Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №8/2006

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

А р т - г а л е р е я

Лев ДЬЯКОВ

Спящая Венера

1508-1510. Картинная галерея, Дрезден

Исследователи утверждают, что ни одна из картин итальянского Возрождения не вызвала столь многих повторений и вариантов, как эта картина Джорджоне. Ее копировали и творчески преображали Дюрер и Кранах, Пуссен и Веласкес, Рубенс и Рембрандт, Буше и Фрагонар, Энгр и Дела­круа, Гоген и Мане.

Маркантонио Микиэль оставил несколько лаконичных строк об этой картине: «Холст с обнаженной Венерой, которая спит в пейзаже, сде­лан рукой Джорджоне... Но пейзаж и купидон были закончены Тицианом».

С этого времени правая часть пейзажа и исчезнувшая под более поздней записью, но впоследствии обнаруженная с помощью рентгеновских лу­чей фигурка купидона, сидящего у ног Венеры, считались написанными Ти­цианом.

Образ, созданный гением Джорджоне, с его целомудрием, красотой и оду­хотворенностью, стал идеалом совершенного человека. Спящая Венера так же естественна, как и эти венецианские холмы, деревенские дома, вся атмосфера венецианской террафермы с чудесными золотистыми облаками, великолепно оттеняющими прекрасное тело спящей богини. Недаром в этом образе Джорджоне видели изображение Венеры Урании – духовной, возвышенной любви.