Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №2/2006

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

А р т - г а л е р е я

Лев ДЬЯКОВ

 

Призраки

1903. Государственная Третьяковская галерея, Москва

К 1903 году относится одна из самых тревожных, “бурных” картин художника — попытка проникнуть в таинственный “мир теней”, иррациональный мир сущностей явлений. Может быть, не случайно появление картины совпадает с десятилетним юбилеем со дня выхода знаменитой книги Александра Аксакова “Анимизм и спиритизм”, в которой крупнейший ученый, основоположник парапсихологии, стремился доказать, что “для земной жизни человека не может быть цели более высокой, как искать и находить доказательство трансцендентальной природы человеческого существа, — его призвания к судьбе гораздо более высокой, чем его феноменальное бытие!”

Известна широкая начитанность Борисова-Мусатова, его стремление охватить все интересное в области искусства, литературы, науки. И наверняка мимо этой удивительной книги (кстати, совсем недавно переизданной), он не мог пройти. А отголоски ее влияния мы находим в последующих его шедеврах.

“Когда глядишь на картины Борисова-Мусатова, — признался как-то один из современников художника, — начинаешь верить в мир потусторонних существ, с их призрачной радостью и призрачной, примиренной печалью”.