Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №12/2006

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

Н о в о с т и    к у л ь т у р ы

Виктория ХАН-МАГОМЕДОВА

Сокровища из Армении

Длань св.апостола Фаддея с мощами. XVII в.

Изящное «Четвероевангелие» (1374) во всех отношениях кажется совершенным: красивое письмо на тонком белом пергаменте, изумительные миниатюры Хачатура Кесараци и редкое оформление оклада с покрытыми золотыми пластинами створками, соединенными корешком с зернью.

Письменность в Армении появилась в V веке. Книга являлась носителем и защитником веры, языка, истории. Несмотря на трагическую историю армян, разорение и хищение духовных ценностей до нас дошло 25 тысяч рукописей. Книгу армяне боготворили, почитали, спасали. Поэтому с такой любовью, так тщательно, с обилием деталей украшены оклады евангелий. Поэтому армянские рукописи отличаются такой высокой культурой каллиграфии, как, например, в другом «Четвероевангелии» — Григора Татеваци (1293). Титульные листы, миниатюры выполнены талантливым художником Симеоном.

Складень-реликварий «Хотакерац Сурб Ншан» 1300

На камерной, но очень духовно насыщенной выставке «Реликвии Святого Эчмиадзина» в ГМИИ им. А.С. Пушкина, посвященной 1700-летию принятия христианства в Армении и празднованию Года Армении в Москве, представлены реликварии, рукописные книги, литургическая утварь (потиры, сосуды для мирры, кадила, ладанницы, инкрустированные драгоценными камнями) и предметы, принадлежавшие церковным иерархам Армении. Здесь показаны 70 памятников из собраний первопрестольного святого Эчмиадзина, места резиденции Верховного патриарха католикоса всех армян.

Собрание Эчмиадзина (произведения с IХ по ХХ в.) формировалось в течение длительного времени и состоит в основном из пожертвований. В Эчмиадзине также находятся сокровища, спасенные из армянских церквей, и приобретения католикосов.
Экспонаты подобраны таким образом, чтобы показать стремление армян сохранить независимость армянской церкви, что проявляется и в своеобразии средневекового церковного искусства Армении. Так, канон, в известной степени ограничивающий творческую свободу художника, в Армении не был столь суровым, как в Византии. Поэтому такое разнообразие стилей, композиционных решений, иконографических форм в армянских миниатюрах, что ощущается и в первоклассных памятниках, показанных на выставке.

Четвероевангелие, 1293

Реликварии дают представление о том, какое огромное значение имели они для верующего. В этих вместилищах для хранения реликвий люди видели носителей божественной силы. Хранящиеся в них мощи означали для верующих присутствие святых, дарующих им защиту.

Вот самая главная армянская святыня — шедевр средневековой художественной металлопластики реликварий «Хотакерац Сурб Ншан» («Святой крест из обители Хотакерац», 1300). В нем хранится частица Истинного креста, на котором распяли Иисуса. В отличие от Византии, где существовали реликварии особой формы, в Армении частицы Истинного креста хранили в различных видах реликвариев — триптихах, дланях, крестах. Но форма триптиха была наиболее распространенной. Реликварий «Хотакерац» сделан в форме триптиха с почти графически выполненными орнаментами в виде плавно закругляющихся растительных побегов, с рельефными силуэтами фигур и креста. В этом очень гармоничном памятнике цветными кабошонами (особым образом ограненными драгоценными камнями) выявлен крест в центре. Вокруг креста помещены охранители реликвии: архангелы Михаил и Гавриил. Венчает композицию Спаситель, сидящий на троне.
Важную роль в украшении реликвария играет образ национального святого Григория Просветителя, основателя армянской церкви. Он показан во всесь рост рядом с Иоанном Крестителем. В памятнике хорошо подобраны соотношения фигур и украшений, точно расставлены яркие, красочные акценты камней, выделяющихся на золотых бликующих поверхностях. Тонко моделированы фигуры персонажей.
Особый интерес представляют два реликвария в форме длани «Св. Апостол Фаддей с мощами» (XVII в.); «Св. Акоп Мцибинский» (1709), в технике чеканки, литья, филиграни, украшенные многоцветными камнями и эмалью. Как хорошо проработаны детали, как точно переданы положения пальцев в благословляющем жесте!
Искусно выполненная, изощренная по форме литургическая утварь на выставке отличается национальным своеобразием, свидетельствует о творческой фантазии создателей (серебряная, золотая, с использованием чеканки, гравировки, скани, зерни, эмали, драгоценных камней), как, например, «Сосуд для мирра в виде голубя» (1797).

На выставке также показаны литургическое облачение и предметы-символы духовного сана и власти священнослужителей армянской церкви. Самый эффектный — патриарший двуглавый орел XVIII в. с драгоцеными камнями, украшенный эмалями (доминируют красные и зеленые цвета).

На выставке представлены экспонаты из собраний четырех музеев Эчмиадзина, с древних времен являющегося центром богословской, литературной, философской, научной, культурной традиции Армении.