Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №18/2006

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

А р т - г а л е р е я

Елена РАЧЕЕВА

Крест в горах (Теченский алтарь)

1808. Картинная галерея «Новые мастера» , Дрезден

Это первое живописное произведение художника выполнено по заказу графа фон Тун-Хоненштайна для капеллы его замка Течен (Северная Богемия), отчего и получило название «Теченский алтарь».

Эта работа имела большой успех у публики, но одновременно вызвала бурную полемику знатоков и художников, в которой участвовал и великий Гёте. Тогда у Фридриха появились первые почитатели и первые критики. Для кого-то такой взгляд на христианскую иконографию и библейскую историю оказался совершенно неприемлемым, да и живопись многим показалась несовершенной. Художника обвиняли даже в «бесчувствии к природе». Однако у этой необычной картины были и горячие приверженцы, увидевшие здесь «средоточие высшего духовного устремления».

Идея использовать пейзажную композицию в качестве алтарного образа была по тем временам революционной, тем более что в иерархии жанров пейзаж в начале XIX в. считался второсортным. Тем не менее Фридрих сумел достигнуть нужного результата — его пейзаж впервые в европейском искусстве превратился в религиозный символ.

По этому поводу критика обвиняла Фридриха в том, что пейзажная живопись «прокрадывается в церкви и пробирается на алтари» и что христианское учение низводится до аллегории. Так или иначе, заказчик — граф фон Тун-Хоненштайн на всякий случай не повесил картину там, где ей надлежало быть, в домашней церкви. «Крест в горах» оказался там, куда обычно вешали пейзажи, — в одной из жилых комнат замка. Дело в том, что изображение Христа, распятого на корабельной сосне, оказалось не на первом плане, как полагалось по иконографии. Сосны с елями, утес и крест были вынесены бесконечно далеко. Именно эта даль и завораживает на картинах Фридриха, становится одним из главных экспрессивных средств воздействия на зрителя.

Тема распятия, характерная для старых немецких мастеров, на полотне художника-романтика обретает новое звучание: он пишет загадочно-молчаливую природу, куда вводит знаки сверхреального бытия. Резной крест на вершине скалы, в последних догорающих лучах солнца, которое уже опустилось за край гор, кажется настоящим голгофским распятием. Фридрих намеренно подчеркивает его символическое значение, его устремленность в небо. Художник очень резко выделяет контраст верха и низа картины. В золоте вечерней зари, в безграничном далеке мироздания высится одинокий крест с умирающим Спасителем.

Художник насыщает полотно глубоким богословским смыслом, передавая его через привычные земные образы. Иисус обращен лицом к солнцу — образу вечного животворящего Бога Отца. Крест, воздвигнутый на скале, стоит твердо и несокрушимо, как вера в Христа. Об этом толковании говорил сам живописец. Распятый Христос освещает сумеречный мир отраженным светом, исходящим от Отца. Вечнозеленые ели вокруг и у подножия — знак христианской надежды.

Особенность картины в том, что Фридрих рассматривает все детали ландшафта как религиозные символы. Даже рама, сделанная по проекту художника мастером Карлом Куном, включена в этот диалог мистических знаков.

Так, «всевидящее око Божие», вписанное в треугольник в нижней части рамы, знак Троицы — обозначает три его ипостаси — Отца, Сына и Святого Духа. Колосья пшеницы и лозы винограда, изображенные здесь же, напоминают о жертве Христа, а хлеб и вино — о таинстве евхаристии (причастия). Ветви пальмы, обрамляющие раму сверху, — символ мира, они говорят о победе Христа над смертью (вспомним, что пальмовыми ветвями встречал Христа народ Иерусалима).

Художественное звучание картины усиливается возвышением пейзажа до образа религиозного алтаря, что воспринималось тогда как необычное решение. Причем уже в этом относительно раннем пейзаже появляется то чувство щемящей тоски, навеянное закатным солнцем, что так трагично будет звучать в поздних произведениях мастера.

Картина отличается строгим, выверенным рисунком, предельным лаконизмом композиции и цвета, четкостью пространственных планов. Она абсолютно лишена каких-либо драматических эффектов, уводящих от глубоких религиозных переживаний. И в то же время это своего рода гимн красоте и величию древних германских лесов.

К слову сказать, изображение креста в дикой природе стало излюбленным сюжетом Фридриха. Кроме этой картины, он написал «Крест в Балтийском море», а также «Крест в лесу», «Крест среди горящих деревьев», «Крест на острове Рюген», «Прибрежный пейзаж» и «Утро в Райзенгебирге».