Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №2/2007

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

П р о ф и л ь н о е   о б у ч е н и е

М. ФОМИНОВА,
кандидат педагогических наук, заведущая
кафедрой эстетического образования и культурологии МИОО

Модель единства

В связи с неповторимостью каждой школы и профессиональными возможностями педагогического коллектива формируется собственная модель профильного обучения, со своими учебными программами и методами работы.

Системный подход

Статья опубликована при поддержке Центра "ПрофГид" Эльмиры Давыдовой, где можно пройти тест на профориентацию. Безусловно, подобные тесты особенно необходимы старшеклассникам, которые пытаются определиться со своим будущим и выбирают учебное заведение, в которое они будут поступать после окончания школы. Однако многие специалисты считают, что тестирование на профориентацию будет весьма полезным и детям от 6 до 12 лет. Это поможет определить предпочтительное направление развития ребенка, выявить проблемы, связанные с отсутствием у него интереса к учению, недоразвитием памяти, воображения и т.п. В Центре "ПрофГид" пройти тесты на профориентацию могут и взрослые, которые не слишком довольны выбранной специальностью и которые хотят изменить свою жизнь, сделать ее интересной и наполнить новым смыслом. С подробной информацией о Центре "ПрофГиД", услугах, которые здесь оказывают, и их стоимости можно ознакомиться на сайте profguide.ru.

Учебно-педагогическая модель предполагает оптимальное гармоническое единство базовых и профильных предметов, элективных курсов как по содержанию, так и по методам работы. Это единство проявляется прежде всего в построении индивидуального учебного плана школы.

Модель каждой школы в свою очередь предполагает гибкость и подвижность в ее реализации, во внесении нового и коррекции уже накопленных результатов.

Учебно-педагогическая модель профильного обучения должна образовать систему, где все элементы связаны между собой и образуют определенную целостность. Для системы характерно не только наличие связей между ее элементами, но и неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с которой система проявляет свою целостность. В большинстве систем, и особенно в учебно-педагогической, существует процесс передачи информации и управления. При системном подходе каждый педагог осознает свою работу как часть единого целого. В учебно-воспитательном процессе есть своя структура, учебный план, комплекс учебных программ, педагогические кадры, способные осуществлять педагогический процесс в профильном обучении, руководство этим процессом администрацией школы, взаимодействие школы с вузами и производством.

Системообразующим фактором педагогической системы является и единая цель — подготовка старшеклассников к выбору профессии и будущему самоопределению.

Структурными компонентами педагогической системы являются администрация школы, учителя, классные руководители, учащиеся. Поэтому взаимодействие педагогического и ученического коллективов также важно при создании педагогической системы.

Рассмотрим варианты

Первый вариант . Особое внимание при разработке модели художественно-эстетического профиля следует уделить наличию в школе углубленного изученияобразовательной области «Искусство» либо развитой системы дополнительногообразования. При этом далеко не все дети посещают занятия в кружках, и углубленное изучение искусства предполагается лишь в одной параллели класса.

Поэтому в первом варианте учащиеся получают знания, умения и навыки по одному из видов искусства (музыка, изобразительное искусство, театр, хореография) в объеме школы искусств, студии, детской музыкальной школы, то есть начального профессионального образования. При этом нужно учесть, что те учащиеся, которые решили связать свою жизнь с «узкой» художественной специальностью (музыкант-исполнитель, музыкант-педагог, художник, танцор и пр.) после окончания 9-го класса, как правило, уходят в средние специальные учебные заведения.

Те, кто остается в школе получать общее среднее образование, либо предполагают использовать полученные знания в широком, прикладном применении, либо выбирают совсем не художественный профиль. Таким образом, полученные художественно-эстетические знания становятся частью их личной культуры.

Второй вариант . Массовая школа, где отстутствует дополнительное образование или учащиеся не посещали эти занятия. Соответственно готовность учащихся к художественно-эстетическому профилю ниже, но это не лишает их права выбора и освоения данного профиля.

Поэтому группы художественно-эстетического профиля могут формироваться из учащихся как «подготовленных», так и «неподготовленных». В таком случае целесообразно организовать две группы, которые будут заниматься либо по разным программам, либо по одним программам, но раскрывающим материал на разном уровне и с разными содержательными акцентами.

Модель художественно-эстетического профиля складывается из инвариантной и вариативной частей федерального компонента и компонента образовательного учреждения

Художественно-эстетический профиль

Учебные предметы

Число учебных часов в неделю за два года обучения

I. Федеральный компонент

Базовые учебные предметы

Русский язык

2 (1+1)

Литература

6 (3+3)

Иностранный язык

6 (3+3)

Математика

8 (4+4)

История

4 (2+2)

Обществознание (включая экономику и право)

4 (2+2)

Естествознание

6 (3+3)

Физическая культура

4 (2+2)

Профильные учебные предметы

Мировая художественная культура

6 (3+3)

Профильные учебные предметы искусства*

12 (6+6)

II. Региональный (национально-региональный) компонент

По усмотрению субъекта Российской Федерации

4

III. Компонент образовательного учреждения

Элективные учебные предметы, учебные практики, исследовательская деятельность

10

* Элективные учебные предметы, учебные практики, исследовательская деятельность

Примерное соотношение объема базовых, профильных и элективных курсов: 50–30–20.

Базовые, профильные предметы, элективные курсы, учебные практики и др. предполагают разный уровень освещения материала:

– общая историко-теоретическая подготовка представлена основополагающими базовыми и профильными предметами;
– расширение, углубление знаний по профилю, ознакомление с профессией — в элективных курсах, проектах, практиках.

Так, к профильным предметам, кроме мировой художественной культуры, могут относиться предметы по истории и теории данного искусства, изучению языка искусства. Например, «Мировая музыкальная культура», «История изобразительного искусства», «История хореографии», «История театра», «Язык танца», «Язык музыкального искусства» и др.

Элективные краткосрочные курсы по выбору учащихся, где занятия проходят малыми группами, могут использовать, к примеру, такие учебные программы: «Музыкальное исполнительство» (дирижеры, хоровые коллективы, оркестры, музыкальные театры); «История музыкального театра» (опера, балет, водевиль, оперетта, мюзикл); «Православная культура»; «Отечественная и зарубежная эстрада», «История джаза, рока»; «Музыка и поэзия»; «Музыка в театре и кино»; «Музыкальный менеджмент».

Если школа дает узкоспециальную подготовку , то вводятся практические групповые занятия в течение учебного года по выбору учащихся. Например, хоровой класс; оркестровый класс (духовой, народных инструментов); ансамбли (вокальные, струнные, духовые, народных инструментов) и др.

Если модель профилизации школы строится на основе базового образования, то можно использовать многопрофильный вариант, при котором родственным художественно-эстетическому профилю может стать профиль социально-гуманитарный. Его модель складывается из инвариантной части Федерального компонента:

1. базовые учебные предметы: иностранный язык, математика, экономика, естествознание, мировая художественная культура, физическая культура;

2. профильные учебные предметы : русский язык, литература, история, обществознание, право;

и компонента образовательного учреждения:

3. элективные учебные предметы, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность.

Эти профили объединяются одним составом учебных предметов. Различие заключается в том, что в социально-гуманитарном профиле русский язык, литература, история, обществознание являются не базовыми, а профильными предметами. Мировая художественная культура из профильного предмета становится базовым. Существенным различием в данных профилях оказывается количество часов, отводимых на изучение тех или иных предметов. Но главное — это обращение к человеку, обществу, культуре.

Поэтому учащиеся, имеющие художественно-эстетическую подготовку, могут успешно заниматься в социально-гуманитарном профиле и переходить из одного профиля в другой.

В школах Москвы сформировалась система профильного художественно-эстетического образования прежде всего на основе школ с углубленным изучением предметов области «Искусство». Вместе с тем идут активные поиски возможностей реализации профильного обучения и на основе старшей школы.

Эффективную модель профильного обучения можно представить как образовательную систему, организующую комплексное взаимодействие основных форм внутришкольной профилизации (профильные курсы, элективные курсы и пр.) и неосновных форм (фестивали, мастер-классы, проектная работа, творческие лагеря и кампусы, конференции, олимпиады, профильные экскурсионные и ознакомительные программы).

Эти формы призваны не только обеспечивать расширение и углубление предпрофессиональной подготовки учащихся, но и способствовать вовлечению учеников и преподавателей школы в более широкий и разнообразный дискурс профессионального общения. Тем самым процесс завершения профессионального самоопределения обучающихся в старших классах профильной школы приобретает комплексный характер и совмещается с процессом их социализации.

Предпрофильное обучение в 8–9-х классах

Это важный компонент в модели профильного обучения. Основными целями предпрофильного образования являются:

— адаптация детей к современной социокультурной среде;
— интеграция современных образовательных и информационных технологий в систему развивающих занятий для освоения содержания образования и общего развития детей, для активизации познавательной деятельности школьников;
— активное формирование сферы ценностных ориентаций личности, подготовка к выбору вариантов профильного образования.

Наиболее перспективные пути реализации предпрофильного образования в гуманитарной сфере:

— реализация элективных курсов;
— создание ресурсной системы (баз информационных и справочных данных, комплекса оборудования и технологий), позволяющей реализовывать процесс образования и воспитания через систему деятельности (учебные проекты и работа кружков и студий).

Предпрофильное обучение выстраивается на краткосрочных элективных курсах (от 18 до 36 часов на каждый курс в течение всего учебного года; класс делится по группам — 12 человек). Такие элективные курсы преследуют две цели:

— познакомить с различными профессиями художественно-эстетического профиля, и в связи с этим проводится информационная работа — знакомство с местными учреждениями образования, с производственными предприятиями, находящимися в данном округе; мероприятия профориентационного характера;
— расширить и углубить представления учащихся по данному направлению в максимально практической форме.

Создаются группы для подготовленных и неподготовленных учащихся и составляются соответствующие программы элективных курсов. На занятиях активно используются такие формы работы с учащимися, как семинары, проекты, рефераты, творческие работы.

Одновременно с курсами проводится психолого-педагогическая диагностика и анкетирование учащихся. Эта работа позволяет выявить, какой приблизительно процент учащихся 9-го класса пойдет по пути узкого профильного обучения, какая часть пойдет по пути прикладного уровня профильного обучения, какая часть учащихся выберет общекультурный уровень и, наконец, какой процент учащихся перейдет в другие профили или выберет универсальное обучение.

Ресурсный подход

Для того чтобы эстетическое образование было непрерывным, системным, оно должно быть выстроено на системе деятельности.

Чрезвычайно важны духовная, творческая, интеллектуальная, учебно-познавательная, художественно-эстетическая, культурологическая, социальная деятельность. Это определяет новый подход к процессу эстетического образования, рассмотрение всех видов деятельности как принципиально новых ресурсов, то есть необходимых условий для движения, инициатив, активности как внутри изучаемой области, так и в смежных сферах. Ресурсный подход, рассматриваемый через систему деятельности, приводит к обозначению следующих стратегических целей в проектировании процесса предпрофильного эстетического образования:

– приоритеты личностного развития и формирования в первую очередь умений;
– разгрузка учебного материала;
– вариативность и личностная направленность системы общего среднего образования;
– развивающая направленность и возрастная адекватность образования.

Все это приводит к преобразованию системы знаний, умений, навыков из целей образования в средства развития ученика.

Важнейшим фактором формирования и развития личности в этих условиях становится реализация творческого потенциала, индивидуальности мышления в процессе поиска оригинальных и нестандартных решений различных художественных задач и способность создавать различные по жанру, тематике, технике художественные работы, передавать в них свое отношение к окружающему миру.

Образование в области искусства должно создавать благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного обучения, для активизации и стимулирования познавательных мотивов учащихся, формирования потребности в творческом самовыражении, проявления тенденций к сотрудничеству, развития личностных установок, наиболее адекватных гуманистическому обучению.

Реализация творческого потенциала подразумевает конкретные формы — учащиеся рисуют картины, снимают фильмы, создают мультимедийные проекты. И здесь определяющим становится умение использовать в творческой работе разные художественные материалы и инструменты, приемы и способы, компьютерные и интернет-технологии.

Единое социокультурное пространство предпрофильного образования в процессе проектной деятельности

Содержание процесса деятельности

Учитель

Ученик

Освоение содержания образования

Обеспечение базового учебного процесса, ориентированного на творческую практику.

Организация системы элективных курсов, дополняющих содержание основного образования

Формирование навыков художественно-практической деятельности и общеучебных умений (самостоятельно получать знания; находить и систематизировать информацию из разных источников, рассказывать о своей работе; аргументированно отстаивать свою точку зрения; использовать специальные термины при анализе или оценке работ; выражать свое отношение к произведениям искусства в различных формах)

Освоение новых технологий

Создание и поддержка материально-технической базы.

Организация:

— информационной и консультативной поддержки,
— освоения новых технологий

Практическая реализация художественно-творческого потенциала.

Адаптация к современной информационной среде через используемые технологии.

Формирование сферы мотиваций профессионального самоопределения

Реализация системы проектов

Организация информационной и консультативной поддержки проектной деятельности, презентация идей, диагностика процесса, организация консультаций со специалистами

Создание нового продукта: мобилизация всех мотивационных ресурсов личности, постоянная активная работа интеллекта, высокий эмоциональный тонус, волевой настрой. Итог — развитие и саморазвитие

Самореализация и самоопределение учащихся

Подготовка предъявления итогов деятельности ученика, коррекция форм и методики презентаций, разработка форм и методов итоговой оценки деятельности учащихся

Корректировка первоначальных эмоционально-ценностных установок, обретение новых личностных качеств, формирование потребности в самостоятельном (или коллективном) творчестве

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ

Предполагаемая учебно-педагогическая модель художественно-эстетического профильного обучения в старшей школе как система выстраивается на принципах:

— преемственность и непрерывность художественно-эстетического образования начальной и основной школы в профильном обучении;
— преемственность дополнительного образования начальной и основной школы в профильном обучении;
— рассмотрение искусства как художественного способа познания мира;
— межпредметные связи, интеграция — как необходимое условие для формирования у учащихся целостного представления о мире, как способ приобщения учащихся к системному методу мышления;
— конструирование образовательного процесса, направленного на развитие системного мышления учащихся;
— развитие творческого потенциала и способностей учащихся, их готовности к выбору будущей профессиональной деятельности;
— дифференциация в подходе к учащимся, учет их индивидуальных особенностей;
— учет познавательных, возрастных возможностей учащихся и мотивации в обучении;
— сочетание исторических, искусствоведческих знаний с практической деятельностью учащихся — художественной, творческой, исследовательской и др.;
— использование «накопительных» систем оценивания учебных достижений учащихся старших классов, обеспечивающих возможность учащимся самостоятельно определять объем, сложность и сроки выполнения учебных заданий;
— создание системы аттестации учащихся старших классов, обеспечивающей востребованность самостоятельной работы, дополнительного образования, опыта социально-творческой деятельности;
— профессиональные связи со средними и высшими учебными заведениями.

При разработке модели художественно-эстетического профиляследует учитывать и общие принципы современной дидактики:

— единство обучения, воспитания, развития;
— опора на личностно-ориентированное проблемно-развивающее обучение;
— активизация познавательной деятельности учащихся в образовательном процессе;
— формирование мотивации всех участников образовательного процесса школы;
— гуманистическая направленность обучения и воспитания;
— гуманитаризация и оптимизация учебного процесса.