Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №8/2007

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

Р у с с к а я   п е й з а ж н а я    ж и в о п и с ь

Марина ФРОЛОВА,
учитель МХК,
г. Ходыженск, Краснодарский край

Пейзаж в русской живописи

Урок для учащихся 7-го класса

1. Введение в тему и постановка проблемы

Беседа

Французское слово «пейзаж» означает «природа», а в изобразительном искусстве так называется жанр, посвященный воспроизведению естественной или преображенной человеком природы. Пейзажем называется также отдельное художественное произведение, изображающее природу. Как самостоятельный жанр пейзаж впервые появляется в Китае еще в VI веке. Пейзажи китайских художников очень одухотворенны и поэтичны. Они как бы вбирают в себя представление о многообразии и безбрежности мира природы. Художники обращаются к непосредственному изучению натуры, строят пространство в картинах, основываясь на принципах научно разработанной линейной и воздушной перспективы, пейзаж у них становится реальной средой, в которой живут и действуют персонажи.

Развитие восприятия впечатлений от природы, или чувства природы, имеет свою историю, что видно из сравнения литературных произведений различных эпох и народов.

Русская природа всегда оказывала огромное влияние на художников и писателей России. Можно даже сказать, что природа нашей страны, ее ландшафт, климат, краски, и сформировала национальный характер, а следовательно, и породила все особенности русской национальной культуры, и в том числе, живописи.

Вопросы (написаны на доске):
1. Что мы обычно имеем в виду, когда говорим «природа»?
2. В чем разница между дикой и искусственной природой?
3. Что значила природа для человека на заре цивилизации?
4. Почему в эпоху Просвещения природу называли неразумной?
5. Как сегодня человечество определяет для себя роль природы в своей жизни?
6. Почему о роли природы в жизни человека стали больше задумываться именно с развитием индустрии, с ростом городов?
7. Почему в современной жизни такое большое значение уделяют защите природы?
8. Какие экологические проблемы беспокоят вас сегодня?
9. Какое влияние оказывает природа и климат той или иной местности на формирование и становление национального характера?
10. Почему, говоря о культуре древних народов, мы всегда начинали разговор с природных условий? Как природные условия и климат влияли на становление культурных традиций?

Постановка проблемы
Учитель. Пейзажная живопись явилась отражением отношения человека к природе. Мне хотелось бы вместе с вами проследить, как изменялось восприятие художниками окружающей среды и своего места в ней.
Пейзажная живопись в наше время становится особенно, на мой взгляд, актуальной потому, что в наш век индустриализации и урбанизации вопросы сохранения окружающей среды, взаимодействия человека и природы стоят особенно остро. Человек, кажется, никак не может определить свое место в мире: кто же он, царь и властелин или только маленькая часть великого целого, имя которому мать-природа?

Тема нашего сегодняшнего урока — русская пейзажная живопись. Давайте попробуем ответить на вопрос (каждый) для себя: почему человек в своем художественном творчестве обращается к природе? Что значит природа лично для вас?

Ученики:
— Природа — это та среда, из которой вышел человек. Вся Земля — единая система. Без природы человек не может жить просто физически.
— Природа — это красота, а искусство — это целый мир, отражающий красоту во всех ее проявлениях.
— Природа — это покой и гармония. Искусство всегда стремится к гармонии.
— Лично я в природе, в общении с природой, если можно так сказать, черпаю душевное равновесие. При общении с людьми, у которых часто неустойчивое настроение, очень устаешь, а на природе отдыхаешь.
— Природа — это вечное и величественное, и на ее фоне наши проблемы, которые кажутся такими важными, становятся малозначительными.

2. Природные условия и климат России как важный фактор становления культурных традиций и мировоззрения

Рассказ учителя

Древнерусские владения охватывали большую часть Восточно-Европейской равнины. Ландшафт и климат здесь не отличались слишком резкими контрастами, природа спокойна и величава, реки текут неспешно, нет буйства красок и форм. Природное окружение мало способствовало развитию душевной пылкости живущих на этих просторах людей. Оно скорее располагало к задумчивости, к протяжным песнопениям, к несуетным повествованиям: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь с царицей, у них был сын Иван-Царевич...» Такие плавные ритмы и певучесть слога старинных сказаний имеют внутреннее родство с усвоенным нашими предками образом родной природы.

Обширность пространства пугала древнего славянина незащищенностью родных границ, но неохватность просторов одновременно и восхищала:

Высота ли, высота поднебесная,
Глубота, глубота окиян-моря,
Широко раздолье по всей земле,
Глубоки омуты днепровские...
Былина о Соловье Будимировиче

Широта и раздолье родной природы отразились в духовной жизни. Что дороже всего певцу-сказителю? Воля вольная. Что выше всего он ставит в человеческой натуре? Удаль молодецкую.

Своеобразен климат Русской равнины. Родная природа «часто смеется над самыми осторожными расчетами великоросса: своенравие климата и почвы обманывает самые скромные его ожидания и, привыкнув к этим обманам, расчетливый великоросс любит подчас очертя голову выбрать самое что ни на есть безнадежное и нерасчетливое решение, противопоставляя капризу природы каприз собственной отваги. Эта наклонность дразнить счастье, играть в удачу и есть великоросский авось» (В. Ключевский).

Короткое лето приучило славян к чрезмерному кратковременному напряжению сил и затем к длительному отдыху в продолжение вынужденного осеннего и зимнего безделья. Географическое положение Руси обусловило и особенности ее культуры. Она открыта, не отторгает чужого, а, наоборот, усваивает и перерабатывает. В русской культуре сливаются Восток и Запад: ведь Россия находится на границе двух цивилизаций.

Каждое племя славян имело свои обычаи, законы, предания и даже свой «нрав». Летопись сообщает: «Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями… имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводят ее накануне, а на следующий день приносят за нее — что дают». А древляне «живут зверинским образом», убивают друг друга, едят «все нечистое», и браков у них нет, но «умыкают девиц у воды». Радимичи, вятичи и северяне, как сообщает «Повесть временных лет», жили в лесу, подобно зверям, ели «все нечистое» и срамословили при отцах и снохах. У них также не было браков, а устраивались игрища между селами с плясками и песнями; и здесь «умыкали» себе жен по сговору с ними; имели по две и по три жены. Если кто-нибудь из них умирал, то устраивали «тризну» (торжественное прощание с покойником в виде военного состязания, игры или битвы), а затем делали большую колоду из дров и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали. А после, собрав кости, вкладывали их в небольшой глиняный сосуд и ставили на столбах при дорогах.

Славянские поселения обычно располагались по берегам рек и озер в местах, пригодных для земледелия, — их основного занятия. Возделывали рожь, пшеницу, ячмень, овес, просо, бобы, горох; выращивали лен, коноплю, а также овощные культуры — репу (которая была так же распространена, как в наше время картофель; ели ее пареной), редьку, лук, чеснок, капусту.

В северных лесных районах вырубали лес, затем выкорчевывали пни и поджигали их, потом в золу производили сев, предварительно вспахав землю, но часто и не делая этого. Участок, очищенный от леса, давал урожай в течение трех-четырех лет. Это вынуждало славян оставлять старые участки и очищать от леса новые. Такая система земледелия требовала огромного количества земли и заставляла селиться сравнительно небольшими поселками. Южные территории восточнославянского мира были более высокоразвитыми, чем северные. Этому способствовали благодатные природные условия (теплый климат, обилие дождей) и плодородная почва. Все эти причины обусловливали более высокие и стабильные урожаи на юге, чем на севере.
Большое место в хозяйстве восточных славян наряду с земледелием занимало животноводство. Найденные при раскопках кости животных свидетельствуют, что славяне занимались коневодством, их использовали в основном для верховой езды и как тягловую силу, а также коров, свиней, коз, овец и птицу.

В лесах, покрывавших территорию Восточной Европы, в изобилии водились звери, а в реках было много рыбы. Поэтому славяне охотились на кабана, оленя, медведя, бобра, лисицу, куницу, зайца и других животных; ловили в реках щуку, сазана, судака, леща, сома, осетра и других рыб. На охоту брали лук со стрелами и копья. Рыбу ловили крючками, сетями, неводами и разнообразными плетеными приспособлениями. Подсобную роль в хозяйстве играло и бортничество — сбор меда диких пчел.

Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг. Каждое славянское племя молилось своим богам, религия северных (балтийских и новгородских) славян сильно отличалась от религии славян киевских и дунайских. Единых для всего славянского мира представлений о богах никогда не существовало — поскольку славянские племена в дохристианское время не имели единого государства, они не были едины и в верованиях. Поэтому славянские боги не связаны родственными отношениями, хотя некоторые из них и очень похожи друг на друга.

Из-за разрозненности языческих верований, так и не достигших своего расцвета, сохранилось очень мало сведений о язычестве. Самые древние славянские верования и обряды основаны на обожествлении природы: «Всему существующему поклонялись яко Богу, и чтили, и жертвы приносили».

Главная особенность древнего мышления — представление о том, что природа и человек (макрокосм и микрокосм) неразрывно связаны. Жизнь древнего человека подчинялась тем же законам природы, по которым распускались и опадали листья на деревьях, чередовались времена года. И свое происхождение человек связывал с космосом. Мифы разных народов рассказывают, как люди произошли от животных и растений, из камней, глины — от так называемых тотемов (тотем — слово из языка индейского племени оджибве, в переводе оно означает «его род».

Обобщение и вывод

Итак, природный мир играл очень большую роль в жизни древнего человека. Но отношение человека к природе было двойственным. С одной стороны, он подчинялся природным законам, был маленькой частью единой системы. Поэтому те, кто находились ближе к природе, обладали в глазах древних большой властью (мертвые и предки были частью космоса). С другой стороны, мир природы — это неизвестный враждебный мир. Законы его неведомы, устройство вселенной — тайна, доступная только посвященным.
Постановка проблемы
Вот что интересно. Если природа играет такую важную роль в жизни человека, то почему же тогда в искусстве вообще и в русской живописи, в частности, жанр пейзажа начал развиваться гораздо позднее, чем, к примеру, портрет или историческая картина? Задумайтесь над этим вопросом и постарайтесь ответить на него к концу занятия.

3. Работа с иллюстрациями

Учитель. Попробуйте сформулировать, как в дальнейшем менялось отношение человека к природе и почему.

Ученики:
— Человек стал видеть в природе враждебную стихию, бороться с ней. Во всяком случае, с дикой природой: стихия уничтожала урожаи, лес наступал на поля. Чтобы выжить, надо было победить стихию.
— Человек стал считать себя высшим созданием природы, ее господином.
— В Европе в эпоху Возрождения человек стал присматриваться к природе, изучать ее законы.

Учитель. Изучение истории пейзажной живописи позволяет не только понять, как менялось понимание художником роли искусства в жизни человека, но и проследить, как менялось его сознание, его отношение к вечному миру природы.
Однако собственно пейзажная живопись в России начала развиваться только в XVIII веке вместе с развитием светской живописи вообще, и объектом внимания художников стала не дикая, «неразумная» природа, а ее рукотворный вариант. В иконе встречаются элементы пейзажной живописи, но этот пейзаж условен: ведь иконописца интересуют не столько красота природы и чувства художника, возбуждаемые ею, сколько символ. Например, дерево, изображенное на иконе, не может быть ни осиной, ни березой, а является символом Древа жизни или Древа познания.

Как только стали возводиться великолепные дворцы, разбиваться роскошные сады, вырастать как по волшебству новые города, появилась потребность все это увековечить. Бенуа отмечал, что «именно поэтому выписывались из-за границы «портретисты местности» — перспективисты и видописцы, благодаря которым и среди доморощенного малярства стали появляться первые проблески пейзажной живописи». При Петре I появились уже первые виды Петербурга, сделанные русскими художниками — М.Г. Земцовым и А.Ф. Зубовым.

В 1799 г. был учрежден в Петербургской академии художеств целый класс, специально созданный для изготовления видов царских садов и дворцов. Но сады при Екатерине II перестали быть расширенными до огромных размеров гостиными с зелеными стенами и зеркально укатанными дорожками. Появилась новая мода — любить все простое, естественное, даже милую, хоть и жалкую родную природу.
С.Ф. Галактионов, профессор ландшафтной живописи, гравер и литограф, создал целое направление.

ЗАДАНИЕ:

Рассмотрите работы Галактионова(1). Что вы можете о них сказать?

(1)

Ученики:
— Они похожи на план.
— В них нет никаких эмоций. Они как документ.
— Они дают точное представление о том, как все было когда-то.

Учитель. Художник Бенуа отмечал, что сам Галактионов был художник робкий и аккуратный, но его заслуга как раз в этом и состояла: он не мудрствовал лукаво, а внимательно присматривался к природе, переносил все, что видел, на бумагу, и при этом следует заметить, что он видел очень тонко, не упуская ничего характерного.

4. Работа с иллюстративным и фактическим материалом

Игра «Экскурсия»

Этот вид работы требует предварительной подготовки. Иллюстрации и фактический материал к ним подбираются и оформляются в классе заранее.
Учитель. Итак, пейзажная живопись в России. Давайте совершим экскурсию, но не по музеям, а во времени и пространстве. А машиной времени нам послужат произведения великих русских художников.

Ученики рассказывают о произведениях художников.

1. Федор Михайлович Матвеев. «Вид в окрестностях Берна»

Это один из первых русских художников, писавших пейзажи, видный представитель классицизма в русской живописи. Характерная особенность пейзажей Матвеева — панорамность. Низкий горизонт и широкий угол зрения дают возможность для обобщения элементов природы и выявления их многообразия. «Вид в окрестностях Берна» — изображение современного художнику города, но реальный пейзаж представлен возвышенно-идеальным. Картина построена по строгим правилам классицизма. На первом плане — деревья с листвою разных оттенков. Темные тона листьев плавно переходят в светло-зеленые. Недалеко от леса протекает река серо-голубоватого цвета. Легкий ветерок как будто веет с картины, сочетаясь с эпической строгостью изображения. Все это делает картину одним из лучших образцов русского классического пейзажа.

2. Сильвестр Феодосьевич Щедрин. «Малая Гавань в Сорренто», «На острове Капри», «Вид Сорренто близ Неаполя»

В картинах Щедрина природа перестала быть лишь пассивным материалом, но раскрылась во всей своей естественной красе. Щедрин наполнил свои холсты светом, влажным и солнечным морским воздухом, блеском воды, обжигающим солнцем, прозрачными трепещущими тенями. Он показал не только внешнее обличие природы, но и ее дыхание, движение, жизнь. Щедрин добивался гармонического единства композиционного построения с живописностью и естественностью пейзажа. Он далек от намерения искусственно сочинять пейзаж, но в самом выборе точки зрения, рамок изображения сказывается желание создать устойчивую композицию. Щедрин впервые раскрыл в живописи единство настроения природы и человека, изобразил природу как свидетеля мыслей и чувств людей, как источник радости бытия.

3. Михаил Константинович Клодт. «Большая дорога», «Пашня», «Лесная даль в полдень»

Шишкина и Клодта Бенуа называл добросовестными и убежденными искателями правды, но считал, что всесильная академическая рутина наложила и на них свою печать. Особенно это сказалось на технике и отчасти также на выборе тем, на всем их отношении к делу.

Клодт интересовался не столько внешним видом, сколько интимной жизнью природы, он был поэтом родного пейзажа. Его пейзажи говорят о чутком сердце и о его понимании грандиозного, величественного. Ему хотелось передать волновавшие его чувства, впечатления. В картине «Большая дорога» проглядывает очень искреннее настроение осеннего тоскливого пейзажа, в «Лесной дали» наивно, но довольно убедительно передает простор и ширь, тонущие в серой мгле океана, в «Пашне» есть понимание странной прелести земли, когда она весной вбирает в себя животворящие лучи солнца.

4. Иван Иванович Шишкин. «Вид на острове Валааме», «Вечер», «Сосновый лес», «Березовый лес»

Современники считали, что все творчество Шишкина отзывается фотографичностью, и именно в этом заслуга мастера. Шишкин в среде передвижников был одним из самых верных сторонников и убежденных стражей реалистической правды. Им выписаны каждая травка, былинка, бороздка в коре.

Бенуа писал о нем: «Он как будто все время говорил своим товарищам: вот, братцы, как выглядят русские леса, русские холмы, поля, нивы, деревни. Я не ведал, что делал, в точности изображая их, но пойдите вы, молодцы, поищите — может быть, в том, в чем я не сумел найти прелести, вы найдете ее и затем выразите в своих произведениях».

5. Федор Александрович Васильев. «Деревенская улица», «После дождя», «Оттепель»

Васильев, при всей верности натуре, стремился к поэтичности, искренности, к решению сложных колористических задач. Многим его рисункам присущи живописные свойства — они динамичны, богаты и контрастами светотени, и тончайшими тоновыми отношениями. Художник передает и резкий солнечный свет, и туманный день, и сумерки.

В картине «После дождя» (1868). Васильев нашел ответ на главные волновавшие его вопросы. Органично слились красота и правда, живописность и безукоризненное знание натуры, социальная направленность. Палящая душу лирика. Золотистые отблески вечерней зари коснулись мокрых вершин высоких деревьев, отразились в лужах и погасли в зарослях кустарника и рытвинах.
Впереди ночь, сырая, сумрачная, а деревенским лошаденкам еще надо дотащить по непролазной грязи воз с сеном. Великолепно написано небо, пронизанное прощальными вечерними лучами солнца. Живо и верно передано мягкое освещение, которое объединяет все изображение. Придает пейзажу воздушность. Художник утверждал, что без любви к природе невозможно полное счастье. Вот почему пейзажному жанру он отводил ведущую роль в искусстве.

6. Архип Иванович Куинджи. «Лунная ночь на Украине»

Роль русского Моне, показавшего прелесть самой краски, открывшего законы ее вибрирования, ее «звона», сыграл в русской живописи Архип Куинджи. Он был учеником Айвазовского. Бенуа писал о нем: «Куинджи в начале своей деятельности явился действительно как бы вторым изданием Айвазовского с его пестрой, как радуга, как иллюминация, палитрой. Куинджи впоследствии создал картины, в которых главную роль играли уже не настроение и не поэтический замысел, а «самая соль живописи» — краски. Все огромное достоинство его картин в одной только краске, сильной, ясной, яркой и смелой». Теперь его картина «Лунная ночь на Украине» потемнела, потускнели краски, но в свое время картина производила на современников огромное впечатление своей цветистостью, смелостью своих купоросно-зеленых, черно-зеленых и сине-зеленых тонов. Она была лишена крикливости, и общий красочный аккорд получался спокойный, тихий.

Учитель. Наша экскурсия, конечно, далеко не полно представила русскую пейзажную живопись. Мы намеренно не включили в нее творчество А. Саврасова, В. Поленова, И. Левитана, М. Нестерова, К. Коровина — это требует отдельного разговора. Мы еще не открывали для себя пейзажи замечательных художников ХХ века — поговорим о них позже. Однако хотелось бы обратить ваше внимание, что провести экскурсию помог замечательный художник и искусствовед Н. Бенуа. Готовя экскурсию, мы подумали, что его мнение, выраженное в книгах, мнение человека, тонко чувствующего и хорошо знающего искусство, будет особенно интересно для вас.

5. Обсуждение темы

Вопросы семиклассников к ученикам, проводившим экскурсию:
— Согласны ли вы с утверждением, что критерий оценки художественного произведения — степень сходства искусства с жизнью?

Ответ: Я думаю, критерий качества художественного произведения — выражение мира души художника и то, насколько ему это удалось.

— Считаете ли вы, что точное изображение мира в линиях и красках невозможно (трехмерный мир и двухмерная плоскость), поэтому и не может быть целью художника?

Ответ: Вообще-то да. Но живопись Шишкина почти опровергает это.

— Можно ли считать, что русские пейзажисты открыли нам красоту родной земли, заставили увидеть мир их глазами, обогатили наш духовный мир?

Ответ: Да, конечно. В этом и ценность пейзажной живописи.

— Почему не сразу открылся нам (и художникам) русский пейзаж, а сначала преобладали экзотические (например, итальянские) виды?

Ответ: Мне кажется, что человеку свойственно искать красоту где-то далеко, «большое видится на расстоянье».

6. Рефлексия

Учитель. Кто хочет высказаться по теме?

Ученики:

— Пейзажи русских художников воспринимаются не как изображение чистой природы, а как кусочек народной жизни.

— Настроение природы, художника и зрителя едины — это объединяет всех русских пейзажистов.

— Русский пейзаж принимает некоторые черты бытового жанра: художник рассказывает о жизни природы через массу деталей, каждая из которых повествует о ее состоянии, о тех переменах, которые в ней происходят.

Учитель. Что такое, по-вашему, пейзаж настроения?

Ученик. Природа вообще-то бесстрастна. Она не веселая и не грустная, она просто есть и живет по своим законам. Но у Куинджи она мистическая, у Щедрина — праздничная. Это настроение не природы, а пейзажа, созданного художником. Наверное, это и есть пейзаж настроения.

7. Рефлексия-2

Ответ на вопрос, поставленный в начале урока: почему человек в своем художественном творчестве обращается к природе?

Ученики:
— Сначала человечество увлеклось тем, что оно само создало: государством, архитектурой и прочим. Потом человеку стал интересен он сам, его внутренний мир. А когда он стал пытаться понять себя, он и обратил свой взор на природу.

— Да, в Средние века церковь просто накладывала запрет на восхищение земной жизнью, чтобы не отвлекать человека от созерцания «божественного» мира, поэтому жанр пейзажа и возник позднее, когда был снят церковный запрет.

— Человек слишком поздно осознал значение природы в своей жизни, отсюда и надвигающаяся экологическая катастрофа.

Учитель. Мы говорили о том, что для вас значит мир природы. А что для вас значит мир пейзажа?

Ученики:

— Для меня — очень мало. Я предпочитаю общение с природой непосредственно.

— Я вообще предпочитаю город, его жизнь, общение с людьми. Меня волнуют городские пейзажи Коровина, например. В них таинственная романтика.

— Для меня пейзажная живопись открывает целый мир, помогает увидеть красоту там, где я ее и не увидела бы.

— Честно говоря, раньше меня не очень интересовала пейзажная живопись, но теперь эта тема стала мне интересна.