Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №7/2005

ТЕТ-А-ТЕТ

А Р Т - Г А Л Е Р Е Я

Елизавета ЗОТОВА

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОТИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ ВО ФРАНЦИИ

Готическая архитектура возникла не на пустом месте. Большинство приемов, используемых готикой, как, например, знаменитая стрельчатая арка, превратившаяся в визуальный символ готического искусства, появились уже в период зрелой романики (конец XI – начало XII в.).

НОВЫМ АРХИТЕКТУРНЫМ ЯЗЫКОМ

Романская эпоха явила миру немало прекрасных произведений архитектуры: это и величественные “паломнические” церкви, и небольшие монастырские соборы. Романские церкви представляли собой базилику, центральный неф которой возвышался над боковыми. Романская базилика обычно состояла из трех или пяти нефов. Главный неф перекрывали с помощью деревянных балочных конструкций. Проблему освещения решал ряд окон в верхней части стен главного нефа, возвышавшейся над боковыми.

Главный неф романской базилики

Но деревянные конструкции были ненадежными по причине часто возникающих пожаров, и тогда на смену балочному перекрытию приходит цилиндрический свод . Цилиндрические своды, перекрывающие главный неф базилики, требовали усиления и без того мощных стен с помощью специальных опор — контрфорсов. Цилиндрический свод дает очень сильный боковой распор, поэтому на верхнюю часть стены ложится большая нагрузка. Если в верхнем ярусе центрального нефа появляются окна, то они очень небольшого размера, чтобы не ослабить конструкцию. А это существенно затрудняет освещение церкви.

Цилиндрический свод

На внутренней поверхности цилиндрического свода располагаются гурты — выступающие ребра, переходящие в полуколонны, наложенные на несущие опоры. Примером использования для перекрытия цилиндрических сводов с гуртами является церковь Сен-Сернен в Тулузе (ок. 1080–1120). Церковь Сен-Сернен относится к типу паломнических церквей: они были рассчитаны на очень большое число молящихся. Эта огромная пятинефная базилика имеет особенность, характерную именно для паломнических церквей, — хор (восточная часть базилики от средокрестия) окружен галереей-обходом, что давало возможность непрерывного движения паломников.

Такое архитектурное решение впервые было применено при строительстве первой из великих паломнических церквей — Сен-Мартен в Туре (начало XI в.). Галерея обхода перекрывалась крестовыми сводами, так же как и боковые нефы собора. Характерной чертой паломнических церквей был венец капелл — ряд капелл, окружавших апсиду. Они предназначались для демонстрации святых мощей. Такая система — галереи обхода и венец капелл — получает распространение в романской архитектуре зрелого периода и в несколько измененном, усовершенствованном виде встречается в архитектуре готических соборов.

ПРЕДВЕСТНИЦА ВЕЛИКИХ СОБОРОВ

С паломнических церквей началась история больших соборов в средневековой архитектуре. Самой грандиозной постройкой доготического периода была третья церковь аббатства Клюни в Бургундии (1089–1132). Высоту ее среднего нефа, 30 м, смогли превзойти только готические соборы. Это была огромная пятинефная базилика, с двумя трансептами (поперечными нефами), хором с обходом и венцом капелл. Широкий центральный неф (его ширина составляла 15 м) перекрыт своеобразным цилиндрическим сводом.

Церковь Сен-Серен в Тулузе

При строительстве клюнийской церкви возникает интересное архитектурное решение проблемы погашения бокового распора от цилиндрического свода. Для этого своду придают стрельчатую форму. Обычный цилиндрический свод в разрезе является полуциркульной аркой — при такой форме боковой распор очень велик, арка как бы пытается раскрыться, распрямиться — тот же эффект, что при натягивании тетивы лука. Стрельчатая арка устроена по-иному — она будто бы состоит из двух половинок, которые давят одна на другую, давая при этом значительно меньший боковой распор. Дополнительно укрепляются внутренние опоры. Кроме того, снаружи к стене церкви пристроены специальные выступы — контрфорсы, которые, отделившись в итоге от стены, станут неотъемлемой частью конструкции готического собора. Стрельчатые очертания приобретает и аркада малых нефов.

Строительство новой церкви в Клюни стало настоящим событием. Новая церковь поражала воображение не только своими гигантскими масштабами, но и богатейшим декором — каменной резьбой капителей и карнизов, мозаиками и скульптурой. Церковь венчали пять высоких башен — по сторонам западного фасада, на средокрестии и на концах большого трансепта. Благодаря гармоничным пропорциям, новым конструктивным решениям сводов и несущих опор, величественности внешнего облика и необычайному великолепию внутреннего убранства церковь Клюни можно назвать предвестницей великих готических соборов.

Церковь Аббатства Клюни

КОНСТРУКТИВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА

К той же бургундской архитектурной школе, что и не сохранившаяся до наших дней церковь Клюни (осталось только южное крыло трансепта с башней), относится меньший по размеру собор в Отене (ок. 1120–1132). Здесь также применяются стрельчатые арки свода и галерей. Еще одно нововведение, появившееся в архитектуре “клюнийского” направления: во втором ярусе стены пояс трифориев – глухих арок, сгруппированных по три. Трифории заменили открытые галереи второго яруса и, таким образом, укрепили стену, что позволило вернуть третий ярус окон. Сходное членение стен центрального нефа (три яруса — арки, трифории и окна), правда, с измененными пропорциями будет характерно и для готической архитектуры.

Одной из первых церквей, центральный неф которой был перекрыт не цилиндрическим, а уже крестовым сводом, была церковь Сент-Мадлен (св. Магдалины) в Везеле (начало XII в.) (рис 6). Эта церковь также была возведена бургундскими мастерами, но ее конструкция сильно отличается от третьей церкви в Клюни. Применение крестовых сводов давало новые возможности. В верхнем ярусе стены освобождалось пространство для большого окна, благодаря чему внутреннее пространство храма стало более освещенным, чем это было бы возможно с цилиндрическими сводами. Верхние участки стены больше не выполняют важной несущей функции, и там теперь можно делать окна. Таким образом решается одна из важных проблем романской архитектуры — проблема освещения интерьера собора. Несмотря на введение новой конструкции сводов, подпружные арки и аркада галерей имеют “старую”, полуциркульную форму.

Собор в Отене

Ближе всего к раннеготической архитектуре стоит архитектура Нормандии и Англии. Вильгельм Завоеватель начинает в Англии активное строительство. В 1093–1130 гг. возводится Дерхемский собор — одно из самых больших сооружений своего времени. Ширина среднего нефа этого собора очень велика, поэтому главной проблемой для строителей было перекрытие центрального нефа. Цилиндрические своды слишком тяжелы для постройки такого масштаба. В этом соборе появляется крестовый свод на нервюрах, позже заимствованный раннеготической архитектурой.

Преимущества новой конструкции свода перед старой были неоспоримы: каркас свода составляли ребра-нервюры, пространство между ними заполнялось довольно тонкой кладкой, что уменьшало вес свода и боковой распор, сосредоточенный, благодаря нервюрам, в определенных точках. Подпружные арки свода стрельчатые. Стрельчатой арке можно придать любую высоту, что в дальнейшем будет активно использовать готическая архитектура. Стена среднего нефа поделена на три яруса. Верхний ярус прорезан окнами, что дает интерьеру хорошее освещение. Массивные столбы, на которые опираются поперечные арки, имеют форму пучка тонких колон и пилястр. Чередующиеся с ними столбы, не выполняющие такую несущую функцию, имеют вид круглой колонны. Шестичастный крестовый свод возник в романской архитектуре Нормандии — вероятно, впервые такой свод возведен в церкви Сент-Этьенн в Канне (ок. 1120) .

Церковь Сент-Мадлен в Везле

Итак, многие составляющие готической конструкции возникли еще в период зрелой романики. Но эти приемы, собранные вместе при возведении знаменитой церкви в Сен-Дени, заговорили на совершенно новом архитектурном языке.

ВРЕМЯ И МЕСТО

Готическая архитектура родилась во Франции. Известно место и время ее рождения — аббатство Сен-Дени, располагавшееся недалеко от Парижа, где с 1137 по 1144 г. знаменитый аббат Сугерий (1080–1151) перестраивал старую церковь. Облику новой церкви придавалось особое значение, так как Сен-Дени было “королевским” аббатством. Именно там находятся мощи святого покровителя Франции Дионисия, которому и посвящено аббатство. Там же покоятся и короли – представители династий Меровингов и Каролингов. По этим причинам новая церковь должна была стать самой величественной и прекрасной из построенных ранее. Одной из главных целей Сугерия было добиться обилия света в пространстве церкви. Свет, проходящий через витражи, здесь имеет мистическое значение. Для того чтобы установить большие витражи, понадобилось значительно увеличить площадь оконных проемов. Старая же архитектура в силу своих конструктивных особенностей не предусматривала таких возможностей.

Новое в архитектуре церкви, построенной аббатом Сугерием, состоит в сочетании этих приемов, которые по отдельности использовались и в архитектуре зрелой романики, но ранее не объединялись в пространстве одной постройки. Например, в церкви Сен-Дени по-иному решается пространство хора: галереи образуют с капеллами единое целое; пространство больше не делится на отдельные ячейки, и, главное, появляется свет, льющийся из огромных окон. Чтобы возведение окон такого размера стало возможным, с наружной стороны между капеллами ставятся тяжелые опоры-контрфорсы, которые поддерживают своды. Внешние контрфорсы также применялись в романике, но их местоположение и функции были иными. Контрфорсы церкви Сен-Дени видны только снаружи, внутри создается впечатление невесомой прозрачной стены. Изящные круглые колонны свода усиливают эффект воздушности интерьера церкви.

УСТРЕМЛЕННОСТЬ ВВЫСЬ

Церковь аббатства Сен-Дени произвела сильнейшее впечатление на современников. Новый архитектурный стиль, созданный аббатом Сугерием и его мастерами, распространяется сначала по Франции, а затем и по всей Европе. Несомненно, главными достижениями готической архитектуры являются великие кафедральные соборы. Одним из ранних был знаменитый собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам), строительство которого началось 1163 г. 

Это большой пятинефный собор, высота центрального нефа которого составляет 32,5 м. Обход в восточной части собора точно повторяет церковь Сен-Дени. Шестичастные крестовые своды главного нефа родом из нормандской архитектуры. Устройство стены главного нефа напоминает Дерхемский собор. Здесь присутствуют и круглые колонны, и аркады второго яруса, но они имеют более вытянутые, более стройные пропорции.

В сочетании с огромными по сравнению с романским вариантом окнами третьего яруса и высокими стрельчатыми поперечными арками все это дает эффект легкости, устремленности ввысь, так характерный для готической архитектуры. Здесь уже ничего не осталось от массивности романских построек, несмотря на то что некоторые приемы архитектуры зрелой романики еще не совсем вышли из употребления. Конструкция Нотр-Дама продолжает тему внешних контрфорсов, начатую при строительстве Сен-Дени. Контрфорсы окружают здание собора, над боковыми нефами они переходят в аркбутаны — полуарки, подпирающие нагруженные участки. Контрфорсы с аркбутанами — этот скелет готического собора — станут одной из самых важных составляющих готической конструкции.

Конечно, отличий новой, готической архитектуры от романской значительно больше, чем сходных моментов, — это и другой принцип планировки, организации пространства, новый вид фасадов и пр., но новые стили никогда не приходят ниоткуда, они всегда опираются на достижения предшествующих поколений.