Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №16/2006

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

Н а т ю р м о р т

Наталия МАРКОВА,
заведующая отделом графики ГМИИ им. А,С, Пушкина

 

Поль Сезанн. Натюрморт с яблоками и апельсинами

1895-1900. Музей Орсэ, Париж

Натюрморт Сезанна по видимости очень близок классическим композициям старых голландцев. Почти дословно повторяет художник смятую салфетку, пеструю ковровую скатерть, наклонно поставленное блюдо с яблоками. И тем разительнее контраст. Фрукты Сезанна лишены запаха и вкуса, исчезает индивидуальная фактура предметов — они все созданы из одной — живописной — материи, принадлежат художественной, а не окружающей реальности. В картине французского мастера предстает структура классического голландского натюрморта, результат ее внимательного, вдумчивого анализа.

Художника интересует лежащая за внешней оболочкой геометрическая основа формы, построение объемов сгустками чистого цвета. Поскольку натюрморт был для Сезанна одним из путей открытия в предмете, природе, мире вневременных, исконно существующих сущностей, он писал его с момументальной основательностью, так, что геометризованные складки скатерти очертаниями начинали походить на горные хребты. Но натюрморт для такого художественного исследования предоставлял наибольшее удобство, в результате чего он превратился для художника в первейшую творческую лабораторию. Даже модель он стремился уподобить неподвижной натуре, говоря человеку: «сиди, как яблоко».