Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №9/2006

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

Ф л о р е н т и й с к и й   р е н е с с а н с

Елена МЕДКОВА, Марк САРТАН

ГОД

СОБЫТИЕ

ИЛЛЮСТРАЦИИ

1476

Скульптура “Геракл и Антей” работы Антонио дель Поллайоло.

Смерть Симонетты Веспуччи

В честь возлюбленной Джулиано Медичи, самой прекрасной дамы Флоренции, устраивались турниры, ей посвящали стихи, художники считали за честь написать ее портрет. С нее Боттичелли писал своих знаменитых “Весну” и “Венеру”, так что задумчиво-печальное выражение ее одухотворенного лица сделалось символом “боттичеллиевского настроения”.

Ее уход из жизни в молодом возрасте надолго погрузил город в траур. Флорентийцы не только оплакивали живую женщину, перед которой преклонялись, но и скорбели об уходе Прекрасной Дамы и о конце идеальной любви, поискам которой посвящали себя поэты, художники и философы Ренессанса.

Короткое время, которое Симонетта прожила в городе, стало финалом “золотого века” Флоренции. На смену радости жизни приходит ощущение утраты и упадка. Многие шедевры были еще впереди, но со смертью Симонетты и последовавшей вскоре гибелью Джулиано изменился сам дух эпохи и начался закат флорентийского Ренессанса.

no09_51.jpg (27303 bytes)

1477

“Весна” Боттичелли

Одна из двух самых знаменитых картин художника завораживает своей загадочной недосказанностью. Тревога и грусть, трепет и надломленность, намеки и символы — все это надолго станет фирменным знаком утонченно декоративной живописи Боттичелли.

no09_54.jpg (26282 bytes)

1478

Гибель Джулиано Медичи. Подавление заговора Пацци

Если Козимо Старший, дед Лоренцо, еще заботился хотя бы о внешнем сохранении республиканских институтов Флоренции, то Лоренцо сделался ее единоличным правителем. Пользуясь своим богатством и связями, он отсекал политических противников и коммерческих конкурентов от участия в управлении городом, поэтому многие влиятельные флорентийские семьи были его врагами. Против правления Медичи не раз составлялись заговоры и происходили открытые выступления.

Один из таких заговоров привел к тому, что на Лоренцо и его брата Джулиано напали во время пасхальной службы во флорентийском соборе. Джулиано был убит, а легко раненный Лоренцо укрылся в одном из помещений церкви. Сторонники заговорщиков тут же попытались поднять народ против тирана, однако потерпели неудачу. Медичи были популярны, а кровь, пролитая в храме, только усилила негодование. Последовали три дня жестокой расправы. Заговорщики были растерзаны толпой, многие повешены, лишь некоторым удалось бежать. Семейство Пацци было уничтожено почти полностью, а единоличная власть Лоренцо только укрепилась.

no09_53.jpg (65983 bytes)

1479

   

1480

 

1481

 

1482

Леонардо да Винчи переезжает в Милан.

Ученик скульптора Верроккьо, Леонардо в своем творчестве опирался на ценности, оказавшиеся ненужными при дворе Лоренцо Медичи. Художника не интересовали утонченный декоративизм и музыкальность линии, так же как его не занимали идеализм с его мистическими оценками. А пластически крепкая моделировка формы, слияние фигур с пространством и проблема света, объединяющего композицию, в свою очередь были чужды художникам круга Медичи с их тягой к одухотворенной архаизации. Да и рациональный стиль Леонардо противоречил господствовавшему в окружении Лоренцо идеализму.

Не востребованный в своем городе, Леонардо предложил свои услуги миланскому герцогу и переехал в Милан, где провел многие годы.

“Рождение Венеры” Боттичелли

Вопреки всем живописным достижениям флорентийской школы, Боттичелли не интересует ни передача пространства, ни телесность, ни реалистичность. Он сосредоточен на эмоциональной выразительности, на передаче настроения. В соответствии с духом эпохи в конце Кватроченто таким настроением становится печальная грусть, словно художник и его персонажи предчувствуют все грустные события ближайшего будущего.

no09_52.jpg (23353 bytes)

1483

Скульптурная группа “Христос и апостол Фома” работы Верроккьо для Ор-Сан-Микеле.

Перед скульптором стояла исключительно сложная задача. Нужно было вписать скульптурную группу в нишу, предназначенную только для одной статуи. При этом требовалось объединить группу в единое композиционное целое, передав движение, взаимодействие и сложные эмоции.

Верроккьо блестяще справился с проблемой, прибегнув к революционному по тем временам решению. Фигуру апостола он вынес за пределы ниши и поставил на декоративный карниз. Заодно главенствующая фигура Христа оказалась выше, чем вторая по значимости фигура Фомы.

Верроккьо нарушил неписаный закон по которому архитектура должна была оформлять пространство, а скульптура — заполнять его. Зато идея, что скульптура может ломать границы архитектурного убранства, дала новые средства выразительности и в дальнейшем развивалась Микеланджело и скульпторами барокко.

no09_55.jpg (47546 bytes)

1484

 

1485

“Поклонение волхвов” Гирландайо в церкви Санта-Тринита.

Росписи Гирландайо в церкви Санта-Мария-Новелла

“Дело гения и работа целого народа ремесленников одинаково возможны лишь при наличии колоссального накопления энергии. В одном случае она сжигается в ослепительной молнии, в другом — сгорает на тихом огне бесчисленных очагов… Запас, сохраненный Флоренцией от начала столетия… был так велик, что всякая трата его была главной заботой флорентийцев конца столетия” (П.П. Муратов). Творчество Доменико Гирландайо было как раз тем “тихим огнем очага”, в котором достижения нового видения закреплялись, а его бесчисленные работы излучали ровное тепло ренессансной атмосферы, без которой произведениям гениев было бы неуютно в стенах Флоренции.

Ренессансная щедрость безмерных трат скромного таланта Гирландайо проявилась в его невероятном усердии и готовности покрыть все стены города фресками, несущими зрителю восторг простодушной впечатлительностью и глубокой любовью к пышному зрелищу окружавшего его мира. Гирландайо является продолжателем той линии средневековой монументальной стенной живописи, которая была реформирована Джотто, полностью господствовала в ХIV в., а в ХV в., после смерти Мазаччо, была представлена сказочными фресками Беноццо Гоццоли. С последним его объединяет любовь к изобильности предметного воплощения мира и простодушная уверенность в своем законном праве изображать события Святого Писания как сцены флорентийской повседневности, в которых знатные граждане города чувствуют себя абсолютно уверенно рядом со священными религиозными персонажами.

Во фресковых циклах из жизни Богоматери и Иоанна Крестителя церкви Санта-Мария-Новелла, выполненных по заказу родственника Лоренцо Медичи Джованни Торнабуони, Гирландайо изображает себя, учеников своей мастерской, гуманиста А. Полициано и наследников домов Медичи и Торнабуони (“Изгнание Иоакима из храма”), членов Платоновской академии (“Благовещение Захарии”), знатных дам из дома Торнабуони (“Рождество Иоанна Крестителя”). Последние наносят визит вежливости матери Иоанна в честь рождения младенца.

Обстановка дома, костюмы, бытовые детали, связанные с родами, — всё выдержано в стиле милой художнику современности. Поистине люди Возрождения “носили время в себе” — настоящее уверенной поступью дам Торнабуони вступало в библейское прошлое, в котором видели прообразы и надежду будущего. “Именно эта временная наполненность настоящего придавала ему черты вечности” (И.Е. Данилова).

Теоретики Возрождения Леонардо и Леон Баттиста Альберти считали, что живопись противостоит времени своим вечным настоящим. “Как много картин сохранило изображение божественной красоты, причем время или смерть быстро разрушали ее природный образец, и более достойным осталось творение живописи, чем природы, ее наставницы”, — утверждает Леонардо.

Живопись Гирландайо сохраняет вопреки течению времени нетленную красоту прекрасных представительниц знатного семейства, и в этом ее главное назначение. Люди Кватроченто смотрят на нас с многочисленных фресок Гирландайо — он сделал всё, что смог, для них и для нас.

1486

Верроккьо окончательно переселяется в Венецию для работы над памятником Коллеони

 

1487

 

1488

Лоренцо Великолепный основывает школу для скульпторов и живописцев

 

1489

Микеланджело становится учеником школы Лоренцо Великолепного

Школа “Сады Медичи” не была официальным учреждением. Лоренцо хотел воспитывать юные таланты в античном духе, для чего открыл для них сады монастыря Сан-Марко и свой дворец, где находилось богатое собрание антиков.

Он очень заинтересовался юным Микеланджело, отвел ему во дворце помещение и обращался с ним так же, как с собственными сыновьями. Уже мальчиком будущий великий скульптор был принят в среде поэтов, художников и ученых, группировавшихся вокруг Лоренцо и унаследовавших дух Платоновской академии его деда Козимо Старшего.

 

1490

Рельефы “Мадонна у лестницы” и “Битва кентавров” работы Микеланджело

no09_57.jpg (36011 bytes)