Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №7/2007

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

В е л и к а я   о т е ч е с т в е н н а я   в о й н а

Татьяна САПОЖНИКОВА,
методист Центра непрерывного художественного образования,
учитель школы № 235, г. Москва

Ленинградская блокада глазами художников и поэтов

Мировоззрение нашего поколения — поколения 70-х гг. ХХ века — формировалось на литературных произведениях, посвященных Великой Отечественной войне, лучших художественных фильмах, таких, как «Горячий снег», «А зори здесь тихие…», «В бой идут одни старики», на общении с участниками и свидетелями военных событий. А как рассказать сегодня нашим детям, знающим всё об инопланетных войнах, наслаждающимся компьютерными сражениями и спокойно относящимся к потокам крови, льющимся с телеэкрана, о той войне, которая от них очень-очень далеко? Наверное, любой учитель изобразительного искусства ежегодно испытывает трудности, когда к годовщине битвы под Москвой, к 23 февраля или 9 Мая начинает рисовать с детьми что-то на военную тему. Эти трудности связаны и с нехваткой материала по теме (ведь учителя часто не могут даже объяснить детям, как выглядели солдаты, летчики, моряки), и с тем, что уже «всё нарисовано», ничего нового не придумаешь. Кстати, именно поэтому ежегодные конкурсы плакатов на военную тему часто превращаются в пустое, формальное мероприятие. Если учитель изобразительного искусства не сумеет затронуть чувства ребенка, то и рисунки на тему Великой Отечественной войны получатся скучными, одинаковыми, формальными.

18 января — день прорыва блокады Ленинграда. В телевизионных новостях в этот день был показан небольшой репортаж о найденном танке, участвовавшем в прорыве блокады. 22 января по каналу «Культура» можно было посмотреть документальный фильм «Блокада», правда, показан он был в 0.45 (закончился в 1.35) и мало кто смог посмотреть его так поздно. 27 января в программе «Время» был показан четырехминутный сюжет о праздновании снятия блокады Ленинграда, о том, как в память о погибших ленинградцах впервые со времен блокады была включена система оповещения о воздушной тревоге. В остальном по всем программам показывали обычные сериалы, американские комедии, детективы, и больше никаких упоминаний о том, что происходило в эти дни в Ленинграде в январе 1943 и 1944 гг.

Современным детям нелегко объяснить такие слова, как «блокада», «прорыв», «голод». Стоит ли нам, живущим в XXI веке, вспоминать события века XX и уделять внимание этой страшной странице нашей истории? Надо ли говорить о смерти, о том, что на войне погибали не только солдаты, но и мирные жители — такие же дети, как и те, что сидят в классе, и погибали не в бою, а от бомбежек, страшного голода и холода? Тем более стоит ли говорить на эту тему учителю изобразительного искусства? А если говорить, то на каком языке?

Уроки истории дают факты и цифры, знать их необходимо. Однако язык статистики не сможет научить ребенка сочувствию, сопереживанию, тронуть его душу, но есть язык поэзии и язык изобразительного искусства, которые не позволят детям остаться равнодушными, слепыми и глухими к страданиям того поколения, которое уходит, унося с собой нашу память. Этот взгляд из XXI века на жизнь таких же детей, живших в годы войны, даст для воспитания патриотизма гораздо больше, чем формальный «урок памяти», проведенный не от души и не по велению сердца, а по обязанности. Только затронув душу ребенка, можно рисовать на тему Великой Отечественной войны и с помощью изображения рассказывать о своем понимании давно прошедших событий.

Если у учителя есть возможность показать фрагмент документального фильма «Неизвестная война. Блокада Ленинграда» (режиссеры Тенгиз Семенов, Игорь Григорьев), то кадры из него могут стать основой для графических серий «Блокада Ленинграда». Учитель для рассказа может использовать фотографии, воспоминания блокадников и, естественно, рисунки А.Ф. Пахомова и Б.И. Пророкова. А.Ф. Пахомов уже в первые месяцы войны сделал плакат «Ребята, заменим братьев и отцов, ушедших на фронт», потом были и другие, а в 1942–1944 гг. создал серию станковых литографий «Ленинград в дни блокады», запечатлев трагические будни осажденного города. Военный художник Б.И. Пророков, выпускавший в 1941–1942 гг. в Ленинграде серию плакатов «Балтийский прожектор», в послевоенные годы создал серию рисунков «Это не должно повториться» (1).

(1)

Работы этих художников, стихи А.А. Ахматовой, О.Ф. Берггольц помогут создать на уроке изобразительного искусства тот настрой, который необходим для выполнения рисунков на такую сложную тему. О.Ф. Берггольц годы войны провела в Ленинграде, выступая по радио, на заводах, в воинских частях. «Февральский дневник» и «Ленинградская поэма», написанные в 1942 году, — это поэтическая летопись блокады. О. Берггольц принадлежат слова надписи на мемориале Пискаревского кладбища (2) в Ленинграде: «Никто не забыт, ничто не забыто».

(2)

Перед началом практической работы учитель проводит беседу, используя исторические факты, фотографии, воспоминания, стихи и рисунки художников на тему блокады Ленинграда. Учителю изобразительного искусства нет необходимости называть цифры, но владеть этой информацией необходимо, чтобы суметь ответить на детские вопросы.

Материалы к уроку

Ленинградскую беду
Руками не разведу,
Слезами не смою,
В землю не зарою.
За версту я обойду
Ленинградскую беду.
Я не взглядом, не намеком,
Я не словом, не попреком,
Я земным поклоном
В поле зеленом
Помяну.

А. Ахматова. «Причитание».1944. Ленинград

Героическая оборона Ленинграда началась 10 июля 1941 г. Первые фашистские бомбы были сброшены на город 6 сентября, а затем город стал подвергаться систематическим массированным налетам вражеской авиации. Один из самых крупных налетов был 19 сентября 1941 г., в нем участвовало 276 фашистских самолетов, в течение дня Ленинград бомбили шесть раз. За время блокады фашисты сбросили на город более 107 тысяч бомб и 150 тысяч снарядов. Получили повреждения Русский музей, Эрмитаж, Таврический, Мариинский, Строгановский и другие дворцы, была полностью разрушена Пулковская обсерватория, разбиты и разграблены пригороды Ленинграда: Пушкин, Петергоф, Павловск, Гатчина.

Щели в саду вырыты,
Не горят огни.
Питерские сироты, Детоньки мои!
Под землей не дышится,
Боль сверлит висок,
Сквозь бомбежку слышится
Детский голосок.

А. Ахматова.23 апреля 1942.

Ленинградцы поднялись на защиту Родины: они вступали в партизанские отряды, сражались на фронте, строили оборонительные рубежи. На территории города было сооружено свыше 4100 дотов и дзотов, в зданиях оборудовано свыше 22 огневых точек, на улицах установлено 35 километров баррикад и различных противотанковых препятствий (противотанковые ежи на площади Декабристов; на заднем плане укрытый от бомб и снарядов памятник Петру)(3). Уже в первые месяцы войны началась эвакуация из Ленинграда населения, промышленного оборудования, культурных ценностей из музеев и различных учреждений.

(3)

20 августа немцы заняли г. Чудово, перерезав железную дорогу Ленинград — Москва. Над городом нависла непосредственная опасность. Немецко-фашистским войскам не удалось с ходу ворваться в Ленинград, но фронт вплотную подошел к городу. 30 августа немецко-фашистские войска, совершив прорыв на станции Мга, перерезали последнюю железнодорожную ветку, соединявшую Ленинград со страной. С 4 сентября начались систематические артобстрелы города (фото 10). 8 сентября был захвачен Шлиссельбург, и сухопутное сообщение Ленинграда с Большой землей прекратилось. Началась 900-дневная блокада. Гитлер заявил: «Ядовитое гнездо Петербург, из которого так долго бьет ключом яд в Балтийское море, должен исчезнуть с лица земли. Город уже блокирован, теперь остается только его обстрелять артиллерией и бомбить, пока водопровод, центры энергии и все, что необходимо для жизнедеятельности населения, не будет уничтожено».

Запасы продовольствия для войск и населения были крайне ограниченны, на 12 сентября 1941 года они составляли: хлеб, крупа и мясо на 30–35 суток, жиров на 45 суток, сахара и кондитерских изделий на 60 суток. Каменного угля при строжайшей экономии могло хватить лишь до ноября, жидкого топлива до конца сентября. Зима 1941–1942 гг. была особенно тяжелой. Стоял жестокий мороз, в домах не работало отопление. Ленинградцы стали использовать печки-времянки, сжигая в них мебель, паркет, книги, но времянка не держала тепло, и в комнате было почти так же холодно, как на улице. Стали снижаться нормы продовольствия: рабочие получали по карточкам 400 граммов хлеба в день, а служащие, иждивенцы и дети — 200 граммов. Карточки на другие продукты почти не отоваривались. С 20 ноября рабочие стали получать по 250 граммов хлеба в день, а все остальные — по 125 граммов (два ломтика) (4).

(4)

….О, ночное воющее небо,
дрожь земли, обвал невдалеке,
бедный ленинградский ломтик хлеба —
он почти не весит на руке…

О. Берггольц . Разговор с соседкой. 5 декабря 1941

Хлеб был сырой и состоял на две трети из примесей, его готовили из древесной целлюлозы и пшеничной пыли с мельницы. Он смешивался с горьким хлопковым маслом. Люди пекли печенье из столярного клея и сдирали со стен обои, чтобы съесть клейстер.

…О, мы познали в декабре —
не зря «священным даром» назван
обычный хлеб, и тяжкий грех –
хотя бы крошку бросить наземь:
таким людским страданьем он,
такой большой любовью братской
для нас отныне освящен,
наш хлеб насущный, ленинградский…

О. Берггольц. Ленинградская поэма. Июнь–июль 1942.

Начались цинга, дистрофия и голод. Иссякли запасы топлива, прекратилась подача электроэнергии, остановились трамваи и все движение. (5) В большинстве домов в результате артобстрелов и бомбежек были выбиты стекла, окна приходилось забивать фанерой, даже днем в комнатах было темно.

(5)

 

Птицы смерти в зените стоят.
Кто идет выручать Ленинград?

Не шумите вокруг — он дышит,
Он живой еще, он все слышит:

Как на влажном балтийском дне
Сыновья его стонут во сне,

Как из недр его вопли: «Хлеба!» –
До седьмого доходят неба…

Отворите райскую дверь,
Помогите ему теперь.

Анна Ахматова. 28 сентября 1941

Вышел из строя водопровод, и за водой жители Ленинграда ходили к Неве, Фонтанке, к другим речкам и каналам (6,7,8).

(6)

(7)

(8)

Художник А.Ф. Пахомов писал: «…в те дни в осажденном Ленинграде хождение за водой почти ничем не отличалось от подобных сцен где-нибудь в деревне. Так было у проруби на Кронверкском канале, куда я как раз ходил за водой. Отсутствие гранитной набережной, деревья и кустарники делали этот уголок похожим на деревню или пригород. И многие ленинградцы внешне могли сойти за сельских жителей: в валенках, закутанные в платки, подпоясанные шарфами или просто веревкой. Чтобы сцену «За водой» сделать именно «блокадной», недостаточно было показать душевное состояние людей. Выражение лиц могло показаться непонятным и странным, если бы все прочие компоненты не были отобраны по признаку особой специфичности. Не только знакомый всем ленинградский пейзаж, вмерзший в Неву военный корабль, но и такие детали, как белая нарядная шубка на девочке и сочетание ватных брюк и фетровых бот на женщине, мне кажется, показывают необычность сцены и усиливают ее драматизм… Типичным было то, что мужчины редко встречались на улице. Даже на заводе можно было видеть всюду только женщин и подростков… Работа над ленинградской «летописью» стала моим основным занятием. Серия «Ленинград в дни блокады» может считаться и вымыслом художника, и одновременно подлинным документом времени».

В ноябре ленинградцы начали умирать от голода. Крайняя степень истощения и голодная смерть стали в Ленинграде обычным явлением: умирали по дороге на работу, дома, у станка, целыми семьями. Первыми умирали пожилые люди, мужчины уходили раньше женщин, потом подростки. Всего за время блокады в городе умерло свыше 641 тысячи жителей, а десятки тысяч истощенных ленинградцев умерли во время эвакуации.

… Где помечена твоя крутая
лестница, ведущая домой,
по которой, с голоду шатаясь,
ты ходила с ведрами зимой?

Где помечена твоя дорога,
по которой десять раз прошла
и сама — в пургу, в мороз, в тревогу –
пятерых на кладбище свезла?..

О. Берггольц. Второй разговор с соседкой. Апрель 1944

Всему миру известен дневник одиннадцатилетней ленинградской школьницы Тани Савичевой, в котором она делала краткие записи о том, как у нее на глазах умирали ближайшие родственники. Сама Таня была эвакуирована из Ленинграда, но вылечить ее не удалось, она умерла от дистрофии 1 июня 1944 года в Горьковской области. В 1972 г. в поселке Шатки на ее могиле был открыт памятник. Дневник Тани Савичевой стал обвинительным документом в 1945 году на Нюрнбергском процессе, а сегодня находится в музее Пискаревского кладбища.

Смерть могла наступить в любой момент, в любом месте, люди падали на улице. Часто те, кто пытался отвезти на кладбище своих умерших близких, умирали по дороге туда.

Скрипят, скрипят по Невскому полозья.
На детских санках, узеньких, смешных,
в кастрюльках воду голубую возят,
дрова и скарб, умерших и больных…

…А девушка с лицом заиндевелым,
упрямо стиснув почерневший рот,
завернутое в одеяло тело
на Охтинское кладбище везет.

Везет, качаясь, — к вечеру добраться б…
Глаза бесстрастно смотрят в темноту.
Скинь шапку, гражданин!
Провозят ленинградца,
погибшего на боевом посту.

Скрипят полозья в городе, скрипят…
Как многих нам уже недосчитаться!
Но мы не плачем: правду говорят,
что слезы вымерзли у ленинградцев…

О. Берггольц.Февральский дневник. Январь–февраль 1942

В осажденном городе не было ни растерянности, ни паники, на которую надеялся Гитлер. Организованно и даже буднично люди тушили пожары и разбирали завалы обрушившихся зданий, спасая пострадавших, отражали налеты бомбардировщиков и стояли у станков, хоронили умерших, сберегали памятники культуры и очищали город ото льда и снега.

Город умирал, но ленинградцы не принимали этого, они боролись и работали. У них было мало еды, света, тепла, но их жизнь продолжалась. (фотография 7). В городе выходили газеты, издавались книги, по радио звучали музыка и поэзия, выступали писатели, ученые и деятели культуры. 17 сентября 1941 года по Ленинградскому радио выступил Д.Д. Шостакович: «Я говорю с вами из Ленинграда, в то время как у самых ворот его идут жестокие бои с врагом… Два часа назад я закончил две первые части музыкального произведения…» Это была знаменитая Седьмая симфония.

В бомбоубежище до последнего дня И.Я. Билибин рисовал былинных богатырей Дюка Степановича и Добрыню Никитича, сокрушавших врагов русской земли. В начале сентября 1941 года, когда вражеское кольцо еще не полностью сомкнулось вокруг Ленинграда, Билибину предложили эвакуироваться в тыл, но шестидесятилетний художник ответил: «Из осажденной крепости не бегут, ее защищают». И он стал защищать ее своей кистью. Знаменитый художник, академик, профессор, Иван Яковлевич Билибин умер 7 февраля 1942 года на 152-й день осады Ленинграда в больнице при Всероссийской академии художеств.

Последнюю и высшую награду –
Мое молчанье — отдаю
Великомученику Ленинграду.

А. Ахматова.1942

Единственной магистралью, связывавшей с сентября 1941 по март 1943-го осажденный Ленинград со страной, была «дорога жизни», проходившая через Ладожское озеро. По ней в город доставляли продовольствие, топливо и боеприпасы и эвакуировали людей. Дорогу систематически бомбили и обстреливали, но движение по ладожской трассе не прекращалось ни летом, ни зимой по льду, и даже весной, когда лед начал таять.

18 января 1943 года, кода соединились войска Ленинградского и Волховского фронтов, был освобожден Шлиссельбург и очищено от противника южное побережье Ладожского озера. Коридор вдоль берега, шириной 8–10 километров, восстановил связь Ленинграда со страной, и в феврале в город пошли поезда с продовольствием, сырьем и боеприпасами, прекратились артобстрелы. 14 января 1944 г. советские войска перешли в наступление, а 27 января 1944 г. в результате Ленинградско-Новгородской операции блокада была снята, и торжественный салют возвестил миру, что Ленинград полностью освобожден.

Так пусть же мир сегодня слышит
салюта русского раскат.
Да, это мстит, ликует, дышит
победоносный Ленинград!

О. Берггольц. Ленинградский салют. 27 января 1944

Памяти жертв блокады и погибших участников обороны Ленинграда посвящены мемориальные ансамбли Пискаревского и Серафимовского кладбищ, открыт памятник ленинградской армии Народного ополчения, на площади Победы — памятник героическим защитникам города, а вокруг Ленинграда по бывшему блокадному кольцу создан «Зеленый пояс Славы». В 2004 г. — к 60-летию снятия блокады — все бывшие блокадники были награждены памятными медалями (9, 10).

(9)

(10)

А вы, мои друзья последнего призыва!
Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена, –
Над вашей памятью не стыть плакучей ивой,
А крикнуть на весь мир все ваши имена!
Да что там имена!
Захлопываю святцы:
И на колени все!
Багровый хлынул свет!
Рядами стройными проходят ленинградцы,
Живые с мертвыми. Для Бога мертвых нет.

А. Ахматова.Август 1942

Практическая работа

В шестом классе, в третьей четверти, изучая тему «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве», ребята должны выполнить графический портретный рисунок, показав индивидуальные особенности, характер, настроение, выразительность образа человека. Начало третьей четверти совпадает с двумя датами в истории Ленинграда — это 18 января 1943 года — прорыв блокады и 27 января 1944 года — снятие блокады Ленинграда. На эту тему класс может выполнить графическую серию «Ленинградцы», используя черные гелевые ручки, уголь, акварель или черную и белую гуашь. Дети могут использовать в своей работе фотографии блокадников, а на примере работ Б. Пророкова учитель сможет объяснить, как всего три краски: черная, серая и белая – помогают художнику создавать трагическое настроение на портрете. Портрет весь состоит из теней: тени под скулами, в глазницах, вокруг лица и на губах, как в стихотворении О. Берггольц «…девушка с лицом заиндевелым, упрямо стиснув почерневший рот…».

В седьмом классе при изучении исторических тем в изобразительном искусстве ребятам можно предложить более сложную задачу: изобразить ленинградцев на фоне пейзажа любыми графическими материалами. При разработке темы «Иллюстрации к выбранному литературному произведению» дети могут проиллюстрировать стихи О. Берггольц и А. Ахматовой. К седьмому классу у ребят уже есть опыт изображения человека, но, чтобы облегчить задачу, работа может быть выполнена в технике силуэта: серые силуэты зданий и черные силуэты людей. Учитель не должен позволять детям копировать работы художников, поэтому на доске остаются только фотографии. Это позволит ученикам создать интересную творческую работу, рассказывающую о собственном видении темы.

Работы учащихся

Тимофей Агронский

Вероника Шкляева

Татьяна Мильдзихова

Кирилл Шалашов

Дарья Бердникова

Анна Запенина

Ирина Снурницына