Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №8/2006

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

А р т - г а л е р е я

Лев ДЬЯКОВ

«Три философа»

1505 - 1506. Музей истории искусств, Вена

Налет загадочности отличает знаменитую работу Джорджоне «Три философа» (1505 - 1506, Вена).

На первый взгляд все просто и ясно. Изображены, выражаясь словами Микиэля, видевшего картину в доме Контарини, «три философа: двое стоящих, один сидящий, который наблюдает солнечные лучи в пейзаже со столь удивительно воспроизведенной пещерой».

И в то же время сам сюжет картины необычен. Отсутствуют традицион­ные в искусстве XV в. библейско-евангельские образы. И хотя, как по­казало исследование картины с помощью рентгенограммы, первоначально на ней были изоб­ражены волхвы, Джорджоне заново переписал ее, превратив евангельских волхвов в философов. Сюжет приобрел светский характер.

Джорджоне об­ратился к известному античному сюжету: мудрецы разных веков ведут фи­лософскую дискуссию. На небольшой каменистой площадке три фигуры: старец, сжимающий в руках астрологическую таблицу, человек средних лет в восточном оде­янии и сидящий юноша с циркулем, угольником и листом бумаги на коле­нях. В просвете, образуемом громадной скалой с пещерой и темными ство­лами деревьев, видны долина и вечернее небо с плывущими фиолетовыми облаками.

Перед нами трое людей различных характеров, возрастов, темпераментов. Внешне они не связаны друг с другом. Но настроение вечерней тишины заставляет каждого прислушиваться к голосам природы, и это объединяет их. Человек в картине Джорджоне наслаждается красотами окружающей его природы. Эту мысль выражает поэтический образ сидящего юноши в белом хитоне и темно-зеленом гиматии. Образ настолько индивидуален, что заставляет многих видеть в нем автопортрет художника.

Важны в картине композиция и цвет. Персонажи сто­ят на трех ступенях скалы, символизируя, по-видимому, три ступени раз­вития философии. Две несколько вытянутые фигуры, мощные вертикальные складки одеяний усиливают настроение покоя, разлитое в картине. Темное, обобщенное пятно скалы великолепно уравновешивает сдвинутую в правый угол группу философов.

Немалую роль в композиции играет скала с пещерой, занимаю­щая треть пространства. И именно к пещере устремлен пытливый взор юно­ши, находящегося к ней ближе всех остальных участников.

Известно, что пещера является завершенным образом мира в древних мистериях. Вспоминается знаменитый отрывок из «Кодекса Арунделя», принадлежащий перу Леонардо да Винчи: «Томимый страстным желанием, стремясь увидеть изобилие разнообразных и удивительных форм, созданных искусной природой, подошел я ко входу в большую пещеру. Внезапно овла­дели мной два чувства: страх и желание — страх перед зловещей, угрожаю­щей пещерой, желание увидеть, не таит ли она каких-нибудь чудес».

Это лишний раз позволяет увидеть в образе юноши символическое изображение философии и науки эпохи Возрождения.

В искусствоведческой литературе до сих пор идут споры о том, кто изображен в картине. Так, Кавальказелли считает, что это астрономы, Л. Вентури видит в них астрологов. Пардуччи предполагает, что здесь изображены Аристотель, Аверроэс и Вергилий, а Бальдасс – что это Архимед, Птолемей и Пифагор. Гартлауб считает, что здесь – адепты-орфики, предста­вители трех степеней посвящения в мистический союз, а Ферригуто выд­вигает теорию, согласно которой здесь символически показаны три эта­па в развитии философии: Средневековье, арабская философия и гуманизм Ренессанса. Таким образом, «Три философа» допускают множество толко­ваний.

Однако картина Джорджоне перерастает узкие рамки символов и аллегорий, образы настолько многоплановы, что не укладываются в одну схему. Они вызывают множество ассоциаций, что присуще произведениям большого мастера.

Верхняя одежда древних греков в виде прямоугольного куска ткани; надевался обычно поверх хитона.