Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №11/2007

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

А р т - г а л е р е я

Лев Дьяков

Лето

Джузеппе Арчимбольдо. Лето. 1563. Музей истории искусств, Вена

Современный французский писатель-сюрреалист Пейре де Мандиарг в своей большой монографии об Арчимбольдо называет итальянского мастера «совершенным в своей уникальности, делающей его подлинно великим». Писатель подробно рассказывает, как осенью 1931 г. в Венском историко-художественном музее он впервые увидел картины Арчимбольдо: «Неожиданно для самого себя я очутился напротив четырех картин: двух «Времен года» — «Зимы» и «Лета» и двух «Стихий» — «Огня» и «Воды». Я застыл, словно околдованный. Упорядоченный хаос этих причудливых лиц был одухотворен неправдоподобно живыми глазами; и эти глаза были столь невероятно выразительны, что не приходится удивляться, что, взглянув на них, застываешь, будто пораженный ударом молнии».
Картина «Лето» считается первым произведением Арчимбольдо, в котором отразились идеи, господствовавшие при дворе Рудольфа II. Художник начал создавать метафорически-фантастические картины, в основе замысла которых лежали космогонические идеи, впервые выдвинутые в диалоге Платона «Тимей», где утверждается, что «Бог создал Вселенную — одинокое живое существо, заключающее в себе все остальные живые существа, как смертные, так и бессмертные». Животные и растения, по Платону, созданы из тех же элементов, что и человек. Всё мироздание состоит из одних и тех же четырех элементов: огня, воды, воздуха и земли. «Всё, что причастно к жизни, — утверждает философ, — по всей справедливости и правде может быть названо живым существом».
Картина «Лето» поднимает еще одну проблему, на которой хотелось бы ненадолго остановиться, — зашифрованность эзотерического искусства. В только что опубликованной у нас книге французского историка конца XIX в. Грасе д’Орсе «Язык птиц» расшифровывается язык, известный лишь посвященным, прочитываются по-новому книги Франсуа Рабле, история Жанны д’Арк, события Французской революции...
Тайный смысл сокрыт в полотнах многих великих живописцев, представляющих собой настоящие шифрованные послания. К их числу принадлежат и картины Джузеппе Арчимбольдо.