Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №15/2005

ТЕТ-А-ТЕТ

н е т р а д и ц и о н н ы й  у р о к

 

Галина СЕРГИЕНКО,
учитель истории мировой художественной культуры
и музыки коллегиума «Элинт», Запорожье, Украина

ЖИВОПИСНОЙ НАУКИ МАСТЕР
Портретные образы Дмитрия Левицкого

В этом году отмечается 270 лет со дня рождения выдающегося русского художника Д.Г. Левицкого. Именно поэтому мы с учениками 8-х классов провели урок-вернисаж, посвященный его творчеству.

Цели

  •  Познакомить учащихся с шедеврами портретного искусства второй половины XVIII в. на примере творчества Д. Левицкого, с особенностями его живописной техники.

  •  Развивать навыки анализа живописного произведения. 

  • Активизировать творческие способности учеников и умение выступать перед аудиторией. 

  • Развивать навыки поисковой деятельности (работа в Интернете) с целью самостоятельного нахождения материала. 

  • Воспитывать уважение к творцам прошлого.

Форма проведения

Урок-вернисаж. Готовясь к уроку-вернисажу, учащиеся работали в триадах: «историк» – «искусствовед» – «современник». Каждая триада выбирала картину: искала в Интернете и библиотеке репродукцию и соответствующие материалы, знакомилась с историей создания, интересными фактами из жизни изображенных людей, делала искусствоведческий анализ.

Оборудование

Портрет Д.Г. Левицкого, репродукции его известнейших полотен, музыкальные произведения.

Ход урока

Правда природы –
основа правдолюбия в искусстве.

Д. Дидро

(Звучит «Маленькая ночная серенада» В.А. Моцарта.)

Учитель. Вторая половина XVIII в. — время подъема духовности, формирования идеологии просвещения с его атмосферой нравственных и философских поисков. Все это определяло развитие искусства того времени.

Значительная роль в культуре России XVIII в. принадлежит выдающемуся художнику Дмитрию Григорьевичу Левицкому.

Биограф. В творческой биографии Д.Г. Левицкого еще много неизвестного. Почему его отец сменил фамилию Нос на Левицкий? Какого числа и в каком месяце художник родился? Где – в Киеве или на Полтавщине? Почему он ничего не писал в последние годы своей жизни? И таких вопросов без ответов много. Неточна и атрибуция некоторых портретов.

Достоверно известно, что будущий художник родился в 1735 г. на Украине. Его отец Григорий Кириллович был священником. Но отца интересовала не только церковная служба. Человек творческий, он был одним из лучших граверов своего времени и потому с удовольствием занимался граверными работами, украшая церковные книги виньетками и рисунками.

Искусствовед. Таким образом, первые двадцать лет своей жизни Левицкий провел в Киеве, обучаясь сначала у своего отца важным элементам художественного языка польско-украинского барокко XVII – начала XVIII в.: пониманию цвета как средства эмоциональной выразительности, насыщению пространства картины предметами с многозначной символикой.

Биограф. В 1752 г. начались живописные работы в Андреевской церкви в Киеве, ими руководил известный в то время художник Алексей Антропов, который специально приехал в Киев. Его учеником и становится молодой Левицкий.

Через несколько лет Антропов уезжает из Киева, позже и Левицкий едет в Петербург, где, возможно, продолжает учиться под руководством этого известного портретиста.

Историк. В 1770 г. в петербургской академии художеств была организована выставка. Среди двадцати картин, представленных на выставке, шесть первоклассных портретов принадлежали кисти молодого художника Д.Г. Левицкого. Особое внимание привлек портрет выдающегося деятеля культуры, крупного архитектора Александра Филипповича Кокоринова. Именно за этот портрет Левицкому было присуждено звание академика живописи.

Современник. А.Ф. Кокоринов был сыном провинциального архитектора, но неутомимый труд и талант привели его к должности первого директора Академии художеств в Санкт-Петербурге. Именно он спроектировал ее здание, и потому на картине он рукой указывает на рисунок академии. На портрете 1769 г. (хранится в Государственном Русском музее) Кокоринов изображен в парадном мундире, сшитом как раз по поводу открытия Академии художеств.

Искусствовед. Величественная фигура, ощущение важности и торжественности, размещение объемной фигуры человека в центре композиции – все как будто отвечает жанру парадного портрета. Но художник подчеркивает профессиональное достоинство человека со спокойным и добродушным взглядом. В колорите преобладают серебристо-сиреневые тона. В этом Левицкий смело отходит от классических канонов, которые требовали в цветовом решении делить полотно на три пространственных плана: ближайший – коричневый, средний – зеленый, дальний – голубой.

Современник. Дени Дидро – один из первых интеллектуалов в Европе, выдающийся французский философ, просветитель. Русская императрица Екатерина II в 1773 г. пригласила его в Россию. Она гордилась дружбой со свободолюбивым мыслителем и охотно общалась с ним. Князь Семен Нарышкин, в доме которого жил Дидро, познакомил его с молодым, но уже признанным художником, академиком живописи Левицким.

Дидро любил позировать, но почти всегда критически отзывался о своих портретах – живописных и скульптурных. Так, когда французский художник Ван Лоо написал его портрет, философ так сказал о себе и своем изображении: «Он изображен в фас с обнаженной головой; его седой хохол и жеманство придают ему вид старой кокетки, которая еще старается быть очаровательной; поза государственного секретаря, но не философа… Что скажут мои внуки, если они станут сравнивать мои грустные произведения с этим смеющимся, жеманным и женственным, старым кокетливым человеком? Предупреждаю вас, дети мои, это не я».

Историк. А еще остались следующие его строки о себе:

«В течение дня я имел сто разных физиономий, в зависимости от предмета, который меня занимал. Я бывал ясен, грустен, задумчив, нежен, резок, страстен, охвачен энтузиазмом… У меня лицо, которое обманывает художника; то ли сочетается в нем слишком много, то ли впечатления моей души очень быстро сменяются и отражаются на моем лице, но глаз художника меня не находит одним и тем же в разные минуты; его задача становится гораздо более трудной, чем он это предполагал».

И вот этого человека нужно было нарисовать Левицкому! Но философ и художник нашли общий язык. Тот факт, что Дидро забрал портрет, написанный Левицким, на родину и завещал его своей сестре, подтверждает высокую оценку работы русского живописца.

Искусствовед. Камерный портрет, хранящийся в женевском Музее искусства и истории, изображает усталого задумчивого человека. Он снял напудренный парик и надел домашний халат. Едва заметная грусть сквозит в его лице, которое изображено крупным планом. Но больше всего поражают мудрые глаза философа, человека высочайшего интеллекта.

Полотно Левицкого соответствует словам Мармонтеля о философе: «Вся его душа отражалась в его глазах и его губах; никогда еще лицо так правдиво не изображало сердечной доброты».

Современник. Прокопий Акинфиевич Демидов происходил из семьи заводчиков и землевладельцев, получивших в 1720 г. дворянство. Он был одним из богатейших людей XVIII в. и много денег жертвовал на благотворительность. Его любимым занятием было цветоводство, но много времени он посвящал и государственным делам. Своими странностями Прокопий Демидов удивлял не только Россию, но и Европу

Искусствовед. Портрет создан как будто бы по классическим канонам. Это и торжественность, гордость осанки, и праздничность одежды, и драпировка из тяжелого бархата, и большая колоннада за спиной у героя, и пейзаж с видом на Воспитательный дом, пожертвования на строительство которого внес Демидов. Но Левицкий и в этом портрете находит свою изюминку. Одной рукой Демидов опирается на прекрасно выписанную садовую лейку, а другой показывает на растения в вазонах. На его голове оригинальный ночной колпак, он одет в домашний халат. Без сомнения, эти черты экстравагантности были одобрены заказчиком портрета.

Лицо Демидова впечатляет психологической выразительностью. Оно умное, немного грустное, но глаза с какой-то хитринкой вносят в картину элемент легкого юмора. То есть художнику удалось передать особенности, свойственные характеру человека.

Историк. Настоящим шедевром кисти Левицкого считают семь портретов воспитанниц Смольного института, которых он писал по заказу Екатерины II. Именно по ее указу в 1764 г. было открыто это учебное заведение, куда принимались девочки четырех–шести лет из небогатых дворянских семей. Здесь на протяжении двенадцати лет они изучали арифметику, четыре иноземных языка, историю, географию, физику. Но особое внимание уделялось искусству: рисованию, музицированию, танцам, рукоделию. Воспитанницы должны были стать образованными людьми.

Современник. Особенно нравились девушкам уроки сценической игры, которые, кстати, преподавались на французском языке. Для обучения танцам приглашали лучших балетмейстеров столичных театральных трупп, костюмы шили портные императорского театра, даже прически для представления делал театральный парикмахер!

И вот наступал долгожданный день спектакля.

В большом зале шли последние подготовительные работы, с особенной тщательностью проверялась сцена. Воспитанницы очень волновались: шутка ли, на спектакль приглашена сама императрица Екатерина II вместе с другими уважаемыми гостями! Среди них – президент Академии художеств и попечитель Смольного института И.И. Бецкой, художник Д.Г. Левицкий.

(Звучит начало 103-й симфонии Й. Гайдна.)

Спектакль – комическая опера Киампи «Капризы любви, или Нинетта при дворе» – имел большой успех. Особенно горячо аплодировали зрители исполнителям главных ролей – Е. Хованской, которая играла Нинетту, и Е. Хрущовой, исполнявшей роль ее возлюбленного Колу.

А после спектакля Левицкого пригласили в ложу императрицы.

(Разыгрывается театральный фрагмент.)

Екатерина II (величественно). Дмитрий Григорьевич, понравились ли тебе сегодня наши воспитанницы?

Левицкий (с поклоном). Действительно они чудесные артистки, хотя еще очень молоденькие. Особенно десятилетняя Хрущова. В ней нет большой внешней красоты, но как она меняется во время спектакля, изображая игривого и пылкого юношу! А ее подружка Хованская! С каким мастерством она играет стыдливую и скромную крестьяночку!

Екатерина II. Мы согласны с тобой. Поэтому мы желаем, чтобы ты написал портреты лучших воспитанниц института, которые достигли больших успехов в танцах, пении и других занятиях. Через некоторое время мы передадим тебе этот список.

(Звучит «Лебедь» К. Сен-Санса.)

Искусствовед. Левицкий создает семь портретов смолянок. Сейчас эти портреты – украшение Русского музея. Смоляночки на них танцуют, как легкая и жизнерадостная Н. Борщова, сдержанная А. Левшина, привлекательная и кокетливая Е. Нелидова; разыгрывают комические театральные сценки, как Е. Хрущова и Е. Хованская; просто улыбаются зрителям, как гордая и уверенная в себе К. Молчанова, которая сидит возле столика с физическими приборами.

Современник. Одной из первых выпускниц Смольного института была и Глафира Алымова, которую Левицкий изображает играющей на арфе. Дочка полковника, девятнадцатый ребенок в небогатой семье, очень умная и талантливая, она в совершенстве овладела игрой на арфе и учебу закончила блестяще, с золотой медалью. На выпускном балу она произнесла слова благодарности на безупречном французском языке.

На портрете Алымова изображена в нарядном платье выпускницы. Газеты того времени писали: «Девицы последнего возраста [то есть выпускного класса], одеты в белое, их платья, подпоясанные голубыми лентами, представили восхитительное зрелище. Они составили из разных инструментов концерт, перемешиваемый хором».

Искусствовед. В этих портретах проявилась способность живописца мастерски передавать особенности различных тканей: тончайшего шелка, блестящего атласа, переливающейся парчи, изысканного кружева… Но главное – он глубоко проникает в духовный мир человека, зорко его видит и понимает. Его «смолянки» – девушки с разными характерами: темпераментные и сдержанные, шутливые и серьезные, уверенные в себе и не очень. А в целом – это настоящая симфония молодости, таланта, красоты.

(Звучит «Ноктюрн» ми-бемоль-мажор Ф. Шопена.)

Современник. Мария Дьякова была дочерью обер-прокурора Синода. Высокообразованная, одаренная (она писала стихи), самостоятельная, она имела свободолюбивый характер. Мария тайно вышла замуж за любимого мужчину наперекор решению своих родителей. И только через три года молодые люди добились согласия родителей на свадьбу.

Историк. Мария Дьякова была очень привлекательной. Интересно, что на обороте картины когда-то были написаны поэтичные строки: «Она имеет больше привлекательности, чем смогла передать кисть. И в ее сердце больше добродетели, чем красоты в лице».

Искусствовед. Этот портрет считается шедевром в живописном наследии художника, который с большой душевной симпатией относился к модели.

Нежное лицо с высоким чистым лбом, задумчивый взгляд зеленоватых глаз, легкая улыбка... В колорите картины преобладают приглушенные зеленоватые оттенки платья, жемчужные переливы кружева и розовый цвет щек и губ. Молодая женщина создает светлую и теплую атмосферу вокруг себя, открыто и доверчиво смотрит в этот мир.

(Звучит «Полонез» ля-мажор Ф. Шопена.)

Историк. Конец 70-х – первая половина 80-х гг. – это период наивысших достижений Левицкого в портретном жанре.

В начале 80-х годов появляется одна из его живописных жемчужин – портрет племянницы последнего польского короля Станислава Понятовского, польской красавицы Урсулы Мнишек, фрейлины Екатерины II. Говорят, что это была женщина сильная и волевая, высокообразованная, интересная в общении и одновременно холодная и равнодушная, хорошо понимающая, как нужно управлять своими эмоциями при царском дворе.

Искусствовед. В этом портрете снова во всю силу проявляется мастерство живописца. Он рисует блестящую великосветскую даму. Без сомнения, она очень привлекательна. Легкая улыбка слегка коснулась ее губ, выражение лица любезно-заученное. Взгляд светлых глаз вежливо-холодный. Согласно требованиям придворного этикета у нее румяные щеки и пепельная напудренная прическа.

Ее изысканное платье – блестящий серебристый атлас и тонкое кружево (шедевр неизвестного портного) – нарисовано в спокойных нежно-голубых тонах.

Современник. Анна Бернуцци — талантливая итальянская певица, примадонна оперы-буфф. Среди ее пылких поклонников был сам канцлер светлейший князь А.А. Безбородко. Он тратил на примадонну столько денег, что, узнав об этом, Екатерина II приказала немедленно выслать за пределы России и певицу, и всю труппу.

Искусствовед. На портрете 1782 г. примадонна одета как прекрасная садовница. Ее будто бы простонародная одежда украшена большим количеством лент, бантов, букетов цветов. На голове – соломенная шляпка. Это многообразие украшений создает пестрый и пышный колорит. Но этот внешний вид – только маска, которая скрывает истинное лицо расчетливой, корыстной и хитрой женщины.

И снова Левицкий мастерски решает задачу – за внешней привлекательностью и приветливостью он показывает истинное лицо человека, его настоящие чувства и интересы.

(Звучит «Полонез» до-мажор А. Лядова.)

Историк. Императрицу Екатерину II художник рисовал много раз. Известно, что в 70-е гг. он написал семь больших портретов, в 80-е – пятнадцать.

Этот портрет 1783 г. стоит особняком в творчестве Левицкого. По сути, это живописная ода во славу царице, эффектно и мастерски исполненная, в которой он приукрасил образ уже немолодой императрицы. Современники художника видели в картине идеальное отображение образа монарха, который не только создает законы, но и мудро управляет государством.

Современник. Появление портрета вызвало бурную реакцию в прессе. Первым к художнику обратился поэт И.Ф. Богданович со стихотворным приветствием:

Левицкий! Начертав Российско божество,

Которым седьм морей покоится в отраде,

Твоею кистью ты явил в Петровом граде

Бессмертных красоту и смертных торжество.

Левицкий ответил на эти слова, раскрыв содержание собственной картины.

(Выходит ученик и от имени Левицкого зачитывает ответ.)

«Средина картины представляет внутренность храма богини Правосудия, пред которою в виде Законодательницы Ея Императорское Величество, сжигая на алтаре маковые цветы, жертвует драгоценным своим покоем для общего покоя. Вместо обыкновенной императорской короны увенчана она лавровым венцом, украшающим гражданскую корону, возложенную на главе ея. Знаки Ордена св. Владимира изображают отличность знаменитую за понесенные для пользы Отечества труды, коих лежащие у ног Законодательницы книги свидетельствуют истину. Победоносный орел покоится на законах и, вооруженный Перуном, страх рачит о целости оных. Вдали видно открытое море, а на развевающемся российском флаге изображенный на военном щите Меркуриев жезл означает защищенную торговлю» («Собеседник любителей российского слова». СПб., 1783. Т. 6. С. 17).

Современник. Интересно, что в том же году появляется ода Г. Державина «Видение мурзы», в которой поэт дает описание героини портрета Левицкого.

Сошла со облаков жена, –
Сошла – и жрицей очутилась
Или богиней предо мной.
Одежда белая струилась
На ней серебряной волной;
Градская на главе корона,
Сиял при персях пояс злат.

Искусствовед. В этом портрете хорошо проявляются черты зрелого классицизма, ведущего стиля того времени. Это и насыщенность цвета с преобладанием холодных тонов, и четкость деления на несколько пространственных планов, и сдержанность, пластичность скульптурных форм, и использование аллегорических приемов. Портрет изображает императрицу в белой, отливающей серебром атласной одежде, будто античную женщину, с величественно-плавными движениями и приветливой улыбкой. Она торжественна и прекрасна. Это образ идеального руководителя государства.

Современник. Агаша, единственная дочь художника, готовилась к свадьбе. Именно тогда, в 1783 г., Левицкий решил написать ее портрет.

Искусствовед. Отец очень любил Агашу, и это чувство действительно ощущается, когда мы смотрим на картину. Он рисует дочь, одетую в праздничный национальный костюм. Смелое соединение насыщенных голубого и розового цветов создает жизнерадостную атмосферу.

Возможно, художник пытался передать красоту простой сельской жизни, которую воспевали в своих произведениях представители нового течения в литературе конца XVIII столетия – сентиментализма.

 

Историк. Г. Державин писал в стихотворении «Русские девушки»:

Зрел ли ты...

Как их лентами златыми
Челы белые блестят,
Под жемчугами драгими
Груди нежные дышат.
Как сквозь жилки голубые
Льется розовая кровь,
На ланитах огневые
Ямки врезала любовь.
Как их брови соболины,
Полный искр соколий взгляд,
Их усмешка – души львины
И орлов сердца – разят.

Искусствовед. Но не все в этом портрете удалось художнику так, как раньше. Он хотел создать вдохновенный образ молодой женщины, но портрет получился каким-то салонным, кукольно-фарфоровым, наигранным.

Учитель. Что же случилось? Вероятно, художник просто устал от большого количества заказов. Кроме того, в течение семнадцати лет Левицкий преподавал в Академии художеств, обучая молодых художников искусству создания портрета. В 1788 г. Левицкий оставляет академию, живет на очень маленькую пенсию (200 рублей в год) и испытывает большие материальные трудности. К тому же он начинает терять зрение. Его последняя работа датируется 1812 г.

Д.Г. Левицкий умер в 1822 г. в Петербурге, похоронен на Смоленском кладбище.

Искусствовед. Так закончилась жизнь одного из известнейших портретистов прошлого. Он рисовал много и разнообразно. Это и большие праздничные портреты известных деятелей, и камерные лирические изображения близких ему людей.

Перед нами прошла целая галерея разных характеров и судеб. Мужчины и женщины, властные и скромные, жизнерадостные и утомленные жизнью... И для каждого своего героя художник находил особенную манеру письма: то холодновато-фарфоровую (портрет Урсулы Мнишек), то сурово-аскетичную (портрет старого священника; возможно, это изображение его отца), то торжественно-величавую (портрет Екатерины II), то жизнерадостно-яркую (большинство портретов «смолянок»), то лирико-поэтичную (портрет М. Дьяковой)... Словом, у него был «согласно сюжету и прием», как учил позже выдающийся русский педагог П. Чистяков. Ценнейшее качество творчества Левицкого – настоящий интерес к человеку, его чувствам и мыслям.

Литература

1. Алянский Ю. Рассказы о Русском музее. Л., 1988.

2. Бенуа А. История русской живописи в XIX веке. М., 1995.

3. Валицкая А. Д.Г. Левицкий: Альбом. Л., 1989.

4. Воронина Н. Д.Г. Левицкий. М., 1968.

5. Воронихина Л., Михайлова Т. Русская живопись XVIII века. М., 1972.

6. Гершензон-Чегодаева Н. Дмитрий Левицкий. М., 1964.

7. Долгополов И. Рассказы о художниках. М., 1975.

8. Евангулова О., Карев А. Портретная живопись в России второй половины XVIII века. М., 1994.

9. Колокольцев Е. «Живописной науки мастер» Д.Г. Левицкий // Уроки литературы / Приложение к журналу «Литература в школе». 2001. № 1.

10. Ломов С. Русские живописцы XVIII–XIX вв. М., 1999.

11. Манин В. Шедевры русской живописи. М., 2000.

12. Маркина Л. Левицкий и его эпоха // Юный художник. 1987. № 5.

13. Портрет в русской живописи XVII – первой половины XIX века. М., 1985.

14. Русское искусство: Детская энциклопедия. М., 2002.

15. Энциклопедия русской живописи. М., 2002.