Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №5/2006

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

А р т - г а л е р е я

Елизавета ЗОТОВА

Утро стрелецкой казни

1881. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Эта картина рассказывает об одном из трагических моментов русской истории — бунте стрельцов в 1689 г. Стрельцы поддержали царевну Софью, по сути узурпировавшую власть, законно принадлежащую ее младшему брату Петру. Но бунт был подавлен, Петр I воцарился на российском престоле, а стрельцы — жестоко наказаны.

Суриков изображает последние минуты перед казнью. Здесь художника больше всего интересует передача самой атмосферы трагедии. Глубокий психологизм — одна из главных черт исторических полотен Сурикова. Созданию подобной атмосферы способствуют символические элементы, в данном случае это свечи в руках стрельцов и их близких. Погасшая свеча, которую прижимает к себе старуха на первом плане, означает угасшую жизнь того, кого она пришла проводить в последний путь.

В этой картине два главных героя — юный Петр, изображенный в правой верхней части полотна, и рыжий стрелец, гневно смотрящий на молодого царя. Этот неистовый, не смирившийся со своей участью человек представляет собой эмоциональный центр композиции. Между фигурами стрельца и Петра можно провести диагональную линию, которая зрительно демонстрирует противостояние этих персонажей.

Особенность творчества Сурикова состоит в том, что на его гигантских исторических полотнах нет ни одного полностью выдуманного персонажа. Все лица имеют своих реальных прототипов — это могли быть как родственники и друзья художника, так и случайные прохожие, встреченные на улице. Так, моделью для рыжего стрельца стал могильщик, которого Суриков специально пригласил позировать именно для этого персонажа. А стрелец с черной бородой — это дядя художника.

Важную роль здесь играет и архитектурное обрамление: пестрые главы собора Василия Блаженного соответствуют фигурам стрельцов, кремлевская башня — фигуре Петра на коне. Ради создания такой композиции Суриков даже пошел против реальности: на Красной площади эти строения расположены по-иному.

В картине много красного, что имеет прежде всего символическое значение — это цвет пролитой крови. Произведение динамично, лишено статичной академичности, которая была непременной чертой полотен на историческую тему. «Утро стрелецкой казни» — новая страница в истории жанра.