Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №10/2007

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

В р е м е н а   г о д а

Елена МЕДКОВА,
научный сотрудник ИХО РАО

Код вечности

«Времена года» в европейском искусстве XIX–XX вв.

Игры разума

Микалоюс Константинас Чюрлёнис. Соната весны. Скерцо. 1907. Галерея М.К.Чюрлёниса, Каунас

Серийность мышления литовского художника и музыканта М.К. Чюрлёниса не знает пределов. Мифологическая цикличность начала, расцвета и угасания с невероятной настойчивостью возникает в любой разрабатываемой художником теме. Даже весна у Чюрлёниса, пережив расцвет в образе благодатной небесной мельницы (часть II — Анданте), не может устоять под напором ветров времени. Время гасит свечи жизни (часть III — Скерцо) и развеивает светлые миражи весны (часть IV — Финал).
Именно «Соната весны» обнажает тот факт, что Чюрлёниса в принципе цикличности интересовала сама идея в чистом виде, а не ее воплощение в круговороте времен года. Времена года знают одну кульминацию — лето, а по логике Чюрлёниса выходит, что каждый из сезонов является замкнутым циклом со своей структурой и своим финалом полного небытия. По существу, художник вопреки названию демонстрирует нам более высокий, чем воплощенный в земном бытии времен года, уровень, а именно космогонический, согласно которому идея или замысел, возникнув, должны воплотиться в материю, а затем с неизбежностью погибнуть.
И в этом суть пространственно-временной концепции Чюрлёниса, на формирование которой оказал влияние ряд европейских идеалистических и мистических философских систем, а также индийская мифология и философия. Отстраненность, с которой художник создает, рушит и предает забвению миры («Соната солнца», «Соната звезд», «Rex», «Соната пирамид»), свидетельствует, что предметом его изображения было не что иное, как игры субъективного разума Бога. Именно в грандиозности и многовариантности мифологических актов творения и уничтожения миров складывается концепция тотальной относительности понятия бытия.
Ближе всего к исходному аграрно-сезонному мифу и связанной с ним тематикой времен года подходят те художники модерна, которые обратились напрямую к реликтам народного искусства — лубку, вывеске, народным низовым изводам иконописи. В России это два художника — К.С. Петров-Водкин (см. «Искусство». № 13/2006) и Б.М. Кустодиев. Оба художника примерно в одно и то же время создают картины со сходными названиями: Петров-Водкин — «Полдень. Лето» (1) (1917) и Кустодиев — «Лето» (2) (1918). В обоих полотнах лето — кульминация годового круговорота — становится ареной для изображения всего праздничного, трудового и жизненного цикла человека, поэтому можно с полным правом приравнять эти работы к полноценным сериям тематики времен года.

(1)
(2)

Особенно полная картина жизни человека представлена на картине Петрова-Водкина: рождение, детство, юность, первая любовь, труды и заботы взрослой жизни и, наконец, смерть в почтении и уважении к прожитой жизни — всё это проходит перед зрителем в мерном эпическом ритме патриархального мифологического бытия. В свой народный миф Петров-Водкин смог безболезненно вплести и закольцевать миф христианский — из века в век плоды древа жизни будут искушать человечество (яблоки на переднем плане), и так же из века в век русская мадонна будет рожать младенца во искупление грехов (фигура матери на пригорке).
Однако в своей основной массе художники модерна не были способны прорваться к истинным глубинам мифотворчества и на основе этого создать свою оригинальную концепцию. Они удовлетворялись уровнем аллегории, в которой натурализм соседствовал с идеализацией и стилизацией. Амбивалентность модерна открывала путь разного рода симулякрам, типа аллегорических женских фигур А.М. Мухи, которые, мало изменяясь, могли символизировать все что угодно — драгоценные камни (рубин, изумруд, топаз), виды искусства (музыку, танец, поэзию), и времена года в том числе. Впоследствии подобный прием закрепился в виде успешного рекламного клише.
События ХХ века принесли новые проблемы и новые решения в отношении концептуальных образов времени. После того как «Черный квадрат» К. Малевича поглотил пространство и время без остатка, на заре новой эры художник Павел Филонов, подобно богу, принялся складывать из первоначал форм и цвета «Формулу революции», «Формулу расцвета» и «Формулу весны».

Павел Филонов. Формула весны. Начало 1920-х. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Литература

Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. Т.II. – СПб. 2004.
История зарубежного искусства. Под ред. Кузьминой М.Т., Мальцевой Н.Л. – М. 1971.
Мурина Е.Б. Ван Гог. – М., 1978.
Мурина Е.Б. Проблема синтеза пространственных искусств: (Очерки теории). – М., 1982.
Некрасова Е.А. Романтизм в английском искусстве. – М., 1975.
Раздольская В.И. Европейское искусство ХIХ века. – СПб., 2005.
Ревалд Дж. Постимпрессионизм. – М. 1962.
Русакова А.А. Борисов-Мусатов. – Л., 1975.
Сарабьянов Д.В. Изобразительное искусство России. Живопись//Мировая художественная культура. ХIХ век. – СПб., 2007.
Турчин В.С. Эпоха романтизма в России. – М., 1981.