Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №6/2007

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

А р т - г а л е р е я  

Марк САРТАН

Почему ты ревнуешь?

1892. Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX вв., Москва

Традиционно название этой картины переводится несколько по-другому: «А, ты ревнуешь?». Но Б. Даниельссон, известный исследователь жизни и творчества Гогена, уточнил перевод с маорийского, и он кажется более подходящим к сцене, изображенной на картине.

В самом деле, стоит ли ревновать в этом сладком мире блаженства, наполненном негой и лишенном забот? Нужно упиваться солнцем, покоем, красотой, любовью, чем и заняты обе героини картины. Понятно, что ревность должна быть чужда этому миру счастья и наслаждения, оттого и недоуменный вопрос, который одна задает другой.

Художник тоже наслаждается чувственной красотой своих моделей и окружающей их природы. Верный своим творческим принципам, он не заботится ни о верности натуре, ни о передаче пространства. Легкая светотеневая моделировка лишь намекает на объем, а вода в левом верхнем углу так и вовсе превращается в изящную декоративную арабеску.

Поверхностный взгляд не найдет здесь характерного для Гогена соединения мифа с действительностью. Но под его кистью оживает вымысел иного порядка: реальностью становится не легенда, а мечта. Земной рай в жизни не найден, зато он обретен на картине.

Таитянские пасторали. 1893. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж