Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №23/2006

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

А р т - г а л е р е я

Янина БЕЛОШАПКИНА

Сант-Аполлинаре Нуово

Нач. V в.

Базилика Сант-Аполлинаре Нуово — одна из старейших в Равенне, она была построена в начале VI в. остготским королем Теодорихом рядом с его дворцом и изначально выполняла функции придворного храма, посвященного Спасителю. На некоторое время, после завоевания Равенны Юстинианом, ее переосвятили, и церковь стала носить имя святого Мартина Турского, но уже в IX в. сюда были перенесены мощи первого равеннского епископа Аполлинария, с тех пор и укрепилось название Сант-Аполлинаре Нуово.

Это внушительная трехнефная церковь базиликального типа с широкой апсидой и просторным нартексом в виде открытой аркады, состоящей из двух рядов колонн. Подобно многим старым базиликам, Сант-Аполлинаре имеет плоские деревянные перекрытия, а высоко поднятый центральный неф освещается расположенными под крышей окнами. Хотя ряды колонн здесь не слишком длинные, но из-за большой высоты нефов (особенно среднего, залитого светом) церковь изнутри кажется стройной и изящной.

План

Снаружи храм с гладкими кирпичными стенами, украшенными только пилястрами и сдвоенными окнами, выглядит довольно скромно, однако о внутреннем убранстве этого сказать нельзя. В VI в. средний неф был украшен прекрасной мозаикой, довольно хорошо сохранившейся до нашего времени. Ученым удалось определить, что работы велись как минимум в два этапа. Верхние ярусы — с изображениями чудес и Страстей Христовых, средние — в простенках между окнами, где мы видим фигуры апостолов и пророков, и нижние с видами гавани с кораблями и дворца Теодориха — очевидно, были выполнены еще при самом остготском короле. Но еще более интересны мозаики, размещенные в нижнем ярусе храма, относящиеся ко времени Юстиниана. На двух противоположных стенах изображена церемониальная процессия святых жен и мужей, двигающихся к востоку, чтобы принести поклонение Марии и Иисусу, восседающим на престолах в окружении архангелов. Двадцать два мученика во главе со святым Мартином Турским направляются к Христу; святые жены — к Марии, а перед ними идут волхвы в ярких одеяниях. Крупные надписи позволяют определить имена мучеников, все они держат в руках свои венцы. Святые представлены в совершенно идентичных позах, с вытянутыми пропорциями и тонкими чертами лица. Мужчины все одинакового роста и отличаются только возрастом и формой бороды, а девушки молоды, красивы и как две капли воды похожи друг на друга.

Девы. Мозика. Вторая четверть VI в.

Путь к Голгофе. Вторая четверть VI в.

Эти мозаики выглядят более легкими и «бестелесными», чем мозаики верхних ярусов. Удивительно красив колорит — святые стоят на ярко-зеленой траве с цветами, их разделяют пальмы с красными стволами и гибкими зелеными ветвями. Золотой фон прекрасно оттеняет эти яркие цветовые акценты и придает всей картине настроение праздничности.

Такая программа росписи довольно необычна, и ни в одном из более поздних византийских памятников мы больше не встретим ничего подобного.