Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №11/2007

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

А р т - г а л е р е я

Лев Дьяков

Джузеппе Арчимбольдо

1527 - 1593

На старинной гравюре, считающейся по традиции автопортретом знаменитого итальянского мастера Джузеппе Арчимбольдо, есть надпись по-итальянски, якобы принадлежащая самому художнику. Она гласит в русском переводе:

Я в образе горы, и это мой портрет,
Природа, выраженная искусством Арчимбольдо.

Во всю плоскость листа изображена громадная скала, поросшая лесом, кое-где среди деревьев виднеются каменные дома. Поперек скалы вздымается мост, под ним — поднятая решетка, дающая дорогу потоку воды. Но стоит вглядеться в изображение, и скала постепенно начинает превращаться в человеческое лицо, деревья — в волосы, плоские дома — в глаза, древняя башня — в нос, вздыбленный мост — в усы... И вот заинтригованный зритель хочет скорее узнать, кто же этот художник.
Известно, что существовал (ныне его местонахождение неизвестно) автопортрет Арчимбольдо, написанный маслом в 1570 году, — единственный, если не считать рисунка пером, хранящегося в Национальной галерее Праги. На автопортрете (в одной из французских монографий воспроизведен его черно-белый вариант) лицо философа, мыслителя, человека громадного интеллекта. Проницательный, пристальный взгляд, густая борода с проседью, высокая шапка ученого — всё обличает незаурядную, яркую личность.
Перелистаем же немногие, почти рассыпавшиеся от времени страницы, сохранившие кое-что о жизни этого замечательного человека.
В 1592 г. Рудольф II, император Священной Римской империи, возвел его в титул пфальцграфа. Такого удостаивались не многие художники.
Джузеппе Арчимбольдо родился в Милане в 1527 г. Уже в возрасте 22 лет он работает как художник вместе со своим отцом Бьяджо, украшая Миланский собор. В 1551 г. Арчимбольдо расписал пять гербов, которые были преподнесены Миланом королю Богемии Фердинанду I, ставшему в 1556 году императором. Факт этот сам по себе достаточно знаменателен, так как именно в это время монарх заинтересовался молодым художником, что в дальнейшем повлияло на его судьбу.

Статья опубликована при поддержке компании мебельной фурнитуры "Мирэна-Лидер". Широкий ассортимент мебельных комплектующих и инструментов для изготовления мягкой и корпусной мебели, а также в продаже швейная фурнитура - мебельные резинки, заготовки для пуговиц, молнии, нитки, мебельные ленты и многое другое. Опт и розница, гарантия качества, доступные цены, акции и скидки. Посмотреть каталог товаров, цены, контакты и оформить заказ Вы сможете на сайте: https://mirena-lider.ru/.

Отец Арчимбольдо был дружен с семьей живописцев Луини, хранивших рукописи и рисунки Леонардо. Благодаря этому Джузеппе мог видеть работы великого флорентийца. Аурелио Луини сохранял как реликвию наброски из записных книжек Леонардо, доставшихся Бернардино Луини, отцу Аурелио, и, конечно, показывал Арчимбольдо удивительных чудовищ, карикатуры, всевозможные гибриды растений и животных, составляющие человеческие лица. Эти рисунки поразили воображение молодого художника и остались в его памяти.
В 1562 г. император Фердинанд I приглашает художника в Вену на должность придворного портретиста и копииста. Начиная с этого года вплоть до 1587-го — это период царствования Фердинанда I, Максимилиана II и Рудольфа II — художник живет при дворах в Вене и Праге.
Главная обязанность Арчимбольдо, помимо писания королевских портретов, состояла в приведении в порядок и украшении знаменитого «Кабинета», включающего необозримую коллекцию произведений искусства и редкостей, или «курьезов», как их тогда именовали. Коллекция Рудольфа II считалась лучшей в Европе.

Величайший ценитель живописи

Император Рудольф II, основатель Пражской научной школы, как его именуют теперь, был необычайной личностью. Еще современники сравнивали его с Фаустом и Просперо, героем последней пьесы В. Шекспира «Буря». В недавно изданной книге Н.П. Гордеева «Пражская научная школа» утверждается, что «Рудольф стремился к универсальному знанию (пансофия), а через него к познанию гармонии мира и созданию гармонического общества. Широта взглядов императора, его исключительная толерантность позволили ему создать щадящую атмосферу для окружавших его деятелей науки и искусства, что ставит его в один ряд с такими покровителями наук и искусств, как Птолемеи».
Уже после смерти Рудольфа гениальный астроном Иоганн Кеплер, один из виднейших деятелей Пражской школы, в своей работе «Рудольфовы таблицы», подводящей итоги многолетним астрономическим исследованиям, ставил Рудольфа в один ряд с Юлием Цезарем и Альфонсо Мудрым, которые всегда сознавали высокую роль всеобщего просвещения и значение индивидуального образования, постоянно содействовали развитию науки, объединяли вокруг себя знаменитых ученых и художников.
Рудольф II собрал огромное количество произведений искусства. Среди сокровищ его разграбленной впоследствии кунсткамеры были картины Дюрера, Брейгеля Старшего, Корреджо, Тициана, Лукаса Кранаха Старшего и многих других голландских, итальянских и немецких художников, приобретенные за высокую цену, — подлинное выражение страсти к постижению тайн мира. Недаром современники именовали его Гермесом Трисмегистом.
И изобразительное искусство, и литература Пражской школы тяготели к мистической и мифологической символике. Это полностью соответствовало вкусам современного им общества и самого императора. В своей знаменитой «Книге художников» (1604) Карел ван Мандер восторженно отзывается о безупречном вкусе императора, его глубоком понимании живописи и благородстве по отношению к людям искусства. Упоминая об Александре Македонском как о высоком покровителе живописцев древности, он не преминул заметить: «Но кто требует новых примеров, тот должен, коли для него это возможно, отправиться к императору Римской империи Рудольфу II — величайшему из современных нам ценителей живописи».
Рудольф II, собравший в Праге, согласно преданию, несколько десятков алхимиков, не столько мечтал о получении «алхимического золота», сколько испытывал потребность сотрудничать с силами «астрального» мира. Недаром он стал героем пражских мифов, повествующих о его общении с духами. Именно во времена правления Рудольфа знаменитый пражский раввин Иегуда Ливен бен Бецалель создал искусственного человека — Голема, якобы разгуливавшего по ночной Праге.

Мастер празднеств

Прага считалась в то время культурным центром всей Европы. Здесь работали выдающиеся астрономы — Тихо Браге и упоминавшийся уже Иоганн Кеплер, крупнейшие алхимики — Михаэль Сендивой и Михаил Майер, знаменитые философы, медики, натуралисты, приезжавшие со всей Европы.
Среди этих замечательных ученых Арчимбольдо занимал не последнее место. Человек многих дарований и широкой эрудиции, он служил при дворе как архитектор, театральный художник, музыкант, гидротехник. Его биограф сообщает, что отец Рудольфа II Максимилиан II высоко ценил Арчимбольдо и не только прислушивался к его суждениям, но и «подстраивался» под его вкус. Так, с помощью художника он создал Кабинет искусства и редкостей. Позже эти собрания стали основой знаменитого музея-кунсткамеры Рудольфа II.
Арчимбольдо носил титул «Мастер празднеств». Подобно Леонардо, он изобретает и строит различные гидравлические механизмы, музыкальные автоматы. Известны два его изобретения, зафиксированные в мемуарах современников, — «Перспективная лютня» и «Цветовой клавикорд». Первый фигурирует в инвентарной описи Градчанского замка за 1621 год, второй — в «Мантуанском диалоге» Грегорио Команини, одного из ближайших друзей художника. Команини сообщает, что звуки «цветового клавикорда» соответствовали тому или иному цвету, составленному художником по цветовой шкале. Музыковед Лионелло Леви утверждает, что Арчимбольдо стремился соединить оптический и акустический ряды согласно пифагорейским теориям, пользовавшимся в то время успехом среди гуманистов.
В этих исследованиях, по всей видимости, Арчимбольдо преуспел. Как сообщает Команини, художник однажды нарисовал на бумаге последовательность аккордов и предложил Мауро Кремонезе, придворному музыканту Рудольфа II, исполнить их на клавесине, с чем тот успешно справился. «Этот в высшей степени изобретательный живописец, — писал Команини, — умел не только верно передать цветами полутона, но и разделять тон точно пополам. Он мог изобразить очень мягкий и равномерный переход от белого к черному, постепенно добавляя черноты, подобно тому, как музыкант начинает с низких тяжелых нот, переходит к более высоким и кончает совсем высокими».
Постепенно, начиная с чистого белого и добавляя все больше черной краски, Арчимбольдо удавалось передать октаву из двенадцати полутонов с помощью цветов в диапазоне от «низкого» белого до «высокого» черного. Таким же образом он умел передать и целых две октавы.
«Точно так же, — продолжает Команини, — добавляя к белому цвету черный, чтобы изобразить повышение тона, он умел пользоваться желтым и другими цветами, используя белый для самых низких, доступных человеческому голосу нот, зеленый и синий — для средних по высоте, а самые яркие цвета — для самых высоких; это было возможно благодаря тому, что один цвет буквально поглощался другим и следовал за ним подобно тени. За белым следовал желтый, за желтым — зеленый, за зеленым — синий, за синим — фиолетовый, за фиолетовым — ярко-синий; так же тенор следует за басом, альт следует за тенором и сопрано следует за альтом».
Не объясняют ли эти музыкальные принципы, лежащие в основе живописи Арчимбольдо, поразительную музыкальность его картин?

Цикл «Времена года»

Арчимбольдо — автор семнадцати станковых полотен. Наиболее известны два больших цикла — «Времена года» и «Стихии». Первый вариант серии «Времена года» относится к 1563 г. Из этих четырех картин Музей истории искусств в Вене обладает двумя — «Лето» и «Зима». «Весна» недавно открыта в Мадридской академии Сан-Фернандо, в то время как «Осень» утеряна. Второй вариант этой серии датируется 1573 г. и приобретен Лувром в 1964 г.
Цикл «Стихии» относится к 1566–1571 гг. Картины эти были вывезены из Праги в 1648 г., когда город был частично сожжен, а замок Градчаны разграблен в результате вторжения в Прагу шведских войск под предводительством маршала Густава Врангеля. Некоторые из картин Арчимбольдо, включая знаменитого «Вертумна», до сих пор находятся в Швеции в замке Шкоклостер — бывшей резиденции маршала.
Тот факт, что картины Арчимбольдо несколько столетий «скрывались» в частных собраниях, стал причиной того, что искусство его до середины 20-х годов прошлого столетия было практически неизвестно широкой публике. И только после того как шведский коллекционер Олаф Гранберг в 1911 г. в Стокгольме опубликовал «Генеральную опись сокровищ искусств в Швеции», картины мастера получили известность.
Обратимся теперь непосредственно к «Временам года».
В картине «Лето» (1573, Лувр) развита тема знойного летнего полдня, символизирующего молодость. Плоды «Лета» будто вырастают из золотистых колосьев пшеницы. Цвет здесь «знойный», насыщенный, «летний». Спелые рубиновые вишни, изумрудные огурцы, наливающиеся розовые яблоки и груши — таков колорит картины.
В картине есть одна деталь, которая позволяет нам подробнее остановиться на некоторых аспектах искусства художника. Это латинская надпись: «Guseppe Arcimboldo. F» и ниже: «1573».
Арчимбольдо здесь следует за неоплатониками в понимании художественного гения: поэт творит, оживляет неживую природу, подобно магу.
В картине «Осень» (1573, Лувр) тема «среднего возраста» находит свое развитие в изображении осенних плодов, освещенных лучами заходящего солнца. Рыжеватые осенние листья, тяжелые грозди золотистого винограда, грибы и овощи — все это создает удивительную картину изобилия и богатства природы.
В этой картине поражают удивительная естественность, полное отсутствие всякой «заданности», мастерство, с которым художник компонует многочисленные плоды и овощи, будто сами собой составляющие лицо «Осени». Это свидетельствует о редчайшем композиционном даре, вкусе, незаурядном владении рисунком и цветом. Все это ненавязчиво и естественно помогает созданию единого, цельного образа.

Осень. 1573. Лувр, Париж

Цикл «стихии»

В цикле «Стихии» раскрываются все особенности гения Арчимбольдо. Эпоха, в которую творил художник, характерна тем, что в это время дальнейшее обогащение ренессансной мысли происходило главным образом в натурфилософии. Одна из главных ее идей — учение о живом Космосе, исполненном внутренних сил, имеющем в себе самом достаточные основания своего бытия, движения и развития. Мир, исполненный таинственных сил, мог представляться создателям натурфилософских систем в качестве некоего объекта магических действий.
При дворе Рудольфа II, как и во всей Европе, была особенно популярна магическая теория знаменитого немецкого ученого Агриппы Неттесгеймского (1486–1535), построенная на той мысли, что как высшее влияет на низшее, так и обратно — всё низшее влияет на высшее, только в меньшей степени. В своем главном сочинении «О тайной философии» (1510) Агриппа пишет: «Имеются всего четыре стихии, или элемента, то есть четыре основания для всех телесных вещей. Это суть огонь, земля, вода и воздух. Из них образуется всё, но образуется не путем смешения. А путем соединения и преобразования, и обратно, всё, что приходит к концу, разлагается на четыре элемента. Каждый из элементов имеет два особых свойства, из которых одно принадлежит специально этому элементу, между тем как другое составляет переход к следующему элементу. Огонь горяч и сух, земля суха и холодна, вода холодна и влажна, воздух влажен и горяч. Так элементы противостоят один другому по своим противоположным свойствам: огонь–вода, земля–воздух. И это есть принципы и начало всех тел, их свойств и их чудесных действий. Таким образом, как только кто-либо познает свойства элементов и их смесей, он сможет легко оперировать чудесными и удивительными вещами и в совершенстве заниматься натуральной магией».
Эти идеи наиболее ярко отразились в картине Арчимбольдо «Огонь» (1566, Вена), входящей в цикл «Стихии». Так, здесь мы находим четыре вида пламени, о которых говорит Агриппа. Продукты первого относятся к неорганической природе, второго — к растительной среде, третьего — к животной сфере и четвертого — к человеческому миру.
Интересно решены третий и четвертый типы. Для третьего он выбирает изображение барана из ордена Золотого Руна, а для четвертого — пушки и аркебузу. Кроме того, мы здесь находим все образцы «симпатий», характерные для данной стихии. Так, согласно Парацельсу, огонь и светящее пламя подчинены солнцу. Из металлов ему «симпатичны» золото и яшма, изображенные здесь на ордене Золотого Руна. Из животных «солнечен» баран, который изображен на том же ордене.

Огонь. 1566. Музей истории искусств, Вена

Поэзия флоры

Одна из поздних картин Арчимбольдо — «Флора» — была написана в 1588 г. в Милане, куда художник вернулся после многих лет пребывания в Праге. Однако он не прерывал связей с двором Рудольфа. Так, картина «Флора» была послана им в Прагу, откуда позднее вывезена в Швецию.
Г. Команини посвятил «Флоре» мадригал, построенный на игре слов fiori (цветы) и Flora (Флора):

Флора Я, или Я Цветы?
Если Я Цветы, как может тогда Флора
Улыбаться? А если Я Флора,
Как может быть Флора Цветами?
О! Я не Цветы и Я не Флора.
И все же Я Флора, и Я Цветы.
Тысячи Цветов, одна Флора.
Живые Цветы, живая Флора.
Но если из Цветов составлена Флора,
а из Флоры — Цветы,
Понимаете ли вы, как это случилось?
Цветы во Флору
Художник мудрый превратил,
а Флору — в Цветы.

Команини превосходно уловил поэзию «Флоры», соотнесенность отдельного с целым и проявление целого в отдельном. Здесь Арчимбольдо как бы предвосхищает позднейшую идею Новалиса (1772–1801): «Всё поэтически созданное должно быть живым индивидом. Это всё равно, полагаю ли я универсум в себе или себя в универсуме. Природа есть одновременно бесконечное животное, бесконечное растение и бесконечный камень». Поэт, согласно Новалису, обуздывает хаотические первобытные стихийные силы. Только художник, поэт выражает «дух природы», ее «внутренний разум». Природа и человек сливаются воедино.
Так, в картине «Флора» многочисленные цветы, разнообразные, изображенные в сотнях тончайших цветовых нюансов лепестки соединяются в женский образ, таинственный и загадочный. Этот образ существует во времени, потому что зритель постоянно переходит от созерцания цветов, которыми усеян холст, к лицу, которое они образуют, и наоборот. Эти метаморфозы происходят постоянно.
Хочется подчеркнуть, что картины Арчимбольдо не являются «шутками, выдумками, предназначенными для кабинета редкостей», как утверждает Ч. Стерлинг, крупнейший специалист в области испанского и фламандского натюрморта XVII в. Если говорить о «натюрмортах» Арчимбольдо, то, помимо громадного, покоряющего мастерства и блестящей виртуозности, они всегда «одушевлены», что объясняется натурфилософскими идеями, заложенными в них.

Последняя картина

Эти идеи характерны и для последней картины Арчимбольдо «Вертумн», которую друзья художника Джованни Ломаццо и Грегорио Команини называют «Портретом Рудольфа II». Они называют и дату создания «Вертумна» — 1590 г.
Поэма Команини, посвященная этой картине, была послана в Прагу вместе с картиной. О том, насколько Рудольф II был восхищен этим шедевром, говорит тот факт, что именно за него Арчимбольдо был возведен в титул пфальцграфа. В настоящее время картина находится в собрании барона фон Эссена в замке Шкоклостер в Швеции.
Вертумн — этрусское божество садов и обработки земли. В Древнем Риме Вертумн считался также покровителем торговли. Статуя его стояла в этрусском квартале Рима, храм был на Авентине. Вертумн изображался в виде юноши с садовым ножом в одной руке и корзиной плодов в другой. Согласно мифу, Вертумн мог принимать любой образ.
Арчимбольдо изображает Вертумна в образе существа, состоящего из спелых плодов, овощей, злаков, цветов и в то же время неожиданно обнаруживающего сходство с Рудольфом II. На портретах императора мы видим тяжелый подбородок Габсбургов, заросший кустистой бородой (колючие растения), черные, круглые, блестящие глаза (вишня и ежевика), одутловатые круглые щеки (наливные красные яблоки), выпуклый лоб (тыква), оттопыренные уши (початки кукурузы).
Вертумн, каким его изобразил художник, — некий астральный двойник императора, могущественный Плодоноситель. Образ этот зашифрован, каждая его деталь связана с необычной личностью Рудольфа.
Об этом пишет Команини в своей поэме «Вертумн».

Хоть мой вид, быть может, страшен –
В нем величие сокрыто,
Скрыт мой королевский облик.
Мне скажи теперь, ты хочешь
Разглядеть, что я укрыл?
Покрывало тогда сброшу...

Картины Арчимбольдо пользовались столь большим успехом у современников, что породили целые вереницы подражателей, именуемых «арчимбольдесками». Умелые и неумелые стилизаторы, не восприняв идей, заложенных в картинах Арчимбольдо, заимствовали лишь его внешние приемы. «Арчимбольдески» уже в XVII в. наводнили Италию, Францию, Голландию и другие страны Европы. Но они так и остались фокусниками и давно забыты, в то время как яркое, исполненное глубокой мысли, совершенное искусство великого Арчимбольдо продолжает волновать до сих пор.