Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №23/2006

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

А р т - г а л е р е я

Янина БЕЛОШАПКИНА

Раннехристианское искусство. Равенна

Император Юстиниан со свитой. Мозаика. Церковь Сан-Витале. VI в.

В период упадка некогда великого Древнего Рима небольшой итальянский городок Равенна неожиданно оказался в центре событий. Уже в 402 г. он превратился в столицу Западной империи, в 476 г. был завоеван Одоакром, а в 493-м сюда добрались остготы, создавшие свое королевство, столицей которого опять-таки стала Равенна.

Главой нового государства был провозглашен король Теодорих, считавший себя преемником римских императоров и даже присвоивший титул «Август». Он сохранил прежнее управление, старался следовать быту римлян, а воинская знать остготов осела на новых землях и даже частично слилась с римской аристократией. Стремясь превратить свою столицу в лучший город Италии и доказать, что она ни в чем не уступает Риму, Теодорих развернул в Равенне масштабное строительство. Но, увы, остготское королевство просуществовало здесь не более шестидесяти лет, и уже в 540 г. Равенна перешла под власть византийцев.

Этот город издавна обладал богатыми культурными традициями. Удачное географическое расположение способствовало возникновению торговых путей, которые связывали Равенну со всеми восточными государствами. Таким образом, в ее искусстве органично соединились западные и восточные элементы. Можно даже сказать, что в некотором смысле Равенна выполняла функции связующего звена между Римом, Миланом, Антиохией и Константинополем. Каждый новый властитель, попадавший сюда (а их было немало), стремился украсить ее, построить новые роскошные здания. Здесь возводили постройки Галла Плацидия, Валентиниан III , Одоакр, Теодорих, Юстиниан.

Особенно много новых интересных памятников появилось в Равенне во время правления Теодориха. Не сохранился, к сожалению, великолепный дворец, но зато до наших дней дошло довольно много культовых зданий, преимущественно арианских (арианство — течение в христианстве, отрицавшее учение о Троице, широко распространенное среди готов). Во многом эти строения имели черты античного стиля, но чем дальше, тем более явно проявлялись в них отголоски формирующегося стиля византийского.

Статья опубликована при поддержке фабрики зеркал "ZERIST" в Москве. Компания занимается созданием стандартных и эксклюзивных стеклянных конструкций - перегородки, зеркала, душевые, ограждения, лестницы, стеклянные двери, ступени, козырьки, балетные станки, скинали, стеновые панели, витражи, полы и потолки. Возможны розничные и оптовые заказы, экологичное и устойчивое к любому воздействию стекло, гарантия надёжности и качества. Посмотреть работы фабрики, информацию о предоставляемых услугах, цены и контакты Вы можете на сайте: http://zerist.ru/

Императрица Теодора со своим двором. Мозаика. Церковь Сан-Витале. VI в.

Одним из самобытнейших памятников Равенны этого периода является гробница Теодориха. Строгая и монументальная, она представляет собой двухэтажное центрическое сооружение из отесанных блоков истрийского известняка (что являлось признаком роскоши, ведь все прочие здания возводились из обожженного кирпича). По некоторым сведениям, мавзолей был построен еще при жизни остготского короля. Нижний этаж, десятиугольный в плане, состоит из десяти ниш с арочным завершением, а верхний, круглый, — несколько меньшего размера, так что над первым ярусом образуется обход. На нижнем этаже расположилась перекрытая сводами усыпальница. Однако праха Теодориха там нет — он был развеян.

В целом по типологии это вполне традиционный античный мавзолей, хотя во внутреннем убранстве уже можно отметить новые черты — например, никакое древнегреческое или древнеримское центрическое сооружение не могло иметь плоский потолок, это противоречило бы всем канонам античной архитектуры, тогда как в данном случае мы видим, что гробница Теодориха перекрыта не куполом, а каменным монолитом (причем до сих пор не совсем ясно, как строителям удалось установить этот монолит на крышу). Внутри монолита хорошо видна трещина, с которой связано местное предание. По легенде, Теодориху предсказали смерть от удара молнии. Однажды во время бури он решил укрыться от разбушевавшейся стихии в своем мавзолее, но молния прожгла каменный потолок и поразила еретика.

Культовое строительство в Равенне представлено строениями двух типов — это базиликальные и центрические сооружения. К числу первых относятся базилики Сант-Аполлинаре Нуово (святого Аполлинария Нового) и Сант-Аполлинаре-ин-Классе (святого Аполлинария в гавани). Сант-Аполлинаре Нуово несмотря на название принадлежит к числу старейших построек Равенны, она создавалась как придворный храм рядом с дворцом Теодориха. Вторая упомянутая церковь была построена несколько позже, уже при императоре Юстиниане I . Эта традиционная трехнефная базилика без трансепта, сложенная из обожженного кирпича, была возведена над могилой первого равеннского епископа Аполлинария, который начинал здесь, в Классе, свою службу. Впрочем, впоследствии его прах перенесли в Сант-Аполлинаре Нуово. Среди центрических построек Равенны стоит выделить арианский баптистерий — небольшое восьмигранное купольное сооружение с приземистыми пропорциями, с низкими апсидами, и церковь Сан-Витале — также восьмиграннуюв плане.

Но все же особую славу стяжали Равенне здешние мозаики, соединившие в себе традиции разных народов и культур. Ничего подобного мы не найдем ни в каком другом городе мира, тем более что практически ни один из современных ему памятников Константинополя, Сирии и Палестины не сохранился. И даже с учетом того, что равеннские мозаики тоже сильно пострадали от времени и порой от неудачных реставраций, но сохранившиеся ансамбли вполне позволяют создать представление об их былом великолепии. Еще в VI в. римский писатель Венанций Фортунат так отозвался о фигурах, увиденных им на одной из мозаик: «Они движутся, идут и возвращаются по прихоти блуждающих солнечных лучей, и вся поверхность (мозаики. – Я.Б.) пребывает в волнении, подобно водам морским».

Причем если в IV в. Равенна еще имела тесные связи с Римом и Миланом, славившимися своими прекрасными мозаичистами и некоторые мастера вполне могли приезжать сюда, то уже к началу VI столетия в Равенне начала складываться местная художественная школа. Хотя впоследствии многие мотивы из искусства Константинополя и Антиохии находили отражение в работах равеннских мозаичистов, но индивидуальная составляющая все же продолжала оставаться довольно сильной.

Мозаики и фрески в ранних памятниках порой не были самодостаточными, поэтому так часто мы можем встретить воспроизведение в живописной форме системы архитектурных членений (во многом пережитки этого периода сохранились и в более поздних памятниках — в Арианском баптистерии например) или представляли собой сплошные ковровые узоры. Первые христианские храмы оформлялись еще вне единой системы декорации, единой иконографический схемы, без определенного набора сцен и сюжетов, поэтому и набор мотивов, встречающихся в раннехристианских памятниках Равенны, отличается оригинальностью и разнообразием. В мозаичных ансамблях этого периода можно встретить как отголоски античного искусства (в декоративном оформлении часто чувствуется влияние мозаичной росписи полов римских дворцов, а некоторые фигуры являются прямым заимствованием из античных фресок), так и катакомбной живописи (символические изображения птиц и животных или получившая широкое распространение сцена «Христос — добрый пастырь»). Но уже в V в. начала складываться более определенная система декорации, наметились изменения и в стилистике: фигуры укрупнились, меньше места стало отводиться пейзажу и архитектурным деталям, глубокий темно-синий или золотой фон способствовал оптическому выделению персонажей.

Видимо, самые древние мозаики находятся в мавзолее Галлы Плацидии (вторая четверть V в.), в них довольно ощутимо проявляется влияние Константинополя — города, с которым Равенна не переставала поддерживать отношения на всех этапах своего существования, куда Галла часто ездила и где провела свои молодые годы. Возможно даже, что для оформления баптистерия был приглашен константинопольский мастер. Зато второй знаменитый мозаичный ансамбль этого времени — баптистерий православных — уже, безусловно, самобытен и демонстрирует независимость и высокое качество работы местных мозаичистов.

Замечательные мозаики сохранились в храмах Сант-Аполлинаре Нуово и Сан-Витале. Созданные при императоре Юстиниане, они уже в большей степени демонстрируют постепенный переход к торжественности и монументальности, которая будет характерна для византийского искусства.

Необычная индивидуальная культура Равенны на протяжении многих веков вдохновляла художников, поэтов и писателей. Но, пожалуй, лучше всех о ней сказал Александр Блок, в строках которого отражаются суть и дух искусства этого великого города:

Всё, что минутно, всё, что бренно,
Похоронила ты в веках.
Ты, как младенец, спишь, Равенна,
У сонной вечности в руках.

Рабы сквозь римские ворота
Уже не ввозят мозаик.
И догорает позолота
В стенах прохладных базилик...

Безмолвны гробовые залы,
Тенист и хладен их порог,
Чтоб черный взор блаженной Галлы,
Проснувшись, камня не прожег...

Далеко отступило море,
И розы оцепили вал,
Чтоб спящий в гробе Теодорих
О буре жизни не мечтал…