Вряд ли в истории мировой культуры найдется
другое имя, обладающее такой же притягательной
силой, как имя Леонардо да Винчи. Вот уже более
пятисот лет его творческая и жизненная судьба
остается не только предметом исследований
ученых, историков искусства и науки, но и сюжетом
для домыслов и легенд. Широта интересов
художника, разнообразие неожиданно возникающих,
нанизанных одна на другую идей создают
впечатление почти первозданного хаоса, из
преодоления которого рождается новая жизнь и
иная реальность.
Мир представляется Леонардо динамичным
взаимодействием составляющих его основу стихий
– огня, воды, земли и воздуха. В изменчивом мире
природы нет постоянных и статичных величин:
движение равнозначно жизни, а жизнь движению. Ни
до, ни после Леонардо никто не пытался с такой
упрямой настойчивостью вырвать у природы ее
тайны, разглядеть то, что скрыто в «темной
пещере», чтобы полученный опыт воплотить в иную
реальность искусства живописи. Для Леонардо
живопись есть наилучший инструмент познания
природного мира, позволяющий проникнуть в его
законы, охватить все его многообразие, за
случайными, единичными явлениями увидеть то
всеобщее, что делает мир упорядоченным и
гармоничным целым. Живопись, способная к
визуальной иллюзии, сопоставима с актом
божественного творения, преобразовавшего
бесформенную материю в устроенный космос.
Гармония рассматривалась им как нравственный
принцип, согласный с природой человека и
совершенством божественного творения.
Физические и нравственные изъяны – это
нарушение гармонии, отступление от порядка
вещей. Совершенная природа человека находит
отражение в идеальных пропорциях его тела, в них
выражается восстановленная гармония микро- и
макромира, проявляется природа прекрасного.
Как в науке Леонардо беспрестанно колебался
между фантастическими и иррациональными
комбинациями теории и практическими
потребностями, так и в искусстве он попытался
найти равнодействующую между стремлением
охватить сущность мира во всем многообразии его
проявлений и углубленным исследованием
составляющих этого мира, в первую очередь –
человека.