена Красильникова, Игоря Пчельникова и Марию Красильникову – объединяют единство творческих интересов и близость художественных воззрений.

Первый же зал выставки как бы распахивает двери в городское пространство и интерьеры общественных зданий XXI в.: здесь представлены отлично выполненные фотографии московских архитектурных новинок Театрально-культурного центра им. Вс.Мейерхольда и Дома музыки в Российском культурном центре на Красных холмах.

Член Российской академии архитектуры, народный архитектор России В.Д.Красильников – один из авторов обоих сооружений.

Внешний вид Театрально-культурного центра сразу же убеждает, что он недаром носит имя Мейерхольда: резкие, угловатые объемы рождают ассоциации с конструктивизмом 20-х гг. прошлого столетия, напоминают и о ритмах времени, и о сценографии спектаклей знаменитого режиссера. Более того, пространственная декоративная композиция на фасаде здания (автор И.Пчельников) выполнена по мотивам декораций Л.Поповой к спектаклю Вс.Мейерхольда «Великодушный рогоносец».

Владилен Красильников. Великий Новгород. 1992

Сегодняшняя архитектура как будто вырвалась на простор свободного полета фантазии после долгих десятилетий серийного клепания унылых сооружений типа «спичечный коробок стоя, спичечный коробок лежа». Красильникова в той серийности не упрекнешь: долгие годы он был руководителем архитектурно-художественного коллектива «Гипротеатр»; он автор ярко-индивидуальных проектов, таких, например, как здание Московского детского музыкального театра, где интерьеры, полные света и воздуха, сочетаются с приглушенными, даже чуть затемненными, словно готовящими зрителя к таинству спектакля.

Выставка вводит нас в залы, фойе и галереи Дома музыки на Красных холмах. Всмотритесь в них, и вам непременно придет в голову мысль, что прямая линия – порождение технического прогресса. Природе же свойственна живая прихотливая изогнутость, округлость. Сочетание математически вычисленных элегантных кривых – то стремительно увлекающих за собой взгляд , то замедляющих это движение, то дробящих его рядами кресельных спинок, напоминающих спокойную морскую рябь, – это упорядоченная, введенная в рамки прихотливость природы.

Фасад Дома музыки украшает декоративная композиция М.Красильниковой – стилизованные серебряные органные трубы. Ее составляющие разновелики по высоте, и этот ритм элементов как будто создает звучащую музыкальную фразу. Вклад М.Красильниковой в завершение облика Дома музыки – это и фонтан, где полупрозрачные стеклянные лепестки и подсвеченные струи воды слиты в сияющем, подвижном единстве, и композиция «Букет», выполненная в технике флорентийской мозаики.

Наверное, многие могли видеть в телерепортаже сооружение перед Музеем геологии в Ханты-Мансийске, созданное М.Красильниковой совместно с С.Горяевым, – это вытянутые ввысь стеклянные кристаллы, заполненные специальным незамерзающим составом. Днем сооружение похоже на прозрачные глыбы чистого льда, а ночью, подсвеченные, со струящейся жидкостью внутри, они играют разноцветными волшебными огнями. На выставке мы видим фото этой композиции.

Игорь Пчельников. Сидящий. 2004

Помимо осуществленных и проектируемых архитектурных замыслов, выставка демонстрирует живопись и графику этих трех художников.

Акварели Владилена Красильникова – чаще всего зарисовки зданий различных стран и эпох. Но будь то Барселона, Венеция, Великий Новгород или вилла в Реджо-Эмилии – это пейзажи, увиденные глазами архитектора. Ощущение, что автора интересует одно: бытование архитектурного сооружения или ансамбля в реальной воздушной среде, восприятие их в реальных условиях – в струящемся мареве жаркого юга, в легкой дымке северного лета. И скромный мостик в Назарьине увиден как стремительный изгиб четкой линии. Даже купы деревьев, кроны линий в акварельных зарисовках виллы Тольятти имеют архитектурные формы.

Игорь Пчельников, один из самых крупных современных монументалистов, на выставке представлен главным образом станковыми работами последних лет. Но нельзя не сказать о макете пространственной композиции ресторана «Столичный» в гостинице «Москва».

Еще в 1970–1980-е гг. И.Пчельников совместно с И.Лавровой много работали в области так называемой театрализации интерьеров. Считается даже, что он внедрил в нашу архитектуру такое направление. На макете (как и на фото) скульптурные полуфигуры, рамки как бы неких портретов, балкончики, на которых могли бы появиться то ли Джульетта, то ли Коломбина, наполняют пространство, делают его одушевленным, плотным, театрализуют его. К сожалению, осуществленный замысел стал «уходящей натурой», достоянием истории в прямом смысле в связи с реконструкцией гостиницы.

Станковая живопись И.Пчельникова – это работы художника, для которого монументализм определен способом художественного мышления, а не размером холста. Обобщенность и мощь несут зрителю мысль о главном. Нет, не так. Мысль. И – о Главном. Не поднимается рука написать о «библейских мотивах в творчестве художника». Для Пчельникова это не иллюстрации к библейским сюжетам, а форма мышления, способ присутствия в этом мире. В названиях холстов почти нигде не упомянуты библейские имена и события. Персонажи вообще могут быть в современных одеждах. Дело совсем не в этом.

Мария Красильникова. Кормящая кур. 1995

Вот человек с деревянной лестницей, смотрящий на нас с мудростью и печалью и с какой-то детской незащищенностью. Но почему эта лестница связывается в нашем сознании с Голгофой? Сидящий человек на картине не назван Христом, но разве это не Он – под яростным солнцем каменной пустыни? И спящий человек в современном костюме, прикрывший лицо газетой, своей странной распластанностью вызывает мысль о безжизненном теле, снятом с креста. И в картине с безобидным названием «Пляж» необычный ракурс рук и ног человека на пляже рождает те же ассоциации.

Разве что в картине «Синай» возникает библейское название. Но это не обозначение места, изображенного на пейзаже. Это грозный путь на грозную вершину, где только и можно услышать громовый глас Божий. И еще одно упоминание: «Несение креста». Согбенная фигура Христа, несущего свой крест среди множества других крестов, больших и малых.

Персонажи картин погружены в глубокое раздумье. У каждого свой крест, и своя пустыня, и своя Голгофа. Для Пчельникова библейские события – не прошлое. Это вечное сейчас, переживаемое вновь и вновь с теми же напряжением и мукой.

Философичны и «деревенские» картины художника: «Сено», «Дождь», «Зуров»,— где солнце, потоки дождя, животные не случайные зарисовки, а детали общего целого, мироздания. Они служат как бы переходом к пейзажам М.Красильниковой, более интимным, камерным, хотя и в них ощущается подход монументалиста, как, например, в картине «Кормящая кур»: в фигуре крестьянки, в изображении зеленых ветвей за ее спиной, ее иконописного лика, угадываемого под белым платом.

Мария Красильникова выполнила несколько десятков работ в архитектуре, создавая оформление посольств, театров, спортивных залов. На выставке можно увидеть другую грань ее творчества – живописную.Излюбленный жанр художницы – сочетание натюрморта с пейзажем. Нередкая композиция – букет цветов на первом, очень крупном плане, а где-то там, в отдалении, за окном – деревенская улица. Мир, увиденный через крупную деталь, становится по-особому лиричным.

Я уходила из зала и напоследок оглянулась. По счастливой случайности – по-видимому, я оказалась именно в той точке, откуда выгоднее всего было рассматривать эти пейзажи, – на меня вдруг дохнуло мокрой деревенской свежестью, когда дождь уже кончился, но хмурое небо еще не расчистилось, и только кое-где пробивается предвечерняя голубизна.