Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №2/2006

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

Н о в о с т и  к у л ь т у р ы

Виктория Хан-Магомедова

Реальность и утопия

no2_3.jpg (241551 bytes) no2_4.jpg (223859 bytes)
Олимпийские игры в Мюнхене
Город

“Моя живопись сильно отличается от живописи других художников, потому что она вегетативная”, — говорил Фриденсрейх Хундертвассер (1928–2000), австрийский художник, график, дизайнер, архитектор, философ, автор стихов, манифестов, идеологических заявлений, эпатирующих общественность “нудистских” идей. В его красивых фантастических, абстрактных, декоративных композициях ощущается связь с природой, оригинально варьируются излюбленные мотивы — спираль и лабиринт. В его картинах и графических работах переплетаются обыденная жизнь и поэзия, реальность и фантастика. Хундертвассер — самый оригинальный австрийский архитектор, который всю жизнь доказывал преимущество кривых линий органической природы перед прямыми. Он путешествовал по всем континентам с конструктивными проектами и выставками.

Фридрих Стовассер (настоящие имя и фамилия Фриденсрейха Хундертвассера) родился в 1928 г. в Вене, в еврейской семье. Во время преследования евреев во Вторую мировую войну все его родственники со стороны матери погибли в концлагерях. В 21 год в знак простеста против несовершенной реальности он изменил имя и фамилию.

Фриденсрейх успешно сдал экзамены в венскую Академию изящных искусств, но проучился всего три месяца, потому что преподавание его не удовлетворяло. В 1950–1960-е Хундертвассер много путешествовал — Северная Африка, Париж, Рим, Флоренция… Вскоре он стал известен во всем мире своими произведениями, выполненными в очень оригинальном стиле. В этот период он сделал много идеологических заявлений, включая знаменитые “нудистские” речи, призывы к миру и новаторским формам в архитектуре. Он автор “Формального манифеста против рационализма в архитектуре”. “Зла нет в природе, лишь человек порождает зло, — утверждал художник. — Когда человек думает, что он должен исправить природу, каждый раз он совершает ошибку”.

Трудно назвать другого художника, умевшего так озадачивать, мистифицировать людей, говорившего, что “прогресс — это регресс, а регресс превращается в прогресс”, хотевшего “всем показать, как легко сотворить рай на земле”.

Его всю жизнь то прославляли, то поносили за радикальные высказывания, (“Рай, разрушенный прямой линией”), необычные творения и оригинальные кривые дома, за его планы по разработке архитектурного будущего. И кроме того, за его политические взгляды и вовлеченность в этнические акции (особенно после переезда в Новую Зеландию, где он увлекся культурой майя). В отличие от других энвайронменталистов Хундертвасссер поддерживал христианских демократов в Европе. Его любимым политиком была Маргарет Тэтчер. Он стал автором поразительных марок, которые особенно ценили в Италии, и дизайна национального флага Новой Зеландии.

В своеобразном архитектурном стиле Хундертвассера ощущается влияние Антонио Гауди и югендстиля. Он ненавидел суровые, жесткие формы в архитектуре, выступал против “хаоса прямых линий”. Возможно, такая позиция объяснялась реакцией на окружавшую его венскую архитектуру с ее приверженностью к строгой структуре и форме. По мнению Хундертвассера, современные здания — жалкие компромиссы, созданные архитекторами, избравшими четкую прямоугольные ориентацию. Его первый архитектурный проект в Вене — так называемый “Дом Хундертвассера” (1985), похожий на подсвечник, очень необычный, обладающий специфической привлекательностью. Неровные полы и лестничные марши символизируют лесные и горные тропы, а кривые, неравномерно оштукатуренные и окрашенные стены напоминают полотна занавесок

Все здания Хундертвассера в Вене стали культурной достопримечательностью.

Хундертвассер создал очень изощренный стиль и в живописи, и в графике, в котором причудливо смешиваются разные традиции. Истоки его искусства — в пышном изобилии барокко, в богатом орнаменте модерна. Изощренность и богатство его произведений, сложные композиции напоминают об искусстве Густава Климта, Эгона Шиле, Пауля Клее, в них прослеживается влияние персидских миниатюр, японской гравюры на дереве.

В некоторых работах Хундертвассера порой ощущается нечто тяжелое, пышное, жесткое, архаическое и примитивное. Цвет и извилистая, кажущаяся бесконечной линия имеют определяющее значение в его искусстве. Он любил писать в дороге, используя портативный ящик с акварельными красками или порошковые пигменты. Он также часто применял яичную темперу, в которую добавлял металлическую пыль, кусочки ткани, стекла, бумаги. Хундертвассер использовал шесть цветов спектра, никакому цвету не отдавая предпочтения, хотя ему очень нравилось применять цвета живой природы — перегноя, плесени.

Страстный любитель путешествий, Хундертвассер и ушел из жизни, когда находился на своем корабле, собираясь совершить путешествие из Новой Зеландии в Европу. “Только тот, кто думает и живет творчески, выживет в современном мире”, — говорил мастер.

В России произведения Хундертвассера демонстрируются впервые. Выставка в Московском музее современного искусства “Линия бесконечности. Фриденсрейх Хундертвассер. Шоичи Хасегава” (из собрания Кунстгалериен Боттингерхаус в Бамберге, Германия) представляет произведения австрийца и крупного японского графика Шоичи Хасегавы, на которого творчество Хундертвассера оказало большое влияние. Диалог двух художников позволяет острей ощутить различия в менталитете художников Востока и Запада.