Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №5/2007

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Т о ч к а  з р е н и я

Сона МКРТУМЯН,
ученица 11 класса

Путь к классике

С самого детства меня пичкают классической музыкой. Вероятно, кто-то где-то когда-то сказал, что если человека каждый день пичкать классической музыкой, то он помаленьку к ней привыкнет и в дальнейшем уже жить без нее не сможет, и это будет хорошо. И началось. Мы жаждали джаза, мы с ума сходили по джазу — нас душили симфониями. Мы обожали душещипательные романсы и блатные песни — на нас рушили скрипичные концерты. Мы рвались слушать бардов и менестрелей — нас травили ораториями. Если бы все эти титанические усилия по внедрению музыкальной культуры в наше сознание имели КПД ну хотя бы

как у тепловой машины Дени Папена, я жил бы сейчас в окружении знатоков и почитателей музыкальной классики и сам, безусловно, был бы таким знатоком и почитателем. Тысячи и тысячи часов по радио, тысячи и тысячи телевизионных программ, миллионы пластинок... И что же в результате? Гарик Аганян почти профессионально знает поп-музыку. Жора Наумов до сих пор коллекционирует бардов. Ойло Союзное вроде меня: чем меньше музыки, тем лучше. Шибзд Леня вообще ненавидит музыку. Есть, правда, Валя Демченко. Но он любит музыку с раннего детства, музыкальная пропаганда здесь не при чем...

Аркадий и Борис Стругацкие. Хромая судьба

Мне часто приходилось спрашивать сверстников, почему они не разделяют моего пристрастия к произведениям классической музыки. И каждый раз я слышала от них вполне благоразумный ответ, подобный этому: «О вкусах не спорят!» Тот же самый аргумент приводят и родители, желающие оправдать свое бессилие и неспособность повлиять на «трудных» детей. Но ведь все мы прекрасно понимаем, что человек не может родиться с определенным, состоявшимся вкусом. И именно воспитание играет важнейшую роль в формировании и вкуса, и мироощущения ребенка.

Я помню, как интересно проходили наши уроки музыки в общеобразовательной школе. Сначала учительница рассказывала краткую биографию какого-либо композитора, затем зачитывала критику к его произведениям, а потом включала запись с его музыкой, и большая часть детей слушала ее с большим вниманием. После этого каждый ребенок должен был рассказать о своих впечатлениях от прослушанного. Иногда учительница проводила тест на знание биографии композитора и его творчества по материалам прошлого урока.

Например, в седьмом классе мы проходили оперу Чайковского «Пиковая дама». Учительница зачитывала нам отрывки из одноименной повести Пушкина, а после того как ученики просматривали видеокассету с записью этой оперы, она устраивала опрос. Мы должны были рассказать, как звучала музыка, как она менялась и какому из отрывков текста соответствовала. Каждый урок проходил в форме беседы учеников и учителя. Мы отдыхали на уроках музыки и в то же время много думали. Так же проходили уроки литературы и мировой художественной культуры, но, разумеется, с большим количеством информации для запоминания.

Мне, конечно, повезло с родителями. Мама с отличием закончила консерваторию, а папа прекрасно разбирается во всех музыкальных направлениях. Я знаю, с кого брать пример. Родители с раннего детства приучали меня к классической музыке, джазу, национальному фольклору. Больше всего мне нравились опера и балет.

Но я считаю, что как бы прекрасна ни была классическая музыка, в большом количестве она все же утомляет детей, поэтому родителям лучше не торопить события. В подростковом возрасте следует чаще разговаривать с детьми на интересующие их темы, а также постараться ненавязчиво, но интересно рассказывать ребенку о том, что хорошо, а что плохо, что качественное и вечное, а что дешевое и временное.

Есть и еще одно важное соображение, которое необходимо принимать во внимание. Дело в том, что и среди взрослых никогда не было много истинных ценителей классической музыки. Для большинства она была и остается слишком сложным и трудно воспринимаемым видом искусства. Когда-то ее слушали, потому что этого требовали время и мода, потом на смену классике пришли новые, более простые, но не менее интересные музыкальные направления, которые нашли отклик в сердцах многих людей. Например, джаз, оперетта, мюзикл, соул, популярные песни и многое другое. И конечно же такая музыка всегда была и будет ближе, понятнее каждому.

На подростков также влияют предубеждения относительно классики. «Немодно, скучно, отстой!» — не перестают заявлять ребята. Боязнь показаться смешным перед влиятельными «крутыми» друзьями действует сильнее, чем обыкновенная любознательность, свойственная любому из нас. И мне не раз приходилось видеть одноклассников, находящихся в подобной ситуации. Однако если бы один из них хоть раз проявил самостоятельность и все-таки решился бы пойти на концерт, посвященный, скажем, двухсотпятидесятилетию Моцарта, то, думаю, друзья оценили бы такой независимый шаг и вскоре сами, возможно, последовали бы его примеру.

Эти рассуждения могут показаться слишком далекими от жизни, да и на новизну я не претендую, но личный опыт подсказывает, что все вышеизложенное можно применить на практике.

Моя троюродная сестра долгое время не воспринимала классическую музыку. Она увлекалась роком, причем не самого лучшего качества, хип-хопом, рэпом, то есть современными популярными направлениями. Три года назад я решила заняться ее перевоспитанием. Дина училась когда-то в музыкальной школе, и я была уверена, что смогу уговорить ее пойти мне навстречу. Зная ее любовь к рок-музыке и учитывая, что она была совершенной домоседкой, на день рождения я подарила ей сборник лучших хитов группы «Queen», а также видеокассету с рок-оперой Эндрю Ллойда Вебера «Иисус Христос — суперзвезда» и уговорила посмотреть ее вместе. Перед этим я рассказала Дине о том, что все известные рок-группы в своем творчестве используют классические основы, а также о том, что человек не может хвастаться увлечением музыкой, пока не постигнет всех музыкальных направлений, включая классику и фольклор.

Дине рок-опера очень понравилась.

Позже, на Новый год, я подарила ей мюзикл «Призрак оперы» Эндрю Ллойда Вебера. Через месяц Дина стала его большой поклонницей. На ее четырнадцатый день рождения я подарила уже более серьезные произведения классической музыки: балет «Лебединое озеро» и мою любимую оперу «Кармен». Странно, но она и не подозревала, что в опере Бизе используются ее любимые испанские мотивы. «Кармен» произвела на нее сильное впечатление. Она даже заинтересовалась новеллой Проспера Мериме, и я дала ей почитать эту книжку, но вскоре она разочарованно заявила, что опера гораздо «сильнее», с чем я была совершенно согласна! А с «Лебединым озером» она подружилась лишь тогда, когда мне наконец-таки удалось уговорить ее пойти в театр. Все же балет на сцене под живой аккомпанемент оркестра гораздо зрелищнее и интереснее, чем простая видеозапись.

Прошло два года. Мы вместе с Диной часто ходим в театр — на оперу, балет, на концерты классической музыки. Со временем моя сестра научилась слушать симфонии и концерты Моцарта, Бетховена, Чайковского, Гайдна и других известных композиторов.

Конечно, ее увлечение рэпом и хип-хопом никуда не исчезло, но это и к лучшему. Ведь я не ставила перед собой цели изменить ее вкус, а хотела только помочь ей увидеть и услышать нечто новое, отличающееся от того, что она привыкла видеть и слышать. Мне хотелось дать ей возможность расширить свой кругозор новыми впечатлениями и опытом. Да я и сама узнала много нового!