Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №18/2006

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

Н о в о с т и   к у л ь т у р ы

Виктория ХАН-МАГОМЕДОВА

Возвращение

Обнаженные с полотенцем. 1920-е

Кажется невероятным, что этот динамичный, выразительный плакат — «Мощным ударом труда мы разрушим оковы разрухи», 1920 — создан 18-летним художником. Трудно назвать другого творца, чья невостребованность была бы такой безнадежной, как у В.В. Кудряшёва. Трагична судьба его скульптур (в том числе бронзового бюста А.С. Пушкина), в годы войны переплавленных в орудия. Не осуществлен проект скульптурной группы для Новомоскворецкого моста, не реализованы театральные маски на фасаде здания Театра им. Вс. Мейерхольда (Мейерхольд репрессирован, театр закрыт). И плакаты его погибли, лишь четыре дошедших до нас говорят о незаурядном таланте плакатиста. Не воплощены в жизнь и театральные постановки по эскизам декораций художника. И тогда он ушел в свой мир чистых человеческих ценностей, стал создавать лирические образы жены, детей, близких.

"Могучим ударом трудамы уничтожим оковы разрух". 1921

Первая монографическая выставка «Владимир Кудряшёв. 1902–1944. Рисунки скульптора» в «Галеев-галерее» знакомит с графическим творчеством этого незаслуженно забытого художника, замечательного рисовальщика, ярко и разнообразно проявившего себя в скульптуре, графике, плакате, театральной декорации.

Недолгий срок был отпущен Владимиру Кудряшёву для жизни и творчества, однако он очень рано стал зрелым мастером. Все созданные им работы, даже самые первые, отличаются самобытностью, неповторимым почерком, оригинальным претворением разных влияний. Его острые карандашные рисунки лишены революционного пафоса. Обращаясь к традициям старых мастеров, он оригинально переиначивал их композиции.

Причесывающаяся. 1920-е

Ему повезло с учителями. В Казанской художественной школе (позднее реорганизована в АРХУМАС) он учился у блистательного Н.И. Фешина. А в Москве (во ВХУТЕМАСе) его учителями стали известные мастера В. Фаворский и Н. Павлинов. Скульптуре он учился у С. Лебедевой и И. Ефимова. В некоторых рисунках и эскизах Кудряшёв использовал выразительную контурную линию. В этом он сохранял верность заветам Фешина и Ефимова, творчески осмысляя их уроки.

После окончания художественной школы он работал в Казани плакатистом, декоратором театральных постановок, линогравером. В миниатюрных офортах серии «Казанский кремль», созданных 20-летним художником, не только обнаруживается его мастерство и самобытность, они обладают и исторической ценностью, поскольку многие запечатленные в них архитектурные памятники не дошли до нас.

Осень в Сокольниках. 1937-1940

К 100-летию со дня смерти Пушкина Кудряшёв создал его бронзовый бюст, более 100 набросков, где поэт изображен в разных позах, ракурсах, в движении и покое. На одном листе Пушкин сидит облокотившись на спинку стула, рядом — зловещая тень, словно призрак смерти. Выделяются два больших пастельных портрета Пушкина — художник искал физиогномического сходства. На одном портрете утрированы африканские черты поэта: толстые губы, выпуклый лоб. И манера исполнения материально-весомая. На другом воссоздан более лирический образ поэта.

Очень хороши пастели на мифологические темы — пластически гибкие, свободные, тонко нюансированные («Суд Париса»). Любопытная деталь: работать в новой технике Кудряшёв смог после того, как родственник его жены А.Л. Пастернак, сын известного художника Л.О. Пастернака, подарил ему ящички с пастелью, принадлежавшие уехавшему за границу отцу.

Материнство. 1937-1940

Но больше всего на выставке проникновенных лирических этюдов, набросков, виртуозно выполненных в разных техниках, с изображением жены и детей. Именно в семье, среди близких художник находил понимание, покой, вдохновение и мог реализовать свой невостребованный в «большом» мире творческий потенциал. С бесконечной любовью он вновь и вновь рисует свою жену — читающую, спящую. Он экспериментирует с техниками и никогда не повторяется, каждый раз выявляет новую деталь, обогащающую образ. То же с изображениями сына: играющего, рисующего. Много рисунков на тему материнства.

Еще одна история с невостребованностью и непониманием в «большом» мире. Оргкомитет Международной выставки в Нью-Йорке заказал Кудряшёву скульптурную группу в бронзе на тему «Материнство». Но работа не понравилась В.М. Молотову (советскую женщину нельзя изображать босой!), и ее исключили из экспозиции. Как и в образах Пушкина на портретах, так и в этой работе Кудряшёв творил вразрез с партийными установками…

Блестящая школа, прекрасное знание мировой истории искусства помогали талантливому художнику создавать пластически совершенные и вдохновенные камерные графические произведения.

Возможно, выставка в «Галеев-галерее», открывающая широкому зрителю творчество незнакомого разносторонне одаренного мастера, послужит импульсом для обнаружения его исчезнувших работ.

Тел. «Галеев-галереи»: (495) 299-83-83 , 299-85-50

E-mail: galeyev.gallery@mail.ru