Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №15/2006

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

Н о в о с т и   к у л ь т у р ы

 

Виктория Хан-Магомедова

Красота повседневности

Детские санки. Фрагмент росписи. XIX в.

На картине нижнетагильского крепостного художника И.Ф. Худоярова «Гулянье на Лисьей горе в Нижнем Тагиле» (1840) изображены женщины в старинных праздничных одеяниях — парчовых сарафанах, с высокими головными уборами, с длинными прозрачными покрывалами. А в витрине представлены роскошные женские головные уборы Х VIII в., сделанные из бархата, тафты, золотных и серебряных нитей, жемчуга, красивые, не менее богато украшенные старинные женские костюмы.

А вот «Портрет графини Н.Д. Разумовской» (Г.Г. Хойзер, 1746) в пышном национальном костюме. Удивительные сопоставления и приверженность национальным традициям! На выставке «Красота повседневности» в Историческом музее впервые делается акцент на повседневной жизни русских людей в XVII– XIX вв. И это не случайно. Ведь именно в бытовом существовании острей ощущаются изменения менталитета, понимания красоты в обществе.

Туфли женские. 1820–1830

Неизъяснимым очарованием обладает эта выставка, на которой главное внимание уделяется костюмам, посуде, предметам мебели, народным бытовым вещам, очаровательным мелочам: дамским сумочкам из бисера, гребням из бивня мамонта, коробочкам из бивня мамонта, расшитым бисером туфлям. Отлично срежиссированная выставка строится на сопоставлении двух культур — народной, крестьянской и аристократической, их параллельном существовании и взаимном обогащении.

Правая часть зала посвящена крестьянской культуре, левая — аристократической с соответствующим подбором экспонатов. Хорошо показан традиционный характер русской культуры XVII в., такой яркой, праздничной, декоративной – нарядные женские костюмы, украшенная резная деревянная посуда (деревянные ковши в виде ладьи), медные братины. Красивые бытовые предметы в старину делали и для себя, и в подарок любимым, поэтому они так бережно сохранялись и передавались по наследству.

Серебряная посуда. XIX в.

Портреты аристократов (слева) и крестьян (справа) демонстрируются на стеклянных щитах, а фоном являются соответствующие фотоувеличения изображений дворянских усадеб или сцен из крестьянской жизни (с гравюр, картин), что позволяет перенестись в далекую эпоху. Необыкновенно хороши народные предметы искусства: головные уборы, украшения, яркие расписные прялки, резные архитектурные детали крестьянских домов, резные доски, сундуки.

Сильное впечатление производят воссозданные в центре зала уголки старинных интерьеров, позволяющие представить, в какой обстановке жили аристократы (предметы мебели, фарфор, вазы, гравюры). Изящество у них сочеталось с бытовыми удобствами. Вот кресло XVIII в., обитое бархатом, с выдвижными деталями, с пеналами для письменных принадлежностей, чудный ломберный столик из наборного дерева XVIII в. А картины неизвестных авторов и литографии П. Вдовичева воспроизводят интерьеры дворянских особняков. Впечатляют и дополняют представление об эпохе изделия из фарфора, вещи из бисера и стекляруса (панно «Дама в кресле»).

Шкатулка в форме домика. Москва.1840-е

Выставка хорошо показывает, насколько сильны были в русском профессиональном искусстве народные традиции. Народная и аристократическая культура соединяются к середине XIX в., и позднее традиции народной культуры оригинально претворяются в профессиональном искусстве. На картине неизвестного художника «Торжественный обед в честь совершеннолетия Александра II» (1834) придворные представлены в русских костюмах.

На выставке можно увидеть и резной деревянный стул в русском стиле (1856), и ларец-ковчег для хранения княжеских договорных грамот (Ф.Г. Солнцев, 1850-е гг.), и вазу с портретом императрицы Александры Федоровны в русском кокошнике (1830-е гг.), и самый эффектный экспонат выставки — придворное платье императрицы Марии Федоровны, также в русском стиле (конец Х1Х в.).

Шарф. Крепостная мануфактура Надежды Мерлиной. 1820-е

Удачно подобраны картины и гравюры. Восемь видов усадьбы князя А.Б. Куракина, выполненные художником-любителем (1839–1840-е гг.), очень уместны и свидетельствуют о разносторонней культуре аристократии. Впервые так умно и увлекательно сопоставляются крестьянская и аристократическая культура.

Выставка не только доставляет удовольствие от созерцания, но и заставляет задуматься о замечательных русских традициях, связанных с украшением повседневной жизни, о том, как ценили наши предки красоту окружающих их в доме предметов.