Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №23/2006

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

А р т - г а л е р е я

Янина БЕЛОШАПКИНА

Сан-Витале

526-547

Церковь Сан-Витале является памятником переходного периода, уже гораздо более близкого, чем предыдущие, к византийскому стилю. Возведена она была по приказу императора Юстиниана I в ознаменование отвоевания Равенны у варваров. Так как в это время еще не сложился тот тип крестово-купольного храма, который через некоторое время получит широкое распространение и станет традиционным для византийских церквей, равно как не сложилась еще и типичная система росписи, то и архитектура храма, и его мозаичное убранство довольно необычны.

В плане церковь представляет собой восьмигранник с граненым алтарем. Купол несут восемь опор, соединенных между собой полукруглыми двухэтажными арками. Как и для многих других раннехристианских храмов, для Сан-Витале характерен контраст между богато декорированным интерьером и предельно аскетичным внешним видом — тем самым иллюстрируется постулат о том, что внешняя оболочка значения не имеет, гораздо важнее — внутренняя сущность. Интерьер же Сан-Витале должен был поражать своим великолепием — многочисленные арки, колонны с кружевными капителями, создающие ощущение легкости, стены, сплошь покрытые мозаиками…

План

Церковь сильно пострадала от времени, поэтому теперь мы можем получить представление лишь об оформлении алтарной части. На ребрах свода помещены растительные узоры, а на своде пресбитерия изображены фигуры ангелов, стоящих на голубых сферах, птицы, звери, гирлянды из цветов и плодов.

В мозаике конхи апсиды сохранилось изображение юного Христа, восседающего на сфере, по сторонам от него стоят два архангела. Справа от Иисуса — епископ Экклесий, выделивший деньги на постройку храма и представленный поэтому преподносящим небесному владыке модель церкви. Сам же Христос протягивает мученический венок святому Виталию.

На боковых стенах алтаря мы видим триумфальное шествие императора Юстиниана и его супруги Феодоры. Юстиниан изображен в торжественном пурпурном с золотом одеянии в окружении многочисленной свиты — патрициев, диаконов, воинов-телохранителей с копьями и щитами, присутствует здесь в том числе и архиепископ Максимилиан (справа от императора). Фигура Юстиниана, помещенная в центре, симметрично делит композицию на две равные части.

Интерьер

Художник явно пытался представить картину как можно более реалистично — изобразить движение (которое можно проследить в согнутых, обращенных вправо руках участников процессии) или даже передать расстояние между фигурами, но условность золотого фона не позволяет достичь нужного эффекта. Сами персонажи также отличаются плоскостной трактовкой, пропорции их вытянуты, а ниспадающие широкими складками одеяния делают фигуры бестелесными. Однако все лица отмечены индивидуальными характеристиками и не исключено, что здесь переданы конкретные портретные черты.

Вторая мозаика с изображением Феодоры стилистически близка первой, но отличается большей живописной свободой — в ней отчетливей проявляются мотивы движения, богаче представлена обстановка (архитектурные детали, небольшой фонтан), цветовая гамма ярче и насыщенней.

В целом нельзя не заметить, что части ансамбля объединены только колоритом, однородная оптическая система отсутствует, нет единства изменения масштабов, а некоторые мотивы позаимствованы из античных декораций — например, ангелы, несущие медальоны с крестом, являются ни чем иным, как вариантом древнеримских «викторий». И все же несомненно, что для художника основной задачей было стремление передать духовное начало, и это ему действительно удалось. Трудно найти ансамбль, превосходящий Сан-Витале по красоте и эмоциональной наполненности.