Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №10/2006

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

А р т - г а л е р е я

Елена РАЧЕЕВА

Портрет Ольги Хохловой в кресле

1917. Музей Пабло Пикассо, Париж

Пабло Пикассо познакомился с русской балериной Ольгой Хохловой весной 1917 года. Тогда она уже пять лет танцевала в знаменитой труппе «Русского балета» Сергея Дягилева, имела хорошую технику, эффектно смотрелась на сцене, но так и не стала примой, хотя и исполнила несколько сольных партий. Хохлова выступала обычно в кордебалете. Она обладала красивой внешностью, изящным сложением, славилась хорошими манерами и русским шармом, который всегда нравился в Западной Европе.

Ольга родилась в 1891 г. в городе Нежине, в семье полковника Русской императорской армии. Заниматься балетом она начала вопреки воле родителей. И в итоге оказалась у Дягилева, который любил, чтобы в его труппе были девушки из «хороших семей».

Пикассо к этому времени уже был знаменитым художником. Причем в числе первых по-настоящему оценили его творчество русские коллекционеры, философы и критики. Он был дружен с Дягилевым и работал над его спектаклем. В это время не слишком разборчивый в любовных связях с женщинами, Пикассо пользовался в Париже скандальной славой. Возможно, что в браке с русской Ольгой (а Пикассо очень интересовала Россия и все русское) он нашел то, что давно искал — спокойствие и выход из внутреннего кризиса. Случилось это через год после знакомства. В 1918 г. они обвенчались в парижском соборе Александра Невского на улице Дарю. Увы, счастье, по крайней мере для Ольги, оказалось не слишком долгим.

Свою жену «из хорошей семьи», как и сына Поля, художник писал много раз. Тогда она стала для него истинной музой. На этом портрете он запечатлел ее в традиционной реалистической манере, с точностью передав конкретные черты и обворожительный облик юной модели. Это почти фотографический портрет. Здесь заметна некоторая чопорность чувств, что было мало свойственно Пикассо, тяготение к уравновешенности, ясности формы. На него как бы снизошло новое состояние, которое продиктовало ему искусство французского корифея старой живописи Жана Огюста Энгра. Этот короткий период в творчестве Пикассо даже принято называть «энгровским». Впрочем, на такой манере настаивала и сама Ольга, не любившая непонятные ей эксперименты современных художников. «Я хочу, — говорила она, — узнавать свое лицо».

Отточенный великолепный рисунок, напоминающий карандашные портреты французского Ренессанса, гармония композиции — все это привносило в живопись аромат старинного искусства. Ее фигура очерчена непрерывным классическим контуром и при этом сохраняет естественность пластики и движения. Пикассо увидел в Ольге поразительное внутреннее спокойствие, сдержанность, незамутнненость чувств. В портрете присутствует и доля идеализации женщины, ставшей тогда для него божеством.

Однако постепенно светская жизнь, которая так нравилась его жене и которую ему приходилось вести как примерному мужу, наскучила Пикассо. Несмотря на рождение сына, которым художник очень гордился, гармония отношений с Ольгой уходила в прошлое. С каждым днем он, неистовое дитя богемы, все больше тяготился узами брака, уютом буржуазного и уже роскошного дома, который старательно взращивала Ольга.

Неприязнь к жене нашла выход в творчестве. У Пикассо опять появляются работы, в которых преобладает деструктивное начало. В серии картин, посвященных корриде, он изображал женщину в виде то лошади, то старой мегеры... Объясняя впоследствии причины их разрыва, художник сказал: «Она слишком много от меня хотела».

В парижском Музее Пикассо, где находится портрет Ольги, хранятся более ста ее писем, адресованные мужу. Однако доступ к ним пока закрыт. Несомненно, они помогли бы лучше понять их сложные отношения и роль, которую русская балерина сыграла в жизни великого маэстро.

Интересные материалы есть и в России. В ГМИИ им. А.С. Пушкина хранятся редкие фотографии Пикассо, Ольги Хохловой и их сына Поля. Они были приобретены в 1973 г. у Людмилы Митиной, отчим которой был родным братом жены художника.