Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №3/2007

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

Н о в о с т и    к у л ь т у р ы

Виктория ХАН-МАГОМЕДОВА

В домашней атмосфере

Григорьев Б. Д. Улица старого городка. 1910-е

Есть какое-то неистовство в странных, неровных по исполнению, но столь притягательных своей стихийностью, скрытой силой и витальностью символико-фантастических композициях В. Денисова «Фаэтон в колеснице», «Восход солнца» (1910-е). Его призрачные образы воспринимаются как символы и аллегории. Малоизвестный художник с непростой судьбой, Денисов еще в середине 1900-х гг. вместе с Н. Сапуновым и С. Судейкиным участвовал в реформе театральной сцены, проводимой Мейерхольдом.

«Голуборозовской» поэтичностью, мечтательностью, музыкальными ритмами проникнуты прелестные работы на бумаге П. Уткина с характерными названиями: «Задумчивый сад» (1905), «Голубая фантазия» (1907). В композициях, выполненных в излюбленных художником голубовато-зеленоватых тонах, можно проследить, каким замечательными рисовальщиком он был.

Овеяны тревожными предчувствиями роковые, оторванные от реальности женские образы в акварелях А. Фонвизина (1900-е). Неузнаваемым, поэтичным предстает в своих тираспольских работах М. Ларионов. Трудно угадать в ранних листах будущего авангардиста.

Aндреев Н. А. Самсон и Далила. 1906

Все эти работы можно увидеть на выставке «От символизма к авангарду. Графика и скульптура 1-й трети ХХ в. из собрания Марии Салиной и Сергея Кривошеева» в Отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина. Впервые представлено более 100 работ на бумаге и 20 скульптур (Е. Лансере, Б. Григорьев, А. Ларионов, Н. Гончарова, К. Малевич, С. Конёнков…). Это очень редкая коллекция, часть которой некогда принадлежала известным коллекционерам Николаю Харджиеву и Соломону Шустеру.

Специфика произведений из частных коллекций в том, что вкусы и пристрастия владельцев не дают возможности выстроить поступательную линию истории искусства, зато некоторые явления предстают в неожиданном ракурсе, художники раскрываются с непривычной стороны. И почти всегда внимательного зрителя ожидают открытия.

Коллекционеры, как правило, отдавали предпочтение необычному, стремились выйти за рамки основных тенденций. Символизм, объединяющий художников разных направлений, всегда притягивал собирателей своей метафоричностью, многоплановостью образного языка. Так, увлекают присущие символизму интуитивные прозрения, стремление к «пересозданию жизни», трагическое мифотворчество, зыбкость, неоднозначность и драматичность мироощущения художников.

Овеяны символистским духом таинственная «Женщина у источника» (пастель, 1890) Л. Бакста и загадочный эскиз к театральной постановке (акварель, 1902) А. Головина, преисполнена недосказанности изумительная по колористическому решению «Сцена в парке» (1910) Н.Сапунова. Красивыми переливами пятен и линий сплетающихся узоров захватывает пряная акварель «На пиру» (1907) «голуборозовца» Н. Милиоти.

Татлин В. Е. Рыбак. 1911

Нюансы символистского мироощущения прослеживаются и в работах авангардистов, где символизм как стилевое направление соседствует с реминисценциями символизма («Рождество» А. Шевченко, гуашь, 1920). А бронзовая «Березка» (1927) А. Голубкиной являет пример тонкого использования в символистской скульптуре методов импрессионизма.

На выставке прослеживается попытка своеобразного «примирения» символизма и авангарда. В работах представителей радикальных течений — неопримитивизма, лучизма, кубофутуризма, супрематизма — тонко выявляются элементы символистского мышления. В круг символизма входят ранние работы М. Ларионова и Н. Гончаровой, которых многое объединяло с «голуборозовцами». Они вместе участвовали в выставках журнала «Золотое руно».

Особое место занимают листы Н. Гончаровой из проиллюстрированных ею футуристических книг «Пустынники» А. Кручёных и «Мирсконца» В. Хлебникова (1912). В ее вдохновенных листах остро передан искаженный мир футуристической поэзии, с ее сновидческим приципом образности. Динамичные словесные образы она переводила в визуальную форму с помощью гротескных деформаций реальных объектов. В листах проявилось пространственно-образное мышление художницы, умение одновременно схватывать разные свойства объекта и соотносить знаки и образы с несколькими смысловыми рядами.

Настоящее открытие выставки — трагические и пронзительные акварельные «Пуристические композиции» (1934) В. Ермолаевой (1893–1937), ученицы Малевича, одного из организаторов и активного члена УНОВИСА (Утвердители нового искусства). Но, в отличие от работ учителя, ее пространственные листы более динамичны по цвету. В 1919 г. художница, к тому времени ярко заявившая о себе как о блистательном иллюстраторе детских книг, была направлена в Витебск преподавателем в художественный институт. Под влиянием Малевича она стала изучать и пропагандировать идеи супрематизма. Трагически сложилась судьба гордого, любящего свободу, не идущего на компромиссы человека. В 1934 г. по обвинению в антисоветской деятельности ее, больную (она передвигалась на костылях), отправили в лагерь в Казахстан. В 1937 г. Ермолаеву вторично осудили и приговорили к расстрелу.

В творчестве украинского кубофутуриста А. Богомазова с изобретательной фантазией проявились идеи футуризма и кубизма. Даже в статичном предмете он умел воплощать впечатления от кипения жизни («Композиция», 1915).

Коллекция Кривошеева-Салиной специфическая: собиратели сосредоточивают свое внимание на подготовительных рисунках, графических листах, что позволяет погрузиться в творческую лабораторию художника и с большей чуткостью проследить импульс, объединяющий все движения эпохи. И в скульптуре коллекционеры отдают предпочтение материалам, на которых остаются следы пальцев ваятеля, — дереву, терракоте, гипсу («Кариатида» С. Конёнкова, 1920). В скульптурном разделе выделяется великолепная работа в стиле модерн «Самсон и Далила» (1909) Н. Андреева, известного своим памятником Гоголю (1909) и Ленинианой. На хорошо срежиссированной выставке тонко воссоздана домашняя атмосфера — камерная, уютная. Голос эпохи звучит негромко, «под сурдинку», в легких, эфемерных, словно истаивающих листах.