Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №5/2005

ТЕТ-А-ТЕТ

н а ч и н а я  с  х х  в е к а

Духовка с мясом

Я за искусство, которое не сидит
на своей заднице в музее,
а делает что-то другое.
Я за искусство, которое вырастает
и не подозревает о том, что оно — искусство...
Я за искусство, которое смешано
с повседневной чепухой и все же поднимается наверх...
Я за искусство, развертывающееся,
как карта, которое вы можете сжать,
как руку своей подружки,
или даже поцеловать.

Клас Тур Олденбург

Cамая настоящая духовка с аппетитнейшими кусками мяса. Рука так и тянется потрогать, отрезать, попробовать... Но не стоит этого делать — перед нами всего лишь раскрашенный макет, созданный художником из марли, мешковины и простого пластыря.

При чем же здесь искусство? Совершенно не при чем. Вы участвуете в хэппенинге, хотите вы того или нет. «Люди ошибаются, придавая значение вещам, которые использует художник». Художник точно такой же человек, как и вы, как ваши соседи или ваш начальник. Он живет так же, как и вы, ест, отдыхает (так же редко, как и вы). Ему хочется как-то разнообразить жизнь, и он создает свое представление, свой спектакль. А кто в нем играет? Вы, зрители! Весь мир — театр, а люди в нем... конечно же актеры.

Эта духовка с мясом, являющаяся неотъемлемой частью нашей жизни, — идеальная декорация. Изо дня в день мы встаем, готовим себе на плите завтрак, обед и ужин. Каждый день, совершая обычные, ни к чему не обязывающие действия, мы играем одну простую на первый взгляд пьесу, называется – жизнь.

Духовка Олденбурга, созданная им для проекта «Магазин» в 1962 г., должна была стоять на самом видном месте, чтобы любой входящий в студию мог сразу же увидеть ее. Разложенное на ней мясо должно было быть реальным настолько, насколько это возможно. Копченое и жареное, оно должно было выглядеть так, «чтобы у посетителя потекли слюнки, даже если он только что плотно и вкусно пообедал». И все ради того, чтобы страждущий потянулся к горячему аппетитному кусочку и встретил упругую и гладкую искусственную поверхность. Посетитель испуганно отдергивает руку – художник в восторге: в легкой игровой манере ему удалось напомнить об иллюзорности нашего мира.

С олденбурговской духовкой происходит то же самое, что и с пейзажами на картинах художников. Когда мы смотрим на настоящий холм с настоящим деревом, мы пытаемся понять, что же это за дерево? Если яблоня, то есть ли на ней яблоки и спелые ли они? А разглядывая холм на картине Коро или Рейнолдса, мы вешаем ярлык «шедевр». И тут же спешим на рынок покупать яблоки, совершенно забыв о «шедевре». То есть реальность для нас все-таки важнее искусства. Олденбург подменяет «шедевр» реальностью, но не вкладывает в эту подмену особого смысла. Художник показывает нам нашу жизнь, причем показывает так, что буквально на глазах жизнь становится искусством. Или все же искусство — жизнью?..


Биография

Живописец, скульптор и создатель хэппенингов Клас Тур Олденбург (Claes Thure Oldenburg) (1929–1997) родился в Стокгольме в семье шведского генконсула. В 1936 г. семья Олденбургов переехала в США. В Америке Клас Олденбург закончил престижнейший Йельский университет и мог бы пойти по накатанному карьерному пути, но решил выбрать сначала профессию репортера, а затем — художника-скульптора.

К живописи он обратился в начале 1950-х, поступив в Чикагский художественный институт. Первым его опытом стали работы в стиле абстрактного экспрессионизма. Затем он переключился на скульптурные композиции. Самостоятельный стиль Олденбург выработал в конце 1950-х, после переезда в Нью-Йорк и знакомства с Джимом Данном и Аланом Кэпроу, одним из создателей хэппенинга. Считается, что именно к этому периоду относятся его неодадаистские скульптурные эксперименты, копии гамбургеров, мороженого и прочего «фаст-фуда». Тогда же, вероятно, появилась идея создания «мягких скульптур» — фирменного технического приема художника. При этом мягкость в данном случае — понятие не буквальное, скульптуры могли выполняться из пластика или гипса. Главное — впечатление мягкости, обтекаемости форм, округлости линий «плавящихся» предметов.

Признание на поприще поп-арта пришло к Олденбургу в 1961 г., когда он открыл свой проект «Магазин». Стилизовав интерьер студии под интерьер магазина, он заполнил ее «товарами», сделанными из многослойного цветного полиэтилена, пенопласта, гипса, картона и даже искусственного меха. Олденбург стремился к тому, чтобы «изображаемые предметы пропадали в противоречащей им текстуре».

В 1964 и 1968 гг. художник принимает участие в Венецианском биеннале.

Одним из самых громких проектов Класа Олденбурга считается создание «Корабля-ножа». В 1985 г. на воду была спущена весельная лодка с мотором в форме гигантского армейского швейцарского ножа, произведшая фурор среди поклонников хэппенинга. Все желающие могли поучаствовать в спуске корабля на воду и погрести веслами. Длина лодки с раскрытыми лезвиями-веслами составила более 25 метров.

Клас Олденбург — человек, ставший «позором» своей семьи и одновременно одним из основоположников американского поп-арта. «Поп-арт подобен сосуду, назначение которого — оставаться пустым», — сказал об этом направлении другой основоположник. Однако К.Олденбург заработал на этом «пустом сосуде» столько, что смог купить себе скромную яхту «размером с небольшого кита».

Хэппенинг (англ. happening — случающееся, происходящее) — вид театрального представления, в котором событие и действие являются самоцелью, а не частью сюжета. Развивается с непременным вовлечением зрителей. Впервые хэппенинги стали устраивать нью-йоркские художники и скульпторы в начале 1960-х гг.


Ключевые моменты на уроке МХК

Творчеством Олденбурга можно завершить знакомство с американским поп-артом. В связи с этим полезно освежить в памяти впечатления от этого направления, поговорить о том, были ли у поп-арта свои истоки в дадаизме, экспрессионизме 20-х гг. или, к примеру, в сюрреализме.

Сравните произведения Энди Уорхола, Джаспера Джонса и Класа Олденбурга. Что между ними общего?

Интересным может получиться разговор о хэппенинге, ведь под этим иностранным словом скрывается очень простая и понятная любому подростку суть — веселое, ни к чему не обязывающее развлечение. А может быть, в хэппенинге скрыт некий протест?

Развивая тему хэппенинга, спросите класс: почему представители поп-арта с такой простотой выбирали модели для своих шедевров? Не потому ли, что повседневность стала для них искусством? Или же искусство стало обыденностью?

Поговорите о судьбе Олденбурга, подумайте, почему сын консула, перед которым открывался широчайший спектр возможностей, начиная с науки и заканчивая политикой, выбрал искусство? Причем не просто искусство, а тот его вид, что «похож на сосуд, который никогда не может быть наполнен».