Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №10/2006

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

А р т - г а л е р е я

Елена РАЧЕЕВА

Девочка на шаре

1905. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва

Это одна из лучших и самых известных картин Пикассо «розового периода», своего рода сага дружбы. Она написана в счастливый и светлый период жизни художника, когда «легкое дыхание» и прозрачные краски пришли на смену сумрачным, по-испански жестким работам «голубого периода».

Молодой Пикассо, обосновавшийся в Париже, постигал другой мир. В его мастерской на Монмартре зимой замерзала вода, не было электричества, но на двери появилась надпись «Место встречи поэтов». Мир богемы, отвергавшийся приличным обществом, уже давно вошел в жизнь будущего великого маэстро.

Именно тогда тема человеческой близости, братских уз стала основной в живописи Пикассо. Главные герои его картин — артисты, циркачи, странствующие комедианты. Они возбуждали в нем симпатию, интерес, вопреки господствующему вкусу общества. Эти лишенные всего вольные люди могли существовать в мире денег и «добропорядочных сословий», лишь сплотившись, как большая семья, защищая друг друга.

Художник часто избирает самые обыденные сюжеты. Например, герои этой картины — бродячие акробаты. Но Пикассо не копирует жизнь, а с завидной легкостью создает ее своим воображением. Это грезы и надежды, это нежная любовь и преданность. Это близкие люди, нужные друг другу. Ведь работа акробатов опасна, их жизнь нелегка и полна забот, а заработок скуден…

Картины этих лет кажутся чудесной идиллией, «мирным сном под небесами».

В этой работе художник изображает мощного взрослого мужчину и хрупкую девочку, грациозно балансирующую на шаре. В сопоставлении двух пластических фигур — гибкой, легкой акробатки и массивного, грузно сидящего на кубическом основании атлета — обозначен господствующий мотив картины: лирическая тема дружбы и внутренней общности людей, объединенных тяжелым трудом артиста.

Тогда же появляются и новые выразительные средства. Художника влечет пластический язык контрастов: тяжелые, статические формы соседствуют с зыбкими, изумительно подвижными, создавая удивительную гармонию композиции. Посмотрите внимательно на картину. Если представить одну лишь стоящую девочку, то без сидящего атлета она мгновенно потеряет равновесие и соскользнет со своего шара. Согнутая под прямым углом нога силача зрительно воспринимается как опора для ее маленькой трепетной фигурки. А этот неподвижный мужчина, оставшийся на полотне без своей партнерши, кажется, никогда не встанет с куба. Волшебство картины — в неуловимых нюансах линий, форм, в созвучии цвета, в уравновешенности целого. В фигурах нет скованности. Пространство раздвинуто, а не стиснуто, как прежде. Оно наполняется воздухом, светом: циркачи вынесены на пейзажную авансцену . Вместе с тем художник подчеркивает плоскость холста, здесь нет нужды передавать глубину пространства.

Одновременно с этими средствами он обращается к специфическому огрублению живописной фактуры, своеобразному опрощению стиля, появившемуся еще в предшествующие годы. Это было стремление, как писал Ван Гог, «выразить в грубой манере суровую и грубую правду».

Однако «Девочка на шаре», где фигуры и пейзаж выдержаны в пепельном розово-голубом тоне, несет светлое, нежное настроение, а ее колорит создает какую-то новую, романтическую реальность. В этот период художник уделяет внимание образной атмосфере картины. Души героев «розового» Пикассо кажутся мягче (влияние Франции!), чем у навеянных испанским искусством сурово-печальных персонажей предшествующих лет. Художник создает изящный иероглиф двух начал: беззащитности, изящества и силы. Можно сказать, он готовит свой переход к новой манере, к знаковой системе живописи.

Картина поступила в собрание ГМИИ в 1948 г. из Государственного музея нового западного искусства. Ранее, до 1918 г., ее владельцем был знаменитый Иван Абрамович Морозов — модный европеец, талантливый предприниматель из известной династии коллекционеров, которому принадлежит заслуга открытия новых для России художественных ценностей.