Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №4/2007

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

Д р е в н е г р е ч е с к и й    т е а т р

Александра НИКИТИНА

Краткая история античного театра

 

Перикл

В XIV в. до н.э. из Фригии и Лидии проник в Грецию культ восточного лесного божества Диониса. В VIII–VII вв. до н.э. он распространился по всей Элладе. В VI в. до н.э. тиран Писистрат сделал культ Диониса государственным. Сформировались основные праздники, посвященные этому богу: Линнеи, Анфестерии, Малые (сельские) и Великие (городские) Дионисии. В 534 г. до н.э. были организованы первые театральные состязания во время праздника Великих Дионисий. И в том же году первый известный нам драматург Феспид написал драму для одного актера и хора. В 494 г. до н.э. другой драматург, Фриних, написал трагедию «Взятие Милета» — первую известную нам пьесу на современный, а не мифологический сюжет. Это прелюдия.

Потом начинается основная часть. 457–429 гг. до н.э. — так называемый «век Перикла». Греческая демократия побеждает персидскую деспотию. Время после победы становится эпохой расцвета искусства. На юго-восточном склоне Афинского холма под Акрополем возле храма Диониса строится ТЕАТРОН на 14–20 тысяч мест. В 458 г. до н.э. — скена (стенка, задник, за который уходят актеры) становится каменной, а проскений украшается рисованными декорациями.

«Отец греческой трагедии» Эсхил (525–456 гг. до н.э.) — первый из великих драматургов «века Перикла», семь пьес которого дошло до нас полностью. Он был одним из полководцев, разбивших персов при Саломине в 480 г. до н.э. В 472 г. до н.э. он написал пьесу «Персы», посвященную этим событиям. Самый удачливый из греческих трагиков Софокл (496–406 гг. до н.э.) одержал в 468 г. на Великих Дионисиях победу над Эсхилом. Самый непонятый из великих трагиков Еврипид (485–406 гг. до н.э.), говорят, дружил с Сократом и софистами, не принимал участия в политической жизни и почти никогда не одерживал побед. Каждый из этих троих писал о богах и героях, всех их интересовали проблемы философии и государственной политики.

Статья опубликована при поддержке интернет-сервиса "Репетитор Украины", объединяющего репетиторов разных предметов и специальностей: от гуманитарных предметов до точных наук, от музыки до шахмат. Вам потребуется минимум времени, чтобы найти репетитора по истории или математике, иностранному языку или географии, даже преподавателя хореографии Вы найдете на сайте repetitor.org.ua. Вы можете найти репетитора самостоятельно, изучив предложения об услугах, представленных в базе портала, а можете оставить заявку с указанием своих требований к преподавателю. Уже в ближайшее время с Вами свяжутся менеджеры проекта и предложат Вам на выбор несколько кандидатур, наилучшим образом соответствующих Вашим запросам.

Древнеримский театр. Реконструкция

Великий комедиограф Аристофан был много моложе трагиков. Он жил с 446 до 385 г. до н.э., когда золотой век Афин закончился и страну раздирали междоусобные войны. Проблемы войны и мира, а также воспитания граждан волновали его больше всего.

И, наконец, позднегреческий драматург Менандр (343–292 гг. до н.э.), в отличие от своих предшественников, не писал о богах и героях, его не интересовали политические проблемы. Он первый, кто стал писать о делах семейных. После него театральная инициатива перешла к римлянам.

В 364 г. до н.э. в Риме бушевала эпидемия, и власти города пригласили этрусских жрецов для совершения обрядов изгнания заразы. Посмотрев на их странные, но обаятельные действия, римская молодежь стала играть домашние спектакли — так родился жанр сатура . В 300 г. до н.э. римляне завоевали сицилийский городок Ателлу и заимствовали у побежденных жанр «Ателлана» — вид народного импровизированного театра, где главными действующими лицами были четыре комические маски. В 272 г. до н.э., когда была одержана одна из побед в Пунической войне, римляне решили организовать государственные театральные представления по греческому образцу. Греку Луцию Ливию Андронику, учившему детей римских патрициев, было поручено сочинить и поставить пьесу в честь римского триумфа, с чем тот успешно справился. Спектакли с этого момента игрались на площади, на временных деревянных подмостках, которые богато декорировались сенаторами, заказывавшими зрелища.

Менандр с масками

Гораздо позже, в 206 г. до н.э., в честь Луция Ливия Андроника была учреждена гильдия актеров при храме Минервы. В 235 г. начал писать и ставить свои пьесы (претексты и тогаты) ученик Андроника плебей Гней Невий. 254–184 гг. до н.э. — годы жизни величайшего римского комедиографа, бывшего актера Ателланы, Тита Макция Плавта, а в 185–159 жил и творил Публий Теренций Афр — самый лирический из римских комедиографов.

В 55 г. до н.э., желая добиться особого влияния на римлян, Помпей построил в городе первый каменный театр около храма Венеры. Завершил историю античного театра последний римский трагический поэт Луций Анней Сенека — воспитатель императора Нерона, казненный своим воспитанником. Он жил в 4–65 гг. нашей эры. Многие ученые полагают, что трагедии Сенеки писались не для представлений, а исключительно для чтения, потому что действия в них мало, а текста много. Сквозь эти тексты явственно проступает философия стоиков: жизнь — жестокое испытание, данное человеку, которое нужно пройти достойно.

Сенека