Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №3/2006

УРОК МХК

А р т - г а л е р е я

Марина ФРОЛОВА,
учитель МХК,
г. Ходыженск Краснодарского края

Высокое Возрождение.
Творчество Тициана

Урок для учащихся 7-8-х классов

Цель: работа над умением понимать особенности времени и человеческой личности через язык живописи.

Задачи:

  • Выявление взаимосвязей изучаемого и изученного ранее материалов.
  • Индивидуальная работа с учащимися.
  • Развитие аналитических способностей.
  • Работа над созданием единой картины времени.
  • Эстетическое воспитание.
  • Эмоциональное развитие.

Ход урока

1. Проверочная работа

  • Какие из приведенных ниже высказываний соответствуют идеалам Возрождения (указать стрелками)?

Средние века

Эпоха Возрождения

Человек создан по образу и подобию Божьему Человек из грязи вышел и в грязь возвращается
Подчинение человека божественной воле Человеческая воля противостоит слепо судьбе.

Затем, что волю силой не задуть. Она, как пламя, борется упорно, Хотя б его стократ насильно гнуть. (Данте)

Благородным человека делает высокий образ мыслей, деяния.

“Истинно благородным не рождаются, но становятся”. (Петрарка”

Благородство — принадлежность к знатному роду — дается при рождении
Достойна лишь жизнь, посвященная Богу Человек должен жить на благо общества. “Лучше потерять способность двигаться, чем перестать приносить пользу”. (Леонардо да Винчи)
Любовь земная — греховное чувство Любовь прекрасна и благородна.

Гвиницелли писал: “Любовь гнездится в сердце благородном”

Познание и опыт. “Человек рожден и предназначен к познанию” (Манетти) Безграничная вера
  • Заполните правую графу таблицы, используя приведенный ниже список.
Проторенессанс  
Раннее Возрождение  
Высокое Возрождение  

Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан, Боттичелли, Джотто, Микеланджело.

  • Творчество каких перечисленных ниже художников связано с Флоренцией?

Тициан, Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Джорджоне.

2. Рассказ учителя “Венеция — один из политических и культурных центров Италии”

В шестом классе мы много говорили о творчестве великих флорентийцев. Сегодня мы поговорим о творчестве Тициана, чья жизнь и работа связаны с другим итальянским городом — Венецией.

В IX—XII вв. итальянские города, осознав свою силу и интересы, опередив остальную Европу, расцвели экономически и политически. Возродились разнообразные ремесла: кузнечное дело, стеклоделие, ткачество, шитье одежды, резьба по дереву, ювелирное дело. Началось каменное строительство; в Венеции в XI в. заканчивалось строительство знаменитого Собора святого Марка — ее небесного покровителя (покровителем Генуи считался святой Георгий, Флоренции — Иоанн Креститель). В то же время итальянские города активно включились в мировую торговлю.

Ресурсы Генуи и Венеции не позволяли прокормить население, даже хлеб приходилось привозить издалека. Италия находилась на перекрестке торговых путей Средневековья. По морям, рекам Северной Италии и дальше, через альпийские перевалы, проходил путь, связывавший растущие города Европы со сказочно богатым Востоком, откуда везли шелка, пряности, сахар, хлопок, краски, вина, драгоценные камни, ковры, зеркала — словом, всё, что так привлекало состоятельные сословия Запада. Перепродажа восточных товаров давала купцам-посредникам огромные барыши. Поэтому Венеция и Генуя сделали ставку на мировую торговлю. Отныне итальянские купцы начали осваиваться в портах Леванта, Египта, Византии, в торговых городах Европы и на крупнейших ярмарках. Их можно было узнать сразу — энергичных, темпераментных, выгодно отличавшихся манерами и образованностью от своих неотесанных клиентов-феодалов. Враги и конкуренты, однако, знали итальянцев и как расчетливых дельцов, умных и коварных политиков, тонких дипломатов, дерзких и беспощадных завоевателей, храбрых и искусных моряков и отчаянных пиратов, удивительно сочетавших отменный цинизм с крайней набожностью. Судьба связала их с морем — и они были готовы на всё, чтобы овладеть морскими торговыми путями, гаванями и побережьем. Четыре века венецианцы упорно сражались за восточный берег Адриатического моря — Далмацию; сто лет крестовых походов дали им многочисленные фактории на Востоке.

Каждый год дож бросал в волны золотой перстень со словами: “Мы обручаемся с тобою, море, в знак истинной и вечной власти”, — и это звучало как клятва овладеть морем. Жестокие войны между Венецией и Генуей, Венецией и турками, постоянная борьба Флоренции за обладание портами Пиза и Ливорно — всё это эпизоды многовековой схватки за моря, схватки сильных и равных.

XII в. для итальянских городов стал периодом становления. Несметные богатства, нажитые во время крестовых походов, подготовили новый взлет. В следующем столетии все три республики начали чеканить золотую монету — дженовино, флорин и знаменитый венецианский дукат; расцветали и усложнялись ремесла, появились цехи и крупные банки, ссужающие деньгами королей и римских пап.

В XI столетии во всех трех городах оформились коммуны — в Генуе и Флоренции во главе с консулами, в Венеции же правителем еще со времен византийского господства считался дож, выбираемый пожизненно. Там власть стабилизировалась довольно рано, в отличие от Генуи и Флоренции, где это произошло лишь в XVI в.

Между сословиями не было четкой границы: феодалы участвовали в торговле и банковских операциях, купцы и банкиры приобретали земли и поместья; интересы торговцев и землевладельцев переплетались.

В XIII в. самостоятельной политической силой становятся пополаны — “жирный” и “тощий” народ, зажиточные и бедные, недовольные властью сеньоров.

В Генуе борьба знатных землевладельцев и купцов, гвельфов и гибеллинов определяет жизнь города в течение XIII в. Несмотря на внутренние неурядицы Генуя активно борется с Венецией за власть над морем и за торговлю с Востоком. Война за сферы влияния оканчивается вничью. Венеция в войне с Генуей не приобрела ничего, но ничего и не потеряла. Богатство, владения, независимость — всё осталось при ней.

Причиной такого счастливого исхода было внутреннее единство венецианского государства. В то время как другие республики, не удержавшись на стадии демократии, постоянно скатывались к анархии или попадали под власть иноземной тирании, в Венеции укреплялась власть патрицианской олигархии. Там было не так уж много земельных владений, чтобы феодальная знать могла иметь существенное влияние. Число фамилий, имевших право участвовать в коммунальных советах, ограничили очень узким кругом старых богатых родов. Власть дожа простиралась не далее права подавать мудрые советы. Попытки переворотов и восстаний Республика Святого Марка (так называлась Венеция) пресекла в зародыше, и впредь на случай подобных неурядиц был учрежден Совет десяти (дециумвират) — орган разведки и тайного следствия по делам о государственной измене. Суд Совета был скор и беспощаден. Законодательная власть оставалась в руках богатых патрициев, зажиточным горожанам сделали только одну уступку: на них распространялось действие законов республики.

Постепенно в Венеции сложилась особая прослойка государственных чиновников-горожан. Этот компромисс, умелая внутренняя политика, а также щедрость богатого города на хлеб, зрелища и жилье для бедных помогали сохранять мир и спокойствие в Республике Святого Марка. Правящую знать объединяла идея служения государству. Если флорентийский банкир действовал “во имя Бога и прибыли”, то венецианский патриций служил “Господу Богу и Святейшей Венеции”. “Благородный” человек непременно должен был быть патриотом. Государство в Венеции подчинило себе церковь, активно и разумно вмешивалось в экономику, не уступая цехам ни капли политического влияния. К началу XV в. Венеция была одним из самых сильных и богатых государств Европы.

С помощью золота венецианцы, генуэзцы и флорентийцы подчиняют себе весь обозримый мир от Англии до Персии и от Швеции до Египта. Флоты Генуи и Венеции — хозяева Средиземноморья; уже недалек тот день, когда корабли генуэзца Колумба и венецианца Себастьяна Кабота устремятся в Новый Свет.

В XV в. итальянские республики достаточно сильны, чтобы начать сражение за передел Италии. Республика Святого Марка захватывает огромную территорию на севере Италии.

В Италии сложилось равновесие сильных и независимых: гордая Генуя, свободная Флоренция, светлейшая Венеция... Никто из них не хотел уступать, делиться прибылями, идти на компромисс. Основные экономические связи республик выходили за пределы Италии, там же были и политические союзники, а между итальянцами сохранялись застарелые противоречия гвельфов и гибеллинов, феодалов и купцов, республиканцев и монархистов. Новое нашествие, на сей раз французское, итальянцы опять встретили порознь.

Франция уже давно претендовала на Геную и Неаполь. В 1494 г. король Карл VIII вторгся с войском в Италию и захватил Неаполь. До середины XVI в. продолжались кровопролитные итальянские войны. После того как несколько иностранных армий прошли по Италии с огнем и мечом, полную независимость сохранила лишь Венеция.

Иллюстрации к рассказу:

Карпаччо. “Лев святого Марка”. 1516. Венеция. Дворец дожей.

Карпаччо. Лев святого Марка. 1516. Венеция. Дворец дожей.

Франческо Гварди. Венецианский дворик. 1770-е. ГМИИ им. Пушкина, Москва

Франческо Гварди. Венецианский дворик. 1770-е. ГМИИ им. Пушкина, Москва

Микеле Мариески. Мост Риальто в Венеции. Ок. 1740. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Микеле Мариески. Мост Риальто в Венеции. Ок. 1740. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Каналетто. Прием французского посла в Венеции. 1720-е. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Каналетто. Прием французского посла в Венеции. 1720-е. Эрмитаж, Санкт-Петербург

3. Самостоятельная работа

Задание: прочитать текст, составить по нему таблицу хронологии жизни Тициана.

Текст для работы

О долгой жизни великого венецианского художника Высокого Возрождения Тициана известно почти все: поразительная карьера, его привязанности и приглашение к знатнейшим дворам Европы и Италии, ревнивое отношение к собственному благополучию и многое другое. Уже современники складывали о нем мифы, хотя документов, рассказывающих обо всех сторонах жизни художника, сохранилось великое множество. Исключением является тайна даты его рождения. Достоверно неизвестно, когда родился великий венецианский мастер и сколько лет он прожил, но можно точно сказать, что прожил он немало и что содеянного им хватило бы по крайней мере на три жизни.

Родился он в Пьеве-ди-Кадоре, маленьком селении в горах провинции Беллуно, и был вторым сыном в семье, происходившей из благополучного рода нотариусов по фамилии Вечеллио. В неполные десять лет Тициан покинул родину и со старшим братом отправился в Венецию. Чтобы попасть в мастерскую Беллини, “отца венецианской живописи”, он сначала проходит ученичество у Джованни Дзуккато — последователя Мазаччо, потом у Джентели. В мастерской Беллини раскрылось необычайное дарование Тициана, сумевшего соединить степенность и величие Беллини с натурализмом художников северного Возрождения.

Рядом с Тицианом в это время работал другой великий венецианский живописец — Джорджоне ди Кастельфранко, вошедший в историю живописи как Джорджоне. Когда в 1510 г, еще совсем молодым, Джорджоне скончался от чумы, Тициан по праву занял место первого живописца Венецианской республики. С этого момента в обязанности Тициана входит рисование портретов венецианских дожей. Художника заваливают заказами на мирские и религиозные темы. Его слава быстро растет за пределами Венеции, он завязывает связи с герцогским двором Феррары и с домом Гонзага, правителей Мантуи. Пишет великое множество картин на светские и церковные темы. Исполняет многочисленные монументальные росписи.

В 1530 г. Тициан встречается с императором Карлом V и с тех пор становится любимым художником этого монарха. Он часто гостит при дворе императора в Аугсбурге. Пристрастие к живописи Тициана унаследует и сын Карла V, испанский король Филипп II.

Вернувшись в Венецию, в 1550-е гг. Тициан старается вести более замкнутый образ жизни и, не отказываясь от официальных заказов, старается перепоручить их своим более молодым коллегам. В это время он работает в основном для Габсбургов. Позднее творчество Тициана — это новое понимание техники живописи и взлет мастерства, на века опередившего свое время.

В 1575 г. в Венеции разражается новая эпидемия чумы. 27 августа 1576 года, в самый разгар эпидемии, художник умирает один в своем доме. Только вмешательство властей уберегло его от погребения в общей могиле — обычного метода захоронения при таких обстоятельствах. Останки Тициана торжественно упокоились на следующий день после смерти в церкви св. Фрари (проверить), для которой он создавал грандиозную неоконченную “Пьету”.

Хронология жизни Тициана

1480-е. Родился в зажиточной семье в городе Пьеве-ди-Кадоре, неподалеку от Венеции.
Ок. 1500. Тициана вместе с его братом Франческо посылают в Венецию.
1508 Вместе с Джорджоне работает над фресками для Фондако-деи-Тедески.
1510 Джорджоне умирает.
1511 Создает три фрески для Скуола-дель-Санто в Падуе.
1516 После смерти своего учителя Джованни Беллини Тициан становится ведущим художником Венецианской республики.
1520-е. Пишет знаменитые алтарные образы и выполняет частные заказы (среди них — внутреннее оформление Дворца дожей и три мифологические картины для Альфонсо д 'Эсте, герцога Феррарского).
1525 Женится на Цецилии Сольдано, дочери цирюльника, от которой уже имеет к этому времени двух сыновей.
1530 У Тициана рождается дочь. Умирает Цецилия. Тициана представляют Карлу V, императору Священной Римской империи.
1531 Покупает большой дом в Венеции.
1533 Получает от Карла V титул графа Палатинского и рыцаря Золотой шпоры.
1545 Едет в Рим по приглашению папы Павла III.
1547 Едет в Аугсбург, где работает при дворе Карла V.
1550 Вторично посещает Аугсбург. Начинает работу над серией “поэм” для будущего короля Испании Филиппа II.
1576 Умер 27 августа. Похоронен на следующий день в церкви Санта-Мария-деи-Фрари.

Примечание: желательно, чтоб эта таблица была заготовлена учителем заранее для облегчения проверки правильности выполнения и экономии времени на уроке.

4. Творчество Тициана. Сообщения учащихся

Примечание: подобрать материал для сообщений учитель помогает заранее. Объем и сложность предлагаемого материала зависят от индивидуальных особенностей учащегося.

Сообщение 1. “Вакх и Ариадна”

(1520–23) Национальная галерея, Лондон

Это мифологическое полотно входит в серию из трех картин, написанных Тицианом по заказу Альфонсо д'Эсте, герцога Феррарского. Работая над этим шедевром, который отличают богатые переходы цвета и тщательно продуманная композиция, Тициан опирался на классические тексты Катулла и Овидия, трактующие один из популярнейших сюжетов античной мифологии.

Ариадна, дочь критского царя Миноса, была оставлена на острове Наксосе своим возлюбленным, Тесеем, спасенным ею и обещавшим на ней жениться (его корабль можно рассмотреть за ее левым плечом). Тут Ариадну и обнаружил Вакх (по-другому — Дионис), появившийся в сопровождении своей веселой свиты. Очарованный ею, он предложил ей брачный союз, залог бессмертия, которое даруется вступившим в любовную связь с богом.

В ренессансной живописи существовал устойчивый образ Вакха. Как правило, это обнаженный женоподобный юноша с кубком вина в руках и венком из виноградных листьев на голове. Его триумфальная повозка запряжена тиграми, леопардами или козлами (у Тициана их заменили гепарды из домашнего зверинца Альфонсо д'Эсте). Вакха всегда сопровождают прекрасные вакханки (менады) и козлоподобные сатиры. Кроме них рядом с ним обычно находятся его учитель, вечно пьяный старый Силен, и бог Пан, играющий на флейте.

Ариадна стоит в стороне от остальных персонажей, но именно она является центром притяжения всей сцены. Героиня словно входит в пространство картины слева (при этом край ее длинной голубой накидки так и остается за границей полотна). Элегантная поза Ариадны являет собой замечательный пример того, что в изобразительном искусстве называется “контрапост”, то есть контрастный поворот верхней части человеческого тела по отношению к нижней.

Лицо Ариадны Тициан изобразил в profil perdu (дословно — “отвернутый профиль”). Она, выбросив руку вверх и как бы защищаясь от Вакха, смотрит на него, расположившись спиной к зрителю. Все это сильно напоминает манеру Рафаэля, признанного мастера контрапоста.

Фигура Ариадны демонстрирует выдающееся мастерство Тициана и как рисовальщика, и как колориста. Сильно укороченная в перспективе рука героини написана художником так, что падающий на руку световой блик отражается бледным пятном на профиле Ариадны. Тем самым Тициану удается добиться удивительного баланса (равно как и удивительной динамики) светотеневой лепки, подчеркивающей монументальность этого образа.

Изначально бог виноделия Вакх считался богом плодородия и изображался в виде быка или козла. Дионисии (праздники, посвященные ему) сопровождались бурными оргиями и ритуальным поеданием сырого мяса жертвенного животного (быка или козла). Эту жутковатую деталь у Тициана подчеркивает фигура пьяного сатира, размахивающего в воздухе телячьей ногой. На то же указывает и другой персонаж — он, с торжеством поглядывая на зрителя, тащит привязанную веревкой отрубленную голову животного.

Среди художников были очень популярны эпизоды из жизни Вакха. К таковым можно отнести рождение бога из бедра Зевса, его “обучение” (при этом Вакха изображали полнощеким мальчиком, которому сатир подает чашу с вином), триумф Вакха и Ариадны (в этом сюжете триумфальную процессию возглавляет, как правило, Силен).

Сообщение 2. Символика картины “Вакх и Ариадна”

Застывший в прыжке Вакх изображен в согнутой позе, перекликающейся с позой Ариадны. Розовый плащ 6oга развевается у него за плечами, напоминая крылья ангела. Темно-красные тона плаща “рифмуются” с тонами красного шарфа Ариадны. Юное лицо бога обрамлено виноградными листьями — Вакх, приоткрыв рот, зачарованно смотрит на прекрасную женщину.

На ярком синем небе сверкает созвездие Ариадны — символ ее бессмертия.

На опрокинутой урне читается надпись “TITIANUSF”, представляющая собой сокращение от “Titianus fecit”, что в переводе с латыни означает “Тициан создал это”. Тициан стал одним из первых художников, начавших подписывать свои работы, что для того времени было необыкновенно важным, ибо работало на укрепление социального статуса живописцев.

Гепарды, впряженные в повозку Вакха, как бы обмениваются понимающими взглядами. То же самое происходит между бьющей в бубен вакханкой и размахивающим телячьей ногой сатиром. Все это подчеркивает силовую линию, возникшую между Вакхом и Ариадной и тоже расположенную по направлению их взглядов.

Вакханок было принято изображать красавицами, бьющими в бубны и играющими на кимвалах. Любопытно, что поза этой фигуры повторяет позу скульптурного Вакха, созданного другом Тициана Якопо Сансовино. Легкая оранжевая туника вакханки и ее синяя юбка написаны легкими, размытыми мазками, а сверкающие на солнце кимвалы — четким штрихом, обнаруживающим острый металлический край инструмента.

Старому Силену вечное пьянство не мешало быть мудрым и обладать даром предвидения. Тициан изображает его вполне традиционно — Силен, задремав, сидит на спине осла, поддерживаемый сатирами. Так же как у сатиров, его волосы украшены плющом, священным растением Вакха.

На переднем плане написан Лаокоон, обвитый змеями. Знаменитую античную статую Лаокоона нашли в 1506 г. Она, будучи одной из самых выдающихся археологических находок эпохи Возрождения, пользовалась огромной популярностью и была известна повсеместно. В одной из описей XVI в. шедевр Тициана “Вакх и Ариадна” помечен как “картина Тициана, на которой изображен Лаокоон”. Нога и тело этого мифологического персонажа образуют диагональ, ведущую взгляд зрителя через тело Вакха к звездной короне, сверкающей в левом верхнем углу картины.

Сообщение 3.

Картина Тициана “Сельский концерт” датируется примерно 1510 г. (поступила в Лувр в 1671-м). Долгое время ее приписывали умершему в том же году от чумы Джорджоне. Сюжет картины наполнен аллегориями. О всеобщей гармонии, отраженной в музыке, говорит фигура элегантного городского музыканта, которому подыгрывает на флейте настоящая нимфа, но гармония в мире недолговечна, и приход грубого пастуха прерывает концерт. Обнаженная муза на первом плане словно смешивает звуки, как смешивается течение жизни, как смешиваются струи воды в источнике. Композиция картины строится на контрасте прекрасных обнаженных тел, выделяющихся светлым силуэтом, и более темным пространством картины, с ее вторым планом — играющими музыкантами и третьим, представляющим роскошный сельский пейзаж, выписанный с любовью и всеми подробностями.

Цветовая палитра богата и выразительна: светлые фигурки обнаженных женщин противопоставляются красному цвету одежд музыканта и всем оттенкам зеленого в окружающей природе. Это полотно, наполненное поэтической чувственностью, отличает некоторая интимная бессюжетность, столь же далекая от слов, как сама музыка.

Работа Тициана “Женщина за туалетом” вполне могла бы иметь и другое название, так как в картине запечатлены весьма известные люди. Этот двойной портрет Альфонсо Феррарского и его возлюбленной Лауры Джанти — своеобразная метафора новой формы портретного искусства, прошедшего долгий путь от профильных портретов XV в. к почти жанровой композиции.

Прекрасная молодая женщина расчесывает волосы; чтобы она могла увидеть себя со спины, ее возлюбленный держит два зеркала. Зритель наблюдает всю эту сцену как бы со стороны. Главным в портрете, безусловно, является изображение женщины: ее лицо, руки, плечи и роскошные волосы светлым пятном выделяются на темном фоне картины. Художник без стеснения восторгается ею. Все остальное на полотне как бы аккомпанирует этой блистательной красоте. Мужчина, держащий зеркало, любуется ею так же откровенно.

Колорит картины построен на любимом у Тициана контрасте светлого тела и золота волос с глубоким темным тоном платья и красным камзолом возлюбленного.

Картина приобретена для Лувра Людовиком XIV в 1662 г.

Сообщение 4

Картина “Коронование терновым венцом” была написана художником в зрелые годы (между 1542 и 1544 гг.) для церкви Санта-Мария-делле-Грацие в Милане, в коллекцию Лувра поступила в 1797 г. Это, может быть, самое сильное по драматизму произведение во всем его творчестве. Классически выдержанная композиция вдребезги разбивается о диагональные планы. Мощные фигуры, вызывающие ассоциации с античной скульптурой, размещены в искусственных, искаженных мукой позах. Картина практически лишена глубины.

На темном фоне, где едва заметны очертания стены, светлыми силуэтами выделяются Христос и его мучители. Весь свет в картине сосредоточен на их фигурах, придавая им мраморный отблеск. Тоновое единство ранних работ Тициана сменяется здесь подчеркнутой контрастностью, а внешне выраженное волнение — внутренним напряжением, вызванным жестокостью происходящего.

5. Работа с иллюстрациями. Стиль Тициана

Стиль Тициана является визитной карточкой венецианской живописи эпохи Высокого Возрождения. Этот стиль отличают новая техника работы маслом, умение использовать цвет, экспрессивная манера и богатая палитра.

Уже при жизни Тициана называли гением, и прошедшие века нисколько не изменили эту оценку. Общепринято, что он является самым выдающимся колористом в истории живописи. Тут с ним могут посоревноваться лишь Леонардо, Микеланджело и Рафаэль. Практически отсутствуют воспоминания о Тициане-человеке, мы знаем лишь Тициана-художника. Его имя очень редко фигурирует в исторических анекдотах, и это несмотря на то что лучшим другом художника был Пьетро Аретино, один из самых острых на язык писателей того времени.

Как художник, Тициан был в чем-то разностороннее, а в чем-то ограниченнее трех своих великих современников. Его гений не отличался универсализмом — Тициан не оставил после себя ни многочисленных рисунков, ни скульптур, ни архитектурных проектов.

При этом он, безусловно, превосходил упомянутых мастеров в разнообразии сюжетов и их трактовок. В его творчестве поражает ровное и глубокое дыхание — Тициан практически не знал провалов. Как бы мы ни старались, мы не сможем выявить для него иерархию жанров — Тициан был одинаково великолепен как в портрете, так и в религиозных и мифологических картинах (куда составной частью входил и пейзаж). Работы Тициана разнообразны по настроению — от игриво-эротического до глубоко-трагического. В масляной живописи он остался непревзойденным мастером.

Предполагаемый учитель Тициана, Джованни Беллини, одним из первых освоил эту новую в те времена технику, позволявшую художнику создавать тонкие эффекты света, цвета и фактуры, чего невозможно было добиться с помощью традиционной темперы. Тициан пошел гораздо дальше, раскрыв огромный выразительный потенциал масляной живописи, дающей возможность художнику в каждом мазке кисти проявить свою индивидуальность. Это открытие совершило настоящий переворот в живописи. До Тициана поверхность полотна у всех художников была равно гладкой; после Тициана понятия “густая кисть”, “тонкая кисть”, “грубый мазок”, “гладкий мазок” стали обиходными.

В своих ранних работах он, помимо Джованни Беллини, часто следовал манере своего друга Джорджоне, причем настолько близко, что даже специалисту бывает сложно определить, кому из них принадлежит та или иная картина. Оба молодых художника любили разрабатывать пасторальные сюжеты, стремясь придать своим полотнам романтическое (с привкусом меланхолии) звучание. Но вскоре после смерти Джорджоне Тициан резко и бесповоротно покинул не им пробитую колею, отправившись на поиски совершенно нового искусства. Его портреты, например, перестали быть интроспективными, как у Джорджоне, приобретя невиданную конкретность. Развивался Тициан стремительно, и уже ко времени создания картины “Ассунта” (1516–1518) у него выработался свой собственный, мощный и энергичный стиль.

Теми же годами датируются новые технические решения. “Ассунта” еще написана на деревянной доске, но вскоре Тициан стал отдавать явное предпочтение холсту. Тому было несколько причин. Во-первых, картина, написанная на холсте, сохранялась в вечно сыром климате Венеции гораздо дольше, чем картина, написанная на деревянной панели. Во-вторых, Тициан часто работал для иностранных заказчиков (прежде всего это касается испанского короля Филиппа II), и свернутый в рулон холст перевозить оказывалось гораздо проще. В-третьих, художник высоко ценил холст за фактуру, как нельзя лучше подходившую для его кисти. Он перепробовал различные сорта холста, к концу жизни остановившись на самом грубом — его волокна проступают сквозь краску и становятся частью фактуры поверхности картины.

Тициан периода “Ассунты” необыкновенно динамичен; эта особенность остается характерной для его творчества и в 1520-е годы. В следующее десятилетие обнаружилась тенденция к большей сдержанности. Цвет у Тициана утерял в констрастности, свойственной его ранним произведениям, но приобрел в гармоничности, и то было новое слово в итальянской живописи. В 1540-е кисть Тициана стала шире, а мазок короче, что придало его поздним работам ощущение удивительной свободы и легкости.

Последние картины Тициана до сих пор вызывают споры. Некоторые исследователи не соглашаются увидеть в них очередной (пусть и последний) этап творческой эволюции.

6. Домашнее задание

Прочитать текст и выделить основные этапы творчества Тициана.

Текст для работы

Долгая жизнь Тициана делится на четыре творческих периода. Ранний (до 1519 г.) проникнут спокойным, радостным настроением, ощущением счастливой полноты жизни.

Художника привлекали образы пышной женской красоты, как, например, в самой известной картине этого периода “Любовь небесная и земная” (1515–1516). Картина радует прежде всего превосходной живописью, особенно в изображении сияющего красотой обнаженного женского тела и роскошных тканей. Слава Тициана росла, вскоре он стал известен за пределами Италии.

Во втором периоде творчества (1519–1530) Тициан создал для церкви Санта-Мария-дельи-Фрари огромную алтарную картину “Вознесение Марии” (1516–1518), более известную как “Ассунта”. На примере этого шедевра Тициана можно судить о том, насколько естественно и безупречно точно монументальные полотна великих венецианцев были связаны с архитектурным интерьером, являясь его драгоценным украшением. Картина подобна целостному организму, все части которого охвачены стремительным и торжественным движением. Прекрасная земной красотой Мария в темно-красной одежде неудержимо и плавно поднимается ввысь в золотистом потоке воздуха; широк, одухотворен жест ее воздетых к небу рук. Она оставляет на земле смятенных, взволнованных апостолов.

В третьем периоде творчества (начиная с 1530 г.) возрос интерес художника к народным типам, деталям быта. Все это, однако, не выходило за пределы общей направленности его искусства. Картина “Введение во храм” (1534–1538) решена Тицианом как великолепное красочное зрелище: девочка Мария торжественно шествует в храм по широкой лестнице. Написанная в 1538 г. для герцога Урбинского “Лежащая Венера”, или “Венера Урбинская”, по сравнению с богиней Джорджоне более тесно связана с реальной жизнью. Облокотившись на подушки, она непринужденно раскинулась на ложе со спящей собачкой в ногах в просторной дворцовой комнате, где на дальнем плане служанки достают платье из большого сундука. Кажется, что Венера спустилась на землю, чтобы принять облик привлекательной и женственной венецианки. С тончайшим мастерством живописец передал нежность и теплоту ее обнаженного тела. В эти годы он создал немало изображений золотоволосых красавиц — мифологических героинь. 40-е гг. отмечены расцветом портретного искусства Тициана.

В последний период творчества, начиная с 50-х гг. (это уже эпоха Позднего Возрождения), Тициана волновала трагическая сторона жизни, зрелище человеческих страданий. Он написал картину “Бичевание Христа”, где освещенные во мраке пламенем факелов фигуры палачей, полных бессмысленной ярости, противопоставлены нравственной силе Христа. В картине “Святой Себастьян” герой, пронзенный стрелами, но не сломленный, возникает из хаоса Вселенной. Окружающий его мир охвачен грозным движением. Колорит теряет яркость, становится почти монохромным, широкие свободные мазки сглаживают четкость очертаний, и живописная поверхность как будто вибрирует.

Последняя большая алтарная картина Тициана — “Оплакивание Христа” (1573–1576). В сумеречном свете, на фоне грязной каменной ниши, группа близких застыла у тела Христа в безмолвной скорби. С криком отчаяния выбегает навстречу зрителю рыжеволосая Магдалина, жестом стремительно поднятой руки она словно призывает весь мир разделить безмерное горе.

Тициан пережил крушение ренессансных идеалов, творчество мастера принадлежит уже позднему Возрождению. Его герой, вступающий в борьбу с враждебными силами и гибнущий, сохраняет свое величие.