Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №23/2006

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

Н о в о с т и   к у л ь т у р ы

Виктория ХАН-МАГОМЕДОВА

Золотой век русского театра

Л. Попова. Макет оформления спектакля "Великодушный рогоносец". 1922

На грандиозной выставке в Театральном музее им. А.А. Бахрушина, посвященной 250-летию отечественного театра, представлено около 1200 экспонатов: живопись, графика, макеты, фотографии, афиши, костюмы, архивные документы. Сценические костюмы М.Н. Ермоловой, модель Малого театра, нотный автограф Н.И. Римского-Корсакова из оперы «Пан Воевода», бенефисный венок (серебро, позолота, эмаль) — подарок Ф.И. Шаляпину от почитателей, фотографии певицы Н. Забелы-Врубель в роли Снегурочки, знаменитый эскиз декорации Б. Кустодиева «Тула» к спектаклю «Блоха» (по рассказу Н.С. Лескова «Левша»), даже фрагмент пола Малого театра — подарок Ермоловой от рабочих театра в день ее прощания с Малым… Многие экспонаты показываются впервые.

Оригинальный дизайн, с театрализованными решениями, с использованием ширм и стеклянных шкафов, с фотовоспроизведением балерин, актрис на легких тканях, имитирующих театральный занавес, позволяет внимательно, подробно разглядеть экспонаты с разных сторон и погрузиться в захватывающую стихию театра.

А. Экстер. Афиша спектакля "Фамира Кифаред". 1916

Историю российского театра любопытно прослеживать, анализируя многочисленные школы, особенности постановок, спектаклей, режиссерские находки, игру актеров, разнообразную сценографию. Именно через актеров, режиссеров, драматургов, театральных художников организаторам выставки удалось передать дух, традиции, принципы развития отечественного театра. Вот фотографии легендарной А.Г. Коонен в образах Комиссара и Саломеи — единственной из актрис своего времени, имевшей свой театр. В Камерном А.Я. Таирова репертуар строился в расчете на творческие данные и пожелания Алисы Георгиевны.

Интерьер выставки

Эффектные эскизы декораций, фотографии, любопытные материалы к операм М. Глинки в первом разделе выставки прослеживают историю музыкального театра эпохи романтизма. Здесь же можно познакомиться с историей Адександринского и Малого театров (спектакли по произведениям Грибоедова, Фонвизина, Пушкина, Гоголя, Лермонтова): редкие архивные материалы, фотографии, гравюры писателей, актеров Мочалова, Щепкина…

Во втором разделе особенно впечатляют портреты артистов Малого и Александринского театров — Ермолова, Ленский, Давыдов, Комиссаржевская...

М.Данилова, артистка балета

Выставка показывает, что живопись играла огромную роль в русском театре. Выдающиеся мастера работали на сцене в конце XIX — начале XX в.: А. Бенуа, М. Добужинский, А. Головин, К. Коровин, Б. Кустодиев и др. Таиров понимал, какое важное место в спектакле занимает художник. Поэтому в поисках новых принципов организации сценического пространства он приглашал художников разных направлений. У него работали С. Судейкин, П. Кузнецов, А. Экстер, А. Веснин. Вот эскизы декораций Кузнецова к «Сакунтале» Калидасы (1914) с красивым голубым призрачным задником, с трепетными ветвями.

М. Тальони в роли Сильфиды

А. Экстер в эскизах к «Фамире Кифаред» И. Анненского (1922) очень оригинально использовала «архитектурность» кубизма, организуя сложное сценическое пространство. «Оформление Экстер, — писала Коонен в «Страницах жизни», — на премьере произвело эффект разорвавшейся бомбы». В «Фамире Кифаред» Таиров воплотил новую концепцию объемных и световых декораций.

Если в Камерном театре господствовали кубизм и кубофутуризм, то Всеволод Мейерхольд стоял у истоков театрального конструктивизма. Вот макет оформления Л. Поповой прославленного спектакля по пьесе Ф. Кроммелинка «Великодушный рогоносец» (1922). Разрабатывая проект художественного оформления этого спектакля, Попова не ставила перед собой задачу объемно-пространственного разрешения сценического действа, а словно пыталась воплотить в картинной плоскости сцены свои беспредметные композиции.

В. Комиссаржевская

Мейерхольд первым сознательно внедрил конструктивизм в театр. С его точки зрения конструктивистское решение спектакля освобождает оформление сцены от смысловых и изобразительных задач. Никакой сценической картинности! Сложный комплекс из лесенок, станков, площадок (об этом некоторое представление дают фотографии и макеты на выставке), размещенных в трехмерном пространстве сцены, обретает эстетическую зрелищность от соприкосновения с динамикой драмы, с движением, действием.

Особенность выставки в том, что в ней сделана попытка отразить изменения, происходившие на оперной и балетной сцене, реформы прославленных балетмейстеров Горского и Фокина. И деятельность основателей МХАТа К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, разумеется, также нашла отражение в экспозиции.

Конечно, очень сложно было сгруппировать столь разнородные материалы, поэтому выставка строится по принципу чередования крупных блоков экспонатов на стенах, в витринах, на щитах — имитации афишных тумб. Оживляют экспозицию костюмы звезд театра: нарядное платье, кокошник М. Савиной, роскошный костюм Л. Собинова (кафтан, камзол, кюлоты).

Возможно, целесообразно было бы представить больше сценических костюмов артистов, тогда бы выставку было легче воспринимать. Эффектно показанные эскизы декораций, костюмов выдающихся художников, объединенные в общую композицию — иногда на тумбе, иногда на стенах, порой дезориенируют, поскольку смешиваются разные стили и зрителям трудно выявить индивидуальный почерк того или иного автора.

М. Ермолова

Выставка «Золотой век русского театра» рассчитана на вдумчивого зрителя — как на любителя театрального, так и на ценителя изобразительного искусства. И все же в некоторых разделах она кажется слишком перегруженной, внимание притупляется, и некоторые экспонаты не оказывают должного воздействия.

Своеобразие экспозиции в том, что она родилась в процессе работы над фундаментальной книгой «Русский театр. Иллюстрированная хроника российской театральной жизни. 1824–1941», вышедшей в рамках издательской программы компании «Интеррос». Материалы из фондов музея Бахрушина впервые представлены в таком объеме — и в книге, и на выставке.