Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №9/2007

УРОК МХК

У р о к  М Х К

Оксана ЛОКТЕВА,
кандидат педагогических наук,
преподаватель МИОО

ЯЗЫК ИСКУССТВА:
КАК РАСКРЫТЬ ДЕТЯМ ТАЙНУ АРХИТЕКТУРЫ

Продолжение. См. № 12, 13, 15, 18, 21, 22/06; 1, 3, 5/07.

Композиция архитектурных сооружений

В предыдущих номерах мы ввели понятие архитектурной формы, рассуждали об основных конструктивных системах, говорили о материале архитектуры, об ее художественной стороне. Сегодня темой нашей беседы станет композиция.

Композиционными средствами в архитектуре могут быть названы:
— форма и масса, силуэт,
— план,
— симметрия — асимметрия,
— контрастное сопоставление частей,
— выявление композиционного центра,
— архитектоника,
— пропорции,
— ритм,
— масштабность,
— связь здания и природной среды.
Рассмотрим эти понятия.

Статья опубликована при поддержке группы компаний АРИС, которая производит и реализует строительные леса и вышки-туры. Вышка-тура – незаменимая для любого строительства вспомогательная конструкция, предназначенная для ведения монтажных, ремонтных и отделочных работ снаружи и внутри строений, простая и надежная в эксплуатации. Габариты основания вышки-туры позволяют перемещать её из одного помещения в другое без полной разборки по высоте. Рабочая площадка может быть установлена на любой высоте с шагом 40 см. Составленные из нескольких таких вышек-тур строительные помосты по окончании строительства могут быть разобраны и перемещены на другой объект или же сложены на хранение. Если Вы профессионально не занимаетесь строительством и вспомогательные конструкции нужны Вам лишь на ограниченный срок, Вы можете взять строительные леса и вышки-туры у компании АРИС в аренду. С ассортиментом предлагаемой продукции, ее техническими характеристиками и ценами Вы можете ознакомиться на сайте scaffolder.ru.

Форма и масса здания

Это характеристика, которую мы воспринимаем зрительно, она непосредственно влияет на создание определенного впечатления. В связи с этим важно знать, что форма здания может быть разной:

  • одни формы образованы параллельными и перпендикулярными плоскостями: это куб и параллелепипед;
  • в других плоскости пересекаются под разными углами: пирамида, призма, многогранник;
  • третьи образованы вращением криволинейных плоскостей: конус, цилиндр, шар.

Чаще всего в архитектуре используются формы, образованные параллельными и перпендикулярными плоскостями. Это происходит из-за того, что такие соооружения максимально удобны для внутреннего заполнения.
Архитектурную форму можно измерить по длине, ширине и высоте. Если все три составляющие присутствуют в равной мере, то такая форма называется объемной и воспринимается нами как наиболее массивная. Если две величины преобладают, а третья мала, то такая форма будет называться плоской. Представим себе дом, который имеет определенную длину и высоту, а ширина (глубина) у него незначительная. Или другой пример: здание имеет значительную ширину и длину, а высота его невелика. Оба таких сооружения мы будем воспринимать как плоские.
Здание, в котором превалирует одна величина, а две другие малозначимы, называется линейным. Пример: небоскреб, который имеет одну ярко выраженную величину — высоту, в то время как две другие — длина и ширина (глубина) — незначительны.

Башня псковского кремля
Муниципалитет в Торонто, арх. Рэвелл

Марина-Сити (жилые дома), арх. Голдберг
Жилой дом, арх. Лоос
Зиккурат в Вавилоне
Лувр

Но зачем нам нужно это знать? И всегда ли, подходя к сооружению, мы будем разбираться, какую он имеет форму — объемную, плоскую или линейную? Оказывается, все это непосредственно влияет на наше восприятие. Рассмотрим, в чем же это выражается.

  • Объемная, в частности кубическая, форма кажется более массивной и устойчивой, незыблемой и фундаментальной. Мавзолеи имеют именно такую форму. Кубическая форма и у крепостей, которые должны производить впечатление устойчивости, непоколебимости.
    Вспомните Палаццо Веккьо во Флоренции — как неприступно смотрится это кубическое сооружение. Маленькие окошки на фоне гладкой массивной стены дополняют ощущение монолитности. Здание магистрата должно было вселять в граждан чувство уверенности в незыблемости существующих порядков.
  • Если сооружение имеет плоскую форму и вытянуто по вертикали, то оно воспринимается как более легкое. Да это и понятно — плоское кажется менее массивным, нежели объемное.
  • Наоборот, невыкие массивные сооружения подчеркивают связь с землей и невольно вызывают ощущение устойчивости, стабильности. Вспомним вырубленный в известняковых скалах храм женщины-фараона Хатшепсут.
  • Сооружения, имеющие линейный характер и устремленные ввысь, кажутся легкими, стройными. Это башни и небоскребы. Поскольку точка опоры у них невелика, мы воспринимаем их как недостаточно устойчивые.

Одни здания должны производить впечатление массивности, другие же, наоборот, при имеющейся массивности, должны казаться легкими. Как же облегчить ощущение массы?
Меньшей массой обладают здания:
— из гладкого материала,
— многоступенчатые,
— украшенные колоннами (лучше по периметру),
— состоящие из нескольких частей,
— украшенные аркадами,
— украшенные по фасаду различными декоративными элементами, которые создают эффект фильтрации света,
— окрашенные в разные цвета, которые зрительно разбивают объем,
— с использованием стекла как одного из основных материалов при строительстве.

Задание
Рассмотреть следующие здания для определения впечатления, производимого на зрителя (кажутся тяжелыми, кажутся легкими):
1. Исторический музей в Москве, на Красной площади (кажется легким, так как состоит из нескольких отдельных элементов, двуцветный фасад украшен множеством декоративных элементов, форма плоская с вертикальной направленностью).
2. Северная изба (кажется тяжелой, поскольку имеет кубическую форму, монолитна, приземиста).
3. Храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве (кажется легким, так как состоит из нескольких элементов, ярко разукрашенных, отличающихся по форме и размеру).
4. Кремлевский дворец съездов в Москве (при массивной объемной форме кажется не таким тяжелым, как мог бы казаться, так как основной строительный материал — стекло, к тому же используются элементы, зрительно напоминающие колонны).
5. Здание Биржи в Санкт-Петербурге (кажется легким из-за колоннады).
6. Египетская пирамида (кажется тяжелой — нерасчлененный, монолитный объем).

Просмотреть изображения, с тем чтобы сравнить их: какое сооружение кажется более легким и почему? Проанализировать, как это связано с назначением постройки.

План здания

Сравним два храма: Покрова на Нерли и Дмитриевский собор во Владимире. Первый кажется стройным, вытянутым, будто растущим. Второй — кряжистым, прочно стоящим на земле. Почему они производят такое разное впечатление?
Оказывается, оно связано с разными по начертанию планами. Сравним их.
План церкви Покрова на Нерли — вытянутый прямоугольник. Людей, идущих по дороге, он встречает своей узкой стороной. От этого-то и создается впечатление стройности храма, его «прорастания». Дмитриевский собор квадратен в плане — он со всех сторон воспринимается одинаково, его объем видится нам кубическим, а не вытянутым, как у церкви Покрова на Нерли. Вот и создается другое ощущение — храм кажется кряжистым и мощным. Так план влияет на наше впечатление об общих формах здания.
Кроме этого план определяет порядок следования помещений, связь между ними. Какой же может быть эта связь?
— Зальная — все функции здания сосредоточены в одном помещении (крытый рынок);
— центрическая — группировка меньших помещений вокруг большого, главного (театр);
— анфиладная — расположение помещений одного за другим (музей, универмаг);
— коридорная — помещения располагаются по обе стороны коридора (гостиница);
— секционная — здание состоит из отдельных, изолированных друг от друга секций (жилой дом);
— смешанная (применение зальной, центрической, анфиладной композиций в цельном интерьере).
Как видно, план определяется назначением здания, влияет на его внешний вид. Если планировка анфиладная, то здание будет вытянуто в длину, если зальная, то скорее всего круглой или кубической формы.
Но бывает и смешанная планировка, и тогда она может рождать ощущение запутанности и хаоса. Так родилась легенда о Минотавре — страшном чудовище, живущем в лабиринте. Не о Кносском ли дворце шла речь?

Задание
Рассмотреть следующие планы, попробовать догадаться, к каким сооружениям они относятся. Определить связь помещений в них и внешний вид сооружения в связи с этим.
(1) план древнеегипетского храма (анфиладная связь, храм вытянут в длину);

(1)

(2) план древнегреческого храма (центрическая связь, все помещения сконцентрированы вокруг наоса, храм прямоугольный, но при этом он не сильно вытянут, компактен);

(2)

(3) план Пантеона (центрическая связь помещений, храм имеет круглую форму, компактен);

(3)

(4) план православного храма (центрическая связь помещений, молящиеся во время службы пребывают внутри храма; храм компактен);

(4) План Дмитриевского собора

(5) план готического собора (в основе богослужения — шествие; можно сказать, что связь помещений коридорная, так как шествие движется по центральному нефу, боковые нефы визуально играют роль помещений, находящихся с двух сторон от коридора, это определяет значительную вытянутость храма).

(5)

Симметрия — асимметрия

В основе симметричности лежит равновесие. Если правая часть здания повторяет левую, уравновешивая ее, то это вызывает ощущение покоя, стабильности и прочности. Симметричным зданиям отдавали предпочтение те стили, которые считали разум превалирующим над чувствами. Недаром особняки классического периода строго симметричны (Кусково, Останкино).
Но были времена, когда чувства брали верх над разумом, и тогда… Прощай, симметрия, да здравствует асимметричность! Здания отличаются друг от друга по размерам и формам. Но при этом важно помнить: если композиция асимметрична, то она должна быть уравновешена чем-то другим, иначе возникнет ощущение нестабильности, непрочности, зыбкости. Как же уравновешены части асимметричной композиции? Рассмотрим комплекс Высоко-Петровского монастыря в Москве.
Вытянутый объем главного корпуса и высокая колокольня — как они уравновешиваются? Во-первых, и у колокольни, и у корпуса есть одинаковые элементы — полуколонны, они объединяют два здания в единый комплекс. Во-вторых, размер у полуколонн разный, подчеркивающий характер здания: у колокольни полуколонны высокие и их мало, а у корпуса — низкие и их много. Эта черта при единстве формы подчеркивает контрастность общих объемов зданий. В-третьих, окон у корпуса больше, чем арок и окон у колокольни, что ритмически объединяет здания. Таким образом, наличие одинаковых форм, использованных с разным ритмом и пропорциями, может уравновесить композицию.
Уравновешивает асимметричную композицию также создание равновесия по цвету, фактуре и массе. Хотя мы понимаем, что размеры колокольни и корпуса разные, в нашем сознании они уравновешиваются по массе — колокольня занимает тот же объем, но стоит вертикально, в то время как корпус расположен по горизонтали.

Контрастное сопоставление частей

То, что контрастно, лучше воспринимается глазом человека, поэтому в архитектуре часто встречаются контрасты.
Так, колокольня Высоко-Петровского монастыря (6) противопоставлена и вертикальностью, и структурой, состоящей из арок, массивному объему корпуса. Колокольня будто составлена из элементов, в то время как корпус монолитен.

(6)

Контрасты в архитектуре бывают:
— по расположению (вертикально — горизонтально);
— по форме (дворец в Коломенском (7) — причудливость контрастных форм создает ощущение непредсказуемости, некоторой тайны, рождает живой и многоликий образ);

(7)

— по материалу (например, на фоне металлических или железобетонных конструкций хорошо смотрится стекло, а на фоне монолитной гладкой стены выделяется своей ажурностью и хрупкостью витая решетка парапета);
— по цвету;
— по размеру (когда одно здание состоит из частей разного размера, которые контрастно выглядят один на фоне другого);
— по фактуре (например, на фоне гладкой стены ярко выделяется узор, состоящий из декоративных объемных элементов).
Говоря о контрастности, надо иметь в виду, что, помимо этого принципа, существует еще принцип тождества — повторения одинаковых элементов (перенос их) — и принцип прогрессии, когда один элемент изменяется, и это изменение прослеживается по мере развития. Часто понятие прогрессии может быть заменено понятием нюанса. Например, если цвета переходят один в другой: от светло-желтого, оранжевого до густо-красного — это прогрессия. Если же используются разбеленный оранжевый и светло-желтый, то говорят о нюансах цвета.
Принципы тождества, контраста и нюанса легко понять на примере орнамента.
Если в орнаменте повторяются, например, только круги, то это может быть названо тождеством. В архитектуре тождественны окна в жилых домах, козырьки подъездов, одинаковые декоративные полосы на фасадной плоскости.
Если в орнаменте сочетаются круги большого и малого размера, то это пример контраста. В архитектуре принцип контраста нами разобран выше.
Если в орнаменте круги изменяются по величине от маленького к большому или по степени цветности от светлого к темному, то это может быть названо прогрессией. В архитектуре прогрессия может быть прослежена на примере уменьшения восьмериков по мере подъема взгляда к главке. Ярким примером прогрессии служит церковь Покрова Богородицы в Филях (8), где уменьшение восьмериков вызывает ощущение роста, подъема вверх.

(8)

Задание
Перед вами различные виды орнамента. Постарайтесь определить, что лежит в их основе: тождество (перенос), контраст или прогрессия. Подберите к каждому орнаменту пример архитектурного сооружения, построенного по такому же принципу.

Выявление композиционного центра

Нередко контрастное соотношение частей необходимо для выявления композиционного центра. В симметричной композиции он находится в центре фасадной части здания, дополнительно выделяется различными элементами. В асимметричной он или скрыт, или обе части композиции составляют единое целое.
Композиционный центр, роль которого чаще всего играет вход в здание, может быть выделен такими архитектурными формами:
— выступающим или декорированным порталом;
— балконом, который обозначает вход;
— широкими оконными проемами над центральной входной частью;
— дополнительным архитектурным элементом, например башенкой;
— цветом;
— дополнительным декоративным элементом (например, глобус над входом в здание Главного почтамта на Тверской улице в Москве);
— нарочитой симметрией, которая подчеркивает центральное положение входа в здание.
В православных храмах композиционный центр — это самая высокая главка, таким образом, размер архитектурной формы тоже может быть выделен как средство обозначения композиционного центра.

Архитектоника

Тектоника, или архитектоника, — это соотношение и сочетание элементов сооружения, художественное выражение закономерностей, присущих конструктивной системе здания. Закон архитектоники предполагает строгое соответствие между внешним обликом и внутренней конструкцией сооружения.
Для того чтобы здания были красивыми и внутри и снаружи, а избыточные средства на строительство не шли, архитекторы придерживаются основного закона — ничего лишнего. Этот закон воплотился в слиянии внешних и внутренних объемов. Произведения архитектуры, в которых внутренний и внешний объемы сливаются максимально, называются архитектоничными. Здание архитектонично, когда внутреннее пространство и внешние объемы совпадают почти идеально.
Например, здания Древнего Египта: на двух колоннах лежит балка, здание оканчивается там, где оканчивается балка. Внутренние и внешние объемы совпадают идеально. Между внутренним и внешним ничего лишнего нет. Архитектоничными были храмы Древней Руси, здания Древней Греции, Рима, Средневековья.
Но есть примеры сооружений с избыточным внешним объемом. Таким примером может служить египетская пирамида, назначение которой — быть усыпальницей. Погребальная камера занимает лишь малую часть сооружения, в то время как вся внутренняя область служит другим целям — показать могущество фараона, его власть над людьми.
Роль зиккурата в Вавилоне также больше скульптурна — быть постаментом, чтобы храм стал одновременно памятником.
Иногда избыточный объем необходим. Например, все русские церкви имеют либо шатер, либо барабан, увенчанный луковицей или шлемом. И шатру, и барабану полностью соответствовал внутренний объем. В северных районах Руси строили двускатные церкви, а чтобы отличить церковь от других построек, сверху на перекрытии надстраивают барабан с луковицей.
Палаццо Веккьо во Флоренции имеет высокую красивую башню, которая никак не связана с внутренним объемом здания, это отдельная надстройка, но по ней узнают центральное правительственное здание — магистрат. В таких избыточных объемах есть целесообразность.
Однако встречаются и случайные избыточные объемы. Одним из основных качеств всякого сооружения должно быть соответствие, правильная взаимосвязь архитектурных форм и конструкции. Чем теснее эта взаимосвязь, тем органичнее архитектура. Но, к сожалению, это бывает не всегда. Например, здание квадратное или прямоугольное, а внутреннее пространство — круглое. Или здание перекрыто куполом, а внутри — плоский потолок. Это свидетельство низкой архитектурной культуры.
Внешние очертания архитектурных сооружений не обязательно должны полностью совпадать с габаритами конструкций, между поверхностью облицовки и конструкциями может быть при необходимости допущено известное расхождение, и тем не менее всегда и везде архитектор обязан исходить из конструктивной основы здания и находить такие декоративные средства, которые бы в той или иной степени отражали характер конструктивной системы, с которой они связаны.
Архитектор-формалист берет полюбившуюся ему надуманную внешнюю форму и искусственно приноравливает, подгоняет к ней «содержание», а этим «содержанием» является вся функционально оправданная внутренняя структура здания. Скажем, театр Российской армии построен в надуманной форме звезды, из-за этого в нем очень неудобные помещения.
Чрезмерное увлечение декоративными элементами крайне нежелательно. Вот как об этом писал французский архитектор и теоретик искусства Франсуа Блондель: «Удовлетворение, которое мы испытываем от прекрасного произведения искусства, зависит от того, насколько правильно соблюдены соотношения, чувство удовольствия обусловливается только пропорциями. Если они нарушены, то никакими внешними украшениями нельзя заменить красоту и привлекательность, которых им не хватает по существу. Можно даже сказать, что их безобразие делается еще отвратительнее и невыносимее по мере увеличения изысканности отделки и богатства материалов украшений».

Окончание следует