Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №1/2006

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

а р т - г а л е р е я

Елена МЕДКОВА

Темы для обсуждения
на уроке МХК

Полотно Боттичелли “Рождение Венеры” широко известно. Его изображения печатают популярные журналы, оно используется в иллюстрациях, рекламе, телевизионных роликах. Учащиеся наверняка его видели много раз. Можно задать им такие вопросы.

В чем, по-вашему, причины этой популярности? Какие чувства пробуждает печальный облик богини любви? Почему он ближе нам, чем простодушные сказки Пизанелло или возвышенная математическая гармония Пьеро делла Франческо? Искусствовед П. Муратов писал, что образ Венеры для нас является “своим”, потому что “его беспокойная душа утратила простую гармонию мира так же, как утратили ее мы… Он был одним из первых художников нового человеческого сознания, выраженного в словах Паскаля: “Вечное безмолвие этих бесконечных пространств меня пугает” Можете ли вы согласиться с этим утверждением?

Чем является “Рождение Венеры” — воспроизведением утраченного античного шедевра Апеллеса, иллюстрацией поэтической программы, аллегорией рождения любви Джулиано Медичи и прекрасной Симонетты или обобщенным образом? Что было бы вернее — утверждать, что Боттичелли соединил в образах своих мадонн и Венер духовность христианства с телесностью античности или что “одни из них утратили небо, а другие — землю”?

Можно ли считать Венеру Боттичелли равной Давиду Микеланджело по силе самостояния человека Возрождения? Выстоял ли сам художник в мире, где “мысль уничтожила миф… под равнодушным небом и на опустевшей земле, усеянной обломками разбитых верований, пророчеств и обещаний”?

В чем причина его отказа от своих произведений первого периода и резкого изменения под влиянием Савонаролы? Было ли что-то в раннем творчестве Боттичелли, что предвещало кризис? Можно ли считать, что он в своей судьбе предвосхитил общий кризис утопических идеалов Возрождения?

Что общего между античной идиллией ранних работ Боттичелли (“Венера и Марс”, “Весна”, “Рождение Венеры”) и экстатической жесткостью поздних (“Одинокая”, “Пьета”)? Какую роль играет линия и цвет в обоих случаях? Как они изменяются под влиянием изменения мироощущения Боттичелли?

Что мог иметь в виду Леонардо, когда называя в своих манускриптах художника, он написал “наш Боттичелли”?