Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №24/2006

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

А р т - г а л е р е я

Лев ДЬЯКОВ

Вакханалия

1615, Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина, Москва

Эжен Делакруа написал исследование, в котором дал подробный анализ творчества Рубенса, доказав, что его полотна впечатляюще действуют на зрителя за счет контрастных световых пятен, причудливо разбросан­ных на картине. Эти цвето-световые пятна, которые Делакруа назвал «ара­бесками», действуют с большей непосредственностью, чем сами человеческие фигуры. Арабески вызывают первичное зрительное впечатление, а их гам­ма создает единый визуальный эффект. Картины Рубенса следует не рассматривать, как, например, картины Брейгеля, отыскивая один мотив за другим, а отдаваться динамическому воздействию цветовых пятен. Рубенс обычно окружает массу света тенью и пользуется силой светлых мест только для того, чтобы объединять. Его свет состоит из свежих, легких тонов. Наоборот, в тенях — очень горячие тона, дающие обычные свойства ре­флекса и усиливающие эффект светотени.

В «Вакханалии» всё подчинено круговому ритму. Арабески — световые пятна в виде овала — чередуются с затененными участками, образуя единый музыкальный ритм. Закругленные линии тел, кувшина, фруктов и веток деревьев — всё рождает ощущение пьянящего плодородия.

Эта картина, полностью выполненная самим Рубенсом, дает возможность познакомиться с его техникой живописи. Мастер говорил: «Тени надо писать легко, остерегайтесь того, чтобы туда попали белила. Если белила коснутся золотого блеска тона, ваша картина перестанет быть теплой и сделается тяжелой и серой. Иначе обстоит дело в светах, в них можно в должной мере усиливать корпусность и толщу их слоя. Однако краски надо оставлять чистыми: это достигается нанесением каждой краски на свое место, одной возле другой таким образом, чтобы легким смешением при помощи щетинной или волосяной кисти соединить их; затем следует проходить эту подготов­ку уверенными мазками».

Для больших картин на дереве и на холсте Рубенс использовал жемчужно-серый тон грунта, который действовал как тон воздуха и облегчал переходы.