Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №16/2004

ТЕТ-А-ТЕТ

н о в о с т и  к у л ь т у р ы

 

 

Вера Дажина,
доктор искусствоведения

Леонардо

 

Портрет Джиневры де Бенчи

 

Вряд ли в истории мировой культуры найдется другое имя, обладающее такой же притягательной силой, как имя Леонардо да Винчи. Вот уже более пятисот лет его творческая и жизненная судьба остается не только предметом исследований ученых, историков искусства и науки, но и сюжетом для домыслов и легенд. Широта интересов художника, разнообразие неожиданно возникающих, нанизанных одна на другую идей создают впечатление почти первозданного хаоса, из преодоления которого рождается новая жизнь и иная реальность.

Мир представляется Леонардо динамичным взаимодействием составляющих его основу стихий – огня, воды, земли и воздуха. В изменчивом мире природы нет постоянных и статичных величин: движение равнозначно жизни, а жизнь движению. Ни до, ни после Леонардо никто не пытался с такой упрямой настойчивостью вырвать у природы ее тайны, разглядеть то, что скрыто в «темной пещере», чтобы полученный опыт воплотить в иную реальность искусства живописи. Для Леонардо живопись есть наилучший инструмент познания природного мира, позволяющий проникнуть в его законы, охватить все его многообразие, за случайными, единичными явлениями увидеть то всеобщее, что делает мир упорядоченным и гармоничным целым. Живопись, способная к визуальной иллюзии, сопоставима с актом божественного творения, преобразовавшего бесформенную материю в устроенный космос.

Гармония рассматривалась им как нравственный принцип, согласный с природой человека и совершенством божественного творения. Физические и нравственные изъяны – это нарушение гармонии, отступление от порядка вещей. Совершенная природа человека находит отражение в идеальных пропорциях его тела, в них выражается восстановленная гармония микро- и макромира, проявляется природа прекрасного.

Как в науке Леонардо беспрестанно колебался между фантастическими и иррациональными комбинациями теории и практическими потребностями, так и в искусстве он попытался найти равнодействующую между стремлением охватить сущность мира во всем многообразии его проявлений и углубленным исследованием составляющих этого мира, в первую очередь – человека.