Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №18/2006

НАУЧНЫЕ ЧТЕНИЯ

Н а у ч н ы е  ч т е н и я

Лев Дьяков

Бернар Палисси —
мастер французского Возрождения

1510-1588

 Творчество Бернара Палисси (1510–1588) привлекает к себе все большее внимание. Замечательный керамист, геолог, садовый архитектор, писатель, мыслитель — он выдерживает сравнение с крупнейшими мастерами Возрождения.

Драматические искания

Керамика представляет лишь часть многосторонней деятельности Палисси. Поиски глазури, увенчавшиеся успехом, влекли за собой занятия живописью и скульптурой, химией и геометрией. Отсюда — необходимость комплексного подхода к изучению художественного творчества мастера, без чего его работы будут выглядеть как обычные «блюда», странные и курьезные. Отсюда — стремление увидеть в керамике мастера не только Палисси-художника, но и Палисси-ученого.

Бернар Палисси родился на юге Франции, в небольшой деревушке близ маленького городка Бирон. Рассказывают, что в ранней молодости он много путешествовал по Пиренеям, Арденнам и берегам Рейна. В качестве простого работника переходил он с места на место, занимаясь одновременно ремеслом стекольщика, горшечника и землемера. Мастер вспоминал, как однажды во время путешествия он забрел в какую-то заброшенную мастерскую, где увидел «глиняную чашу, исполненную так превосходно, что я пришел в замешательство».

Пытаясь постичь секрет белой земли, покрывавшей чашу, Палисси поселяется в городке Сенте близ Бордо, устраивает здесь плавильную печь. В результате драматических пятнадцатилетних исканий Палисси в 1550-х гг. открывает особый способ декорирования фаянса, названный им «сельские глины». Он создает мастерскую, его известность растет. К нему обращаются с заказами король Франции Генрих  II и всесильные вельможи. По приглашению короля Палисси переезжает в Париж, где работает как керамист, а также основывает «естественно-исторический кабинет», в котором в течение 1575–1585 гг. читает лекции по естественным наукам и физике. В 1588 г. он был заключен в Бастилию как гугенот, где и провел последние дни своей жизни.

Керамическое блюдо. XVI в., школа Палисси

Круг интересов

Палисси — автор двух больших книг-трактатов. Первая, напечатанная в 1563 г., называлась так: «Действительное средство, благодаря которому все жители Франции могут увеличить свое состояние, а также те, которые не имеют никаких научных познаний, смогут научиться философии, необходимой всем обитателям Земли. А также книга эта содержит рисунок сада, представляющего столь же приятное, как и полезное изобретение. А также рисунок и план защищенного и совершенно неприступного города».

Образцом для такого города служила раковина или, точнее, пурпурный моллюск. От торговой площади и дома губернатора, находящихся в центре города, спиралями вьются улицы, причем последняя спираль образует внешнюю стену города.

Вторая книга, опубликованная в 1580 г., называлась «Чудесные рассуждения о природе вод и источников естественных и искусственных, о металлах, солях, камнях, землях, об огне и эмали, со многими другими тайнами предметов, встречающихся в природе. С прибавлением трактата об удобрении земли, все представленное в виде разговоров, которые ведутся Теоретиком и Практиком».

Уже одни лишь названия трактатов Палисси показывают широкий круг его занятий и интересов, соединение в его деятельности научного и творческого подхода.

Творчество Палисси-керамиста можно разделить на два больших периода. Первый период — «сельские глины», как мастер называл свои изделия, созданные во время пребывания в Сенте. «Сельские глины» — фаянсовые большие, неглубокие, всегда овальной формы блюда с широкими прямыми краями, они украшены мотивами живой природы.

Второй период — «парижский», когда Палисси работал в Тюильри. В это время Палисси впервые применил формовку в гипсе для выпуска массовой однотипной продукции. К этому периоду относятся многочисленные композиции на библейские и мифологические темы, часто представляющие свободные копии с фресок.

Блюдо. 1560-е. Музей "Кусково", Москва

Книга неба и земли

Обратимся к «сельским глинам». В результате многочисленных поисков Палисси получил «яшмовую глазурь», отличавшуюся большой прозрачностью и глубиной тона. В ней преобладают голубые, зеленые и пурпурно-коричневые цвета. Особенно разнообразны оттенки голубого, зеленого — от сероватых к изумрудным.

Растения, пресмыкающиеся, насекомые изображены достоверно и убедительно до иллюзорности. Тайна технологии «сельских глин» так и осталась неразгаданной. И хотя многие пытались «объяснить» технологию удивительных шедевров Палисси, но эти «реконструкции» носят фантастический характер.

Французский мастер был не только изобретателем, но и выдающимся скульптором. Ведь художественное и научное творчество в XVI в. сливаются воедино, и часто первое опережает второе. «Немного вещей в этом мире, — говорил Палисси в одной из своих «максим», — которые не могут стать ясными благодаря искусству».

Палисси был хорошо знаком с научными трудами Леонардо да Винчи и Коперника, читал Аристотеля, Плутарха, Витрувия, Плиния Старшего. И все же, по словам мастера, «у меня не было другой книги, кроме неба и земли». Палисси впервые высказал гипотезу, что раковины и другие окаменелости не являются простой игрой природы, но представляют собой ископаемые остатки древних животных.

Одна из глав «Чудесных рассуждений» называется «Об искусстве из земли, об эмалях и огне». В ней он говорит: «Даже если я использую тысячу листов бумаги, чтобы записать все события, которые произошли со мной, пока я осваивал свое искусство, вы можете быть уверены, что, как бы разумны вы ни были, вы совершите тысячу ошибок, если будете пользоваться только написанным, не прибегая к практическим действиям». Палисси считал, что секреты его искусства не должны стать всеобщим достоянием, и, называя состав эмалей, отказывается сообщить дозы смешений. Он утверждает, что «это не механический процесс и здесь необходима специальная геометрия».

Трактат завершается «максимами», представляющими интерес для нас, так как они тесно связаны с его художественной практикой и показывают Палисси-мыслителя. В них мастер раскрывает свои натурфилософские представления, считая, например, воду основой жизни, в которой все возникло. Эти идеи он претворяет в своих «сельских глинах».

Керамическое блюдо. 1570. Музей Виктории и Альберта, Лондон

Блюда мастера

Все блюда Палисси овальной формы, на них изображаются различные виды раковин, пресмыкающиеся, растения, чаще всего древовидные папоротники, окруженные водой.

Вода — стихия, где, по мнению Палисси, появились основные формы жизни. Интересен выбор животных на блюдах «сельских глин». Это ископаемые раковины, рыбы, пресмыкающиеся, ракообразные, то есть самые древние существа на Земле. А сам метод, который применял Палисси, возможно, свидетельствует о своеобразной «магии». Известно, что в натурфилософии Возрождения наука неотделима от магии, представления о «симпатии и антипатии» вещей — от научных открытий. При этом вспоминаются два следующих утверждения Палисси: «Все глины возникли из скал», «Все земли могут стать глинами».

Таким образом, «сельские глины» — это не просто «глины», а понятие, несущее философский смысл.

В произведениях Палисси все подчинено строгому ритму. В этом смысле характерно «Блюдо с рельефным изображением» (1560-е годы, Кусково). Тема овала преобладает. Островок овальной формы в центре окружен нешироким овальным кольцом воды, ритмически повторяющим форму блюда. Мощные, извивающиеся, полуспиральные кольца земли в центре блюда находят отклик в гибких телах ящериц по краям его.

Поражает цвет эмалей. Гладкие, насыщенные множеством оттенков зеленого и коричневого цветов пятна сменяются ярко-синими и бирюзово-зелеными, изображающими воду и островок. Для объяснения колористической гаммы «сельских глин» некоторые исследователи обращаются к поэме итальянского гуманиста XV в. Франческо Колонны «Сон Полифило», с которой был знаком французский мастер. В центральной части поэмы описывается волшебный водоем в недрах скалы, куда герой попадает во время своих странствий во сне: «Под водой находились прекрасные изображения разноцветных рыб, вырезанных так искусно, что они подражали природе, и так, как если бы они плавали как настоящие. Стены из драгоценных камней были украшены так, как если бы это были настоящие листья и цветы, а также раковины, столь прекрасные для глаз, как это только можно вообразить».

Керамическое блюдо. 1580. Музей Виктории и Альберта, Лондон

Первое эссе, посвященное садовому искусству

Второй период творчества Палисси связан с его пребыванием в Париже. Именно в это время начинается возрождение классической античности во Франции. В искусстве оно было представлено школой Фонтенбло, в литературе — поэтами Плеяды. Первой работой, начатой в замке Фонтенбло, была галерея Франциска  I — длинный зал, украшенный фресками, обрамленными пышной деревянной резьбой и лепниной. В этих фресках создается поэтическая атмосфера, где фантастическое прошлое сливается с современными образами. Все действие происходит на фоне прекрасного сада.

Культ природы, и в частности сада, имел большое значение в жизни французского общества времен Франциска  I и Генриха  II. Недаром в трактате Палисси «Действительное средство» есть отрывок, где содержится описание «великолепного сада»: его можно назвать первым французским эссе, посвященным садовому искусству. В это же время Палисси создает в Тюильри фантастический «грот», представлявший, по словам современников, необычайно яркое, пышное зрелище, ставшее вершиной его творчества.

Поэты Плеяды часто обращались к образам школы Фонтенбло. Излюбленным персонажем этого поэтического культа была Диана, которая ассоциировалась с «Нимфой Фонтенбло». К этому образу часто обращался и Палисси. Возможно, он, как Д. Бруно в диалоге «О героическом энтузиазме», олицетворяет в образе Дианы тайны Природы, Мира, Вселенной. Это проявилось в блюде «Нимфа Фонтенбло» (Нью-Йорк, Метрополитен), мотивом для которого послужила фреска Россо, выполненная для галереи Франциска  I в Фонтенбло.

Однако Палисси не механически копирует оригинал. Он придает образам более непосредственный характер, сближает их с поэтическими произведениями П. Ронсара, Р. Белло и других поэтов-современников, в стихах которых «ученость» сочетается с наивным чувством природы, проглядывает ренессансное восхищение ее многообразием, жажда ее изучения. Все это мы находим и в произведениях Палисси.

Овальное блюдо. 1560. Лувр, Париж

Лавка древностей

Этот тип работ мастера представляет собой блюда, внутри которых помещен рельеф с фигурами в пейзаже, окаймленный поднятым бордюром из повторяющихся цветочных стеблей. Центральное изображение доминирует в композиции. При этом Палисси, обращаясь к творчеству других художников, создает оригинальное керамическое произведение. Мастер, упрощая и огрубляя формы, игнорируя сложный и замысловатый сюжет фресок Фонтенбло, приближается к народному пониманию произведения искусства, с его чувством безыскусно-непосредственного. В его произведениях торжествуют принципы декоративной керамики, с ее свободной моделировкой форм, сознательными «неправильностями», подчиненными общей гармонии керамического изделия.

Произведения Бернара Палисси пользовались большим успехом не только в его время, но и в последующих веках. Недаром герой романа Бальзака «Шагреневая кожа» замечает в лавке древности в первую очередь изразцовую печь, «настоящее чудо искусства, порожденное гением Бернара Палисси».

А под «лавкой древностей» Бальзак, как известно, подразумевал шедевры мирового искусства.