Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №12/2006

ДЕТИ В МУЗЕЕ

и д е м   в   м у з е й

Валентина ЛЫСЮК,
Петр ЕФИМОВ

Художественный образ и его пластическое воплощение

Продолжение. См. № 12–16, 19, 20/05, № 1, 5, 7, 8, 11/06

Тема X. «Образы минувшего»
(Историческая картина)

I ЧАСТЬ
Экскурсия по экспозиции Михайловского дворца

Задачи
1. Раскрыть понятие исторической живописи как жанра искусства, воспроизводящего реальные эпизоды жизни прошлых эпох, переломные события в жизни общества, а также мифологические сюжеты.
2. Показать роль композиции в исторической картине.
3. Рассказать о сюжете и содержании в исторических произведениях разных времен.

Зрительный ряд
1. Верещагин В.В. У дверей мечети. 1873.
2. Рябушкин А.П. Семья купца в XVII веке. 1896.
3. Васнецов В.М. Бой скифов со славянами. 1881.
4. Брюллов К.П. Последний день Помпеи. 1833..
5. Семирадский Г.И. Фрина на празднике Посейдона в Элевсине. 1889.

ХОД ЭКСКУРСИИ

1. В.В. Верещагин. У дверей мечети. 1873


На примере этого произведения детям легче понять разницу между бытовой и исторической картиной.
Расскажите, что художник Верещагин жил во второй половине XIX века, много путешествовал. Его живо интересовал быт разных народов, их художественная культура, история. В картине изображены двери средневекового восточного храма (мечети) в городе Самарканде (Средняя Азия, Узбекистан, в XIX веке — Туркестан).
Задайте вопросы:
— Как вы считаете, здесь отображено какоелибо важное историческое событие или живая реальная сцена?
— Что делают два человека, пришедшие к дверям мечети? Это грозные стражи, охраняющие вход в храм, или путники, отдыхающие возле него?
Рассмотрите мирные позы путников, их теплые расшитые халаты, изношенные сапоги, войлочные шляпы, флягу с водой, посох и выясните, что это путники, которые, видимо, долгое время находятся в пути, они утомились и решили отдохнуть от жаркого палящего солнца в тени, у огромных дверей.
Укажите на контраст между мирными действиями людей, изображенных в живых естественных позах, и огромными, неподвижными, монументальными дверями мечети, свидетельствующими о силе и могуществе восточного монарха.
С помощью педагога по пластике проведите игру.

Игра «Дверь и путники»
— Всмотритесь внимательно в полотно и запомните, как изображена дверь, каковы позы путников, где они расположились. Разделитесь по пять человек и по очереди изобразите пластически то, что вы увидели. Двое из вас примут позы путников, три человека, плотно сомкнувшись, изобразят «характер» и положение двери.
Остальные дети проверяют, правильно ли отразили композицию картины играющие.
— Вы, наверное, ощутили, как неподвижны каменные двери, потому что тела ваши выпрямились, напряглись и застыли. А путники замерли тоже в неподвижных, но «живых», естественных позах.
— Кто главенствует в картине — люди или дверь и почему?
Объясните, почему дверь является основой композиции, отметив ее огромные размеры, богатые резные узоры, выписанные с невероятной тщательностью.
Подчеркните, что возвышающиеся громадой над людьми двери, как бы возникающие из глубин истории, очень искусно украшенные пышным резным ковровым орнаментом, рождают не только ощущение величия, но и чувство восхищения высочайшей культурой народов Востока. Орнаментальное узорочье отделки дверей, яркие, пестрые одежды путников воссоздают могущественный и неповторимый образ средневекового Востока с его традициями и позволяют зрителю проникнуться духом его исторического прошлого.

2. А.П. Рябушкин. Семья купца в XVII веке. 1896


Цель показа: объяснить детям, что историческое начало или «дух» истории может присутствовать в групповом портрете.
Поясните, что для художника Рябушкина, создавшего эту картину в конце прошлого века, идеалом красоты и гармонии в русской жизни являлся семейный уклад купеческого сословия в XVII веке, в допетровское время.
Выясните в беседе с детьми, что в этом произведении, как и в предыдущей картине, внешне ничего не происходит, то есть нет сюжета, интересного, захватывающего действия.
Словно на старой фотографии, разместившись в ряд, торжественно застыла купеческая семья, как бы демонстрируя себя зрителю.
— Но о чем же важном, значительном в историческом прошлом нашей родины хотел поведать нам художник?
Путем наводящих вопросов попытайтесь выяснить у детей, «кто есть кто» в этой картине.
— Кто здесь глава семьи?
Обратите внимание на крепкую уверенную посадку фигуры немолодого энергичного купца в дорогой меховой шубе, красном кафтане и красиво расшитой рубахе с бело-голубым орнаментом, на его умное загорелое лицо с напряженным взглядом, свидетельствующее о том, что он привык постоянно трудиться и что все его богатство и достаток заработаны честно. От этого он преисполнен чувства собственного достоинства.
— Найдите и опишите всех членов его семейства. Рассмотрите купчиху с ребенком на коленях. Она одета, как предписывал обычай того времени замужним женщинам — в сиреневый шелковый струящийся сарафан, волосы убраны под кокошник-кику с подзором, плавно ниспадающий на плечи шелковый платок. Ее голова мягко склонена. Все эти детали говорят о нежности, мягкости этой женщины, послушании воле мужа.
(Для накопления у детей исторического опыта полезно рассказать, что в те времена царил «домострой» — свод правил поведения в семье и в обществе. Можно привести несколько правил, например, «жена да убоится мужа своего» и так далее.)
Обратите внимание на то, что младшая дочь с куклой в руке одета и причесана уже почти по-европейски, но особенно выделена в композиции картины и длинным светлым одеянием, и статью старшая дочь — краса и гордость семьи.
Объясните, что женские образы отражают народные представления того времени о роли женщины в семейной жизни, когда красота и нравственность выражались в манере держаться — скромно, просто, но достойно, то есть благочестиво. А выражением красоты внешнего облика являлись «соболиные» брови, темные большие глаза, прямой нос и маленький алый рот (все женские лица в картине имеют такие черты).
— Вспомним картину Верещагина — там путники изображены на фоне огромных дверей, говорящих о могуществе правителя, о седой древности, а на каком фоне мы видим эту семью и что он означает?
Покажите дубовые панели со вставками из крупно плетеной рогожи и солому под ногами у персонажей. Объясните, что дубовая стена дома свидетельствует о достатке хозяина, а солома — о его бережливости и хозяйственности, так как перед домом всегда был двор с воротами, и для того чтобы гость, входя в дом, не запачкал полы, во дворах у аккуратных хозяев подстилалась солома, ступая по которой гость вытирал обувь.
Предложите детям всмотреться в выразительность цветового решения полотна, построенного на сочетании красного, светлоли-лового, розового и белого пятен, символизирующем гармонию и ясность отношений, согласие людей друг с другом, с миром.
Сделайте вывод: художник через эмоциональную и декоративную выразительность образов воспел мерность движения жизни, красоту обычаев и нравов наших предков. Так, при отсутствии внешнего сюжета Рябушкин смог открыть нам глубокое содержание жизни и вновь воскресить дух исторического бытия допетровской Руси.

3. В.М. Васнецов. Бой скифов со славянами. 1881


Напомните детям, что В.М. Васнецов — мастер исторической картины, создатель образов русских богатырей, пришедших к нам из народных сказок и былин. В этой картине он обратился к реальной истории из далекого прошлого нашей родины.
Расскажите, как в давние времена Русь долго и тяжело боролась за свою независимость с врагами, отражая набеги степных кочевников.
Объясните, что степные кочевники — скифы постоянно старались неожиданно напасть на славянские княжества и, разбив княжеские дружины, стремились захватить добычу, увести в плен скот, женщин, детей. Скифы были жестокими, имели быстроногих коней, налетали на русские станы стремительно. В картине отображен эпизод битвы славян со скифами.
Задайте вопрос:
– Что происходит на наших глазах в картине? (Битва, сражение, бой.) Найдите здесь скифов.
Для того чтобы облегчить детям задачу и для лучшего понимания образов кочевников, очень хорошо прочитать им вслух строки А.А. Блока из стихотворения «Скифы»:

Мильоны — вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы,
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы,
С раскосыми и жадными очами!

Еще раз напомните детям, как важно в исторической картине композиционное размещение героев, и поясните, что диагональная композиция подчеркивает бурное действие и решительность схватки «не на жизнь, а на смерть», то есть готовность каждого из воинов сражаться до конца.
Обратите внимание на следующие моменты:
— Стремительно, яростно несутся из глубины полотна справа на славянского воина скифы, в национальных костюмах, с поднятыми копьями, на горячих рыжей масти конях. Их решительные лица с горящими глазами исполнены неистовой страсти, желания сразить врага наповал, а один из коварных степных людей, залегший в густой траве, натягивает лук и метит в русского дружинника.
— На переднем плане встал на дыбы непреодолимой преградой мощный черный конь с могучим русским воином — княжеским дружинником в воинских доспехах, размахивающим богатырской булавой, от которой не будет пощады захватчикам.
— Удаль молодецкая, исключительная храбрость, сила, отвага и уверенность в победе ощущаются в тяжеловесной, могучей и бесстрашной фигуре русского богатыря. На заднем плане, слева, рубится с врагами другой славянин, в шлеме на гордо вздыбленном белом коне. Поле битвы кажется необъятным, и за каждую пядь земли идет жестокое сражение. Доблестно бьются славяне за землю русскую, и потому неодолимы они для врагов.
Сделайте вывод: вот так, благодаря картине В.М. Васнецова, изобразившего только один эпизод ожесточенной битвы, мы смогли очень много узнать о героическом прошлом Древней Руси, о ее славных бесстрашных сынах.

4. К.П. Брюллов. Последний день Помпеи.1833


Это полотно огромных пазмеров, его пластическая композиция необычайно выразительна, а потому при разборе произведения, избегая подробного анализа, надо сосредоточить внимание детей на выражении различных чувств через позы, жесты, мимику персонажей. Это поможет на доступном для маленьких детей уровне раскрыть содержание произведения.
С помощью наводящих вопросов помогите им понять, что стихийное бедствие бывает не только на море, но и на земле.
— Страшное или радостное событие происходит в картине?
— Чего боятся и от чего спасаются люди?
— Что происходит на небе, вдали от города и на городской улице?
Рассмотрите сверкающие молнии, огненнокрасную лаву, стремительно надвигающуюся на город, падающие статуи, разрушающиеся здания, дрожащие от их падения камни мостовой, мечущихся людей, животных и вместе обсудите, какое стихийное бедствие обрушилось много веков назад на древний город Помпеи и его жителей.
Так как из практического опыта выяснилось, что дети не только не знают, но и с большим трудом понимают при объяснении педагога такие слова, как «вулкан», «извержение вулкана», необходимо дать объяснение в образной форме, что такое «спящий вулкан» и что происходит, когда он «кипит» и лава изливается из кратера.
Далее расскажите, что на выставке в Петербурге эту картину увидел А.С. Пушкин, и прочтите строки его стихотворения:

Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают!..

Задайте вопрос:
– Как вы считаете, что для художника, кроме извержения Везувия, было важно отобразить в картине и почему на переднем плане он разместил такое большое количество людей, объединенных в группы?
Предложите детям всмотреться в лица людей, изображенных на переднем плане, и обсудите, как через позы, жесты, движения, мимику персонажей Брюллов сумел передать такие чувства, как страх, ужас, испуг, надежду, гнев, сострадание. Сделайте вывод, что людьми, конечно, владел страх и они старались спастись.
— Но присмотритесь, только ли страх за себя владел людьми? Что многие из этих людей делают?
Так как обычный ответ детей — «убегают», то можно тему спасения людьми друг друга начать с предложения: «Найдите в картине самое беспомощное маленькое существо — птичку, которая трепыхается на камнях».
Далее обратите внимание детей на то, как малыш тянется ручками к птичке, пытаясь ее спасти; как малыша и его старшего брата, спасая, обняла мама; как все семейство прикрывает своим сильным телом отец.
Покажите двух сыновей — мальчика и воина, несущего на руках старика-отца; юношу, склонившегося над обессилевшей матерью; юношу-жениха, бережно держащего в объятьях потерявшую сознание невесту; христианского священника, в этот страшный момент находящегося рядом со своими прихожанами — матерью с двумя юными дочерьми.
Спросите:
– О чем говорят их действия?
Рассмотрев последовательно разные фрагменты картины, подведите итог: несмотря на грандиозное бедствие, многие люди, изображенные художником, сумели преодолеть свой страх и старались спасти близких. В самую тяжелую минуту жизни они оказались способными на самопожертвование и сострадание. Чтобы подчеркнуть красоту и величие человеческой души, К.П. Брюллов показал своих героев и внешне прекрасными.
Отметьте, что среди образов жителей Помпеи, слева, на ступеньках храма, художник поместил свой автопортрет с этюдником на голове. Обратите внимание на его застывшую фигуру, возвышающуюся над всеми героями картины, лицо с наряженным взглядом, ловящим все оттенки трагедии в лицах окружающих. Объясните, что, вводя самого себя в сцену гибели Помпеи, Брюллов хотел напомнить зрителям о высочайшей роли живописца, правдиво и с блестящим мастерством отобразившего историческое событие далекой эпохи.

5. Г.И. Семирадский. Фрина на празднике Посейдона в Элевсине. 1899

Показом именно этого произведения желательно завершить тему занятия, так как яркая декоративность полотна в сочетании с праздничной атмосферой, царящей в нем, служат также достойным завершением всей программы, направленной на осознание детьми главной цели искусства — вносить в жизнь людей радость и красоту.
Напомните детям, что они только что видели картину Брюллова, посвященную трагическому событию из истории Древней Италии, и объясните, что на полотне Г.И. Семирадского изображено событие из древней истории другой прекрасной южной страны — Греции.
— Посмотрите внимательно, зачем в древнем городе Элевсине собралось так много людей? Какое впечатление рождает у вас картина?
— Почему картина кажется вам нарядной, красивой, радостной?
— С помощью чего художник создал царящую в произведении атмосферу праздника и южного солнечного дня?
Рассмотрите, как художник наполнил этот вымышленный мир дыханием жизни, обратите внимание на высокое голубое небо с легкими светлыми, нежными облаками; на синие воды залива, покрытого гребешками волн, с парящими над ним белыми чайками; на узкую полоску гор, тающих в легкой дымке влажного морского воздуха; на солнечный свет, заливающий правую часть картины и плавно переходящий в трепетное мерцание, пробивающийся сквозь крону дерева; на легкие ажурные тени, легко скользящие по стенам храма; живописной группе людей в правой части полотна.
Помогите детям увидеть, как в свете южного солнца яркие цвета одежд «разбеливаются» и становятся более легкими и нарядными.
Для более полного понимания замысла художника и перехода к сюжету картины здесь можно привести слова Семирадского из письма в Академию художеств: «Давно я мечтал о сюжете из жизни греков, дающем возможность вложить как можно больше классической красоты в ее представление. В этом сюжете я нашел громадный материал! Солнце, море, архитектура, женская красота и немой восторг греков при виде красивейшей женщины своего времени — восторг народахудожника....»
Кратко изложите сюжет, ограничась рассказом о том, как красавица Фрина на празднике бога морей Посейдона, вознамерясь бросить вызов богине любви и красоты, в самый разгар праздника, когда из храма спускалась процессия, неся статую Посейдона, сбросила одежды, спустилась к морю и вышла из него, подобно «пенорожденной» Афродите.
Обратите внимание на построение картины: несмотря на то что, как и в «Последнем дне Помпеи», мы видим многофигурную композицию, здесь центром притяжения и внимания всех групп является одна главная героиня — Фрина.
Сообщив, что Фрина в переводе с греческого «белокожая», отметьте красоту и совершенную пластику почти мраморного обнаженного тела молодой женщины, текучую линию силуэта, грациозный жест поднятых рук и выразительный поворот головы со струящимися по плечам золотистыми волосами, свободу и естественность ее позы.
Рассмотрите, как служанки помогают Фрине снять одежды, и их простые, обыденные действия и жесты подчеркивают и оттеняют совершенство ее образа. Слева расположилась группа художников, поэтов, музыкантов, восхищенных ее идеальной красотой, они бросают ей под ноги цветы, слагают гимны.
Расскажите, что земная женщина Фрина была так прекрасна, что послужила моделью прославленному греческому скульптору Праксителю для создания статуи «Афродиты Книдской», своей красотой она была равна богине.
Сделайте вывод: художнику великолепно удалось воссоздать исторический эпизод прекрасного мира Древней Греции как мира счастья, красоты, гармонической слитности людей с дивной южной природой.

Окончание в № 13