Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №22/2006

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

А р т - г а л е р е я

Арина ЛАЗАРЕВА 

Портрет маршала Г.К. Жукова

1945. Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Искусство должно быть героическим, воспитывать и поднимать дух народа» — этого провозглашенного им принципа Корин придерживался во многих своих картинах. В послевоенное время художники получили от правительства большое количество заказов на создание портретов видных полководцев. Корину было поручено написать портрет одного из самых крупных военачальников Великой Отечественной войны — маршала Георгия Константиновича Жукова. Жуков в то время был на вершине славы, именно ему приписывали все заслуги в победе над фашизмом. Под руководством Жукова было остановлено продвижение немецких войск к Москве. По поручению Ставки Верховного Главнокомандования он координировал действия фронтов в Сталинградской, Курской и других битвах и операциях. 8 мая 1945 г. от имени Верховного Главнокомандования Жуков принял в Берлине капитуляцию германских вооруженных сил, а 24 июня — Парад Победы на Красной площади в Москве.

Художник начал работать над портретом осенью 1945-го, а закончил в декабре. Маршал требовал от художника справиться с работой как можно скорее, настаивая лишь на двух-трех сеансах. Однако Корин, чрезвычайно скрупулезный художник, уделявший большое внимание деталям, не собирался отказываться от собственного стиля. Медленно и методично выписывал он властные черты лица, статную фигуру маршала. Для продолжения работы Корину пришлось ехать в разрушенный войной Берлин, потому что Жуков не мог задерживаться в Москве надолго. Поскольку в это время Берлин продолжал находиться на военном положении и туда допускались только военнослужащие, Корин для беспрепятственного проезда получил звание капитана. Но даже и там Корину удавалось видеть Жукова довольно редко, так как тот был постоянно занят. Между сеансами художник много ходил по разрушенному городу, проникаясь тем духом и той атмосферой, в которой пришлось действовать его герою.

Долгий путь к победе, постоянные трудности, лишения и невзгоды отразились на облике полководца. На картине Корина Жуков предстает живой легендой, которой он был для страны в годы войны. Несгибаемый, жесткий человек, от которого зависели судьбы миллионов, смотрит не на зрителя, а в сторону, как бы проверяя, что творится вокруг. Однако в глазах маршала явный триумф — народ под его руководством победил страшного врага. Рука, сжатая в кулак, показывает силу характера Жукова и вместе с тем грозно предупреждает врага о мощи советского оружия. Бросается в глаза волевой подбородок полководца. Несмотря на парадный мундир, создается ощущение, что маршал находится на передовой. Сам Жуков, увидев портрет, сказал, что художник очень точно передал выражение его лица. «Лицо полевое, такое, какое бывает на поле битвы», — сказал Георгий Константинович. Увидев портрет, он написал председателю Комитета по делам искусств М.Б. Храпченко: «Мой портрет, написанный тов. Кориным П.Д., я считаю, выполнен хорошо. Он правдиво отражает действительность».

Жуков Корина — победитель, орденоносец. На мундире почти нет свободного места: три ордена Красного Знамени, ордена Суворова, Александра Невского, Ленина, два ордена Победы — высшей военной награды, учрежденной в 1943 г., Золотая Звезда Героя Советского Союза, награды союзников... По свидетельствам очевидцев, Жуков очень высоко ценил свои награды, считая, что он как никто другой заслужил их за вклад в победу, поэтому Корин не пропустил ничего, чтобы подчеркнуть героизм полководца. Блеск орденов и регалий здесь не заслоняет человека с его индивидуальным складом характера.

Сама технология парадного портрета подчеркивает замысел художника — создать образ идеального героя-победителя.